Во время программы "Вечер с Владимиром Соловьевым" 26 февраля 2015 года в ходе обсуждения проблем, связанных с ИГИЛ, возник вопрос, может или нет Россия поставлять оружие в Иракский Курдистан, чтобы поддержать борьбу курдов с этой террористической организацией. Если коротко, то моя позиция: Россия сегодня не может поставлять оружие в Иракский Курдистан, естественно, что я озвучил свою экспертную позицию. После передачи некоторые мои знакомые курды задавали недоуменные вопросы по этому поводу. Почему не может? Действительно, Россия для них по-прежнему остается державой, которая может все. А многие курды просто очень хотят, чтобы Россия оказала всестороннюю помощь Курдистану, не смотря ни на что, не вдумываясь в то, возможно это или нет. Их доверием, их политической непосредственностью пользуются люди, которые спекулируют на этой теме, утверждая, что Россия не только может, но и должна делать это, как, например, делает Иран.
Так может или нет Россия поставлять оружие курдам Южного, или Иракского, Курдистана?
В самой постановке этого вопроса много либо непонимания ситуации, либо сознательной игры на публику, потому что Россия, независимо от того, обращалось ли к ней Региональное правительство Курдистана или нет, не может поставлять оружие в Южный Курдистан. Почему? Южный (или Иракский) Курдистана является частью Федеративной республики Ирак и невозможно на законных основаниях поставлять оружие в Иракский Курдистан иначе, как через правительство в Багдаде, или непосредственно в Курдистан, но опять же только по соглашению с правительством Ирака. Позиция правительства Хейдара аль-Абади, как и его предшественника-однопартийца Нури аль-Малики однозначна: все поставки оружия только через Багдад. Даже США, от которых Ирак сейчас сильно зависит поставляют оружие только Багдаду, рассчитывая, что часть его попадет и к курдам, но не поставляет оружие в Курдистан непосредственно. И в этом ничего не меняет то, что кто-то не считает необходимым прислушиваться к мнению Багдада, достаточно того, что право контролировать поставки оружия на свою территорию у этого правительства есть. И есть механизмы, которые позволяют ему защитить это свое право. Конечно, сейчас часть оружия идет якобы прямо в Эрбиль, например, из Германии или других стран коалиции, но все эти поставки предварительно согласованы с Багдадом. Аналогично, согласованы, может быть, в другом порядке или на других основаниях, поставки оружия в Курдистан из Ирана, который политически доминирует в Багдаде.
Тем не менее, давайте рассмотрим, что было бы, если бы Россия в силу каких-то причин, которых, подчеркну, сейчас нет, а, наоборот, у России хорошие рабочие отношения с правительством Ирака, решила проигнорировать позицию Багдада, смогла бы она поставить оружие в Иракский Курдистан. Нет. Даже в этом гипотетическом случае нет, не смогла бы! Потому что позиция Багдада разделяется союзниками Ирака, и, прежде всего, США, которые, даже если бы Багдад не попросил их об этом, все равно, учитывая характер российско-американских отношений, встали бы на защиту его суверенитета, просто, чтобы не допустить Россию в этот район. Этого достаточно, чтобы эти действия стали предметом международного скандала с отягощающими последствиями. Конечно, любой курдский патриот скажет, что надо наплевать на возражения всех стран, которые будут осуждать или даже препятствовать поставкам оружия.
Однако есть обстоятельства, которые не может игнорировать любой здравомыслящий человек, это – география. Несмотря на географическую близость Курдистана к России или к ее союзникам, поставить оружие в Иракский Курдистан можно только через территорию Сирии, Турции, Ирана и Ирака. Сирия сейчас в состоянии гражданской войны и поставки туда любого вооружения затруднены, а поставки оружия через Сирию в Курдистан просто невозможны. Турция, безусловно, не позволит осуществлять такого рода поставки, а осуществлять их, не согласовав с Турцией, через ее территорию невозможно. Аналогичная ситуация с Ираном, не говоря уже об Ираке. Иными словами, тот факт, что Иракский Курдистан – это анклав, делает невозможной поставку туда оружия без согласия соседних держав.
Соответственно, сегодня не согласованные с иракским правительством поставки оружия в Южный (или Иракский) Курдистан невозможны. Можно с уверенностью сказать, что Россия не станет нарушать международное право, да и за ее действиями следят так пристально, что никто ей этого не позволит сделать. Более того, географическое положение Иракского Курдистана в принципе делает невозможными поставки туда оружия без согласия соседних стран, кто бы за это ни взялся. Рассуждения о том, что это возможно, а тем более, что это необходимо, или что Россия упускает какую-то возможность и не защищает свои интересы на дальних подступах, показывают, что люди, всерьез придерживающийся этой точки зрения, не понимают, что происходит вокруг Курдистана, либо сознательно вводит слушателей в заблуждение, преследуя какие-то свои личные цели.
Единственный способ – это, пока Южный Курдистан юридически является частью Ирака, договариваться с правительством Ирака о том, чтобы оно согласилось на поставку оружия сражающемуся с ИГИЛ Иракскому Курдистану. Это может быть только трехстороннее соглашение, но его вероятность сегодня крайне мала.
Российская помощь Иракскому Курдистану сегодня может состоять в том, чтобы не допускать военных и иных преступлений против народа Курдистана во всех странах, где проживают курды, что крайне непростая задача, защищать законные права курдов, личные и гражданские, участвовать в развитии экономики Курдистана наряду с другими странами, искать пути принципиального урегулирования ситуации на Ближнем Востоке, которое невозможно без соблюдение прав курдского народа, в том числе и на свою государственность, понимая, что эта цель может быть достигнута только при определенной поддержке как на региональном, так и на мировом уровне.