Хаотичная ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке, и неконтролируемое и непредсказуемое поведение "Исламского государства" (ИГ) в Сирии и Ираке свидетельствуют о том, что аргументы искавших во всем этом заговор не выдерживают критики. Следовательно, мы попытаемся воздержаться от любых конспирологических теорий.
Появление ИГ показало имеющиеся в радикальном исламском пространстве противоречия и обостряющуюся борьбу между старым и новым поколениями исламистов. Это было своеобразное послание нового поколения исламистам старого поколения.
ИГ выступило с новым словом в радикальном исламском пространстве, затмив своим появлением все другие до этого существовавшие радикальные исламские группировки, и установило новую планку для борьбы упомянутых и будущих радикальных исламских группировок. (К примеру, до появления ИГ целью джихадистской борьбы исламских радикальных групп было создание исламского государства, а ИГ, напротив, уже выступает с позиций государства, руководствующегося исламскими законами и.т.д). Последние будут вынуждены начинать свои действия именно с этой планки или хотя бы пытаться приблизиться к ней.
ИГ уже превращается (как это случилось с "Аль-Каидой") в бренд, который будут использовать вышеупомянутые исламские структуры в осуществляемой или предстоящей джихадисткой борьбе. Приоритетом в тактике своей джихадистской борьбы ИГ считает насильственные действия против "Ближнего врага" (это режимы в мусульманских странах, и те мусульмане, кто не разделяют идеи ИГ), не забывая также об объявленной руководящими кругами "Аль-Каиды" борьбе против "Дальнего врага" (западные страны). Такую тактику ИГ в основном осуществляет путем разворачивания активных военных действий на Ближнем Востоке, а также джихадистской борьбы радикальных исламских группировок, проявляющих активность в находящихся за пределами ближневосточного региона мусульманских странах, желающих действовать под покровительством ИГ.
После объявления о создании Исламского государства (29 июня 2014 г.) действующие на вышеуказанных территориях радикальные исламские группировки, чтобы не остаться в стороне от джихадистской борьбы ИГ, начали присягать на верность халифу "Исламского государства" Абу Бакру аль-Багдади, получая разрешение об объявлении вилаята на своих территориях. Халиф объявляет вилаятами территории, где исламисты довольно активны и где есть довольно мощный радикальный исламский потенциал, который может обеспечить распространение влияния ИГ на новообъявленных территориях, а также за их пределами. Известны случаи, когда Абу Бакр аль-Багдади не признавал присяги на верность, адресованные ему. В частности действующая на территории Индии исламистская группировка "Танзим Ансар ат-Таухид” присягала на верность ИГ еще в октябре 2014г., однако она не удостоилась внимания халифа. Вероятно Абу Бакр не придает важности джихадистской борьбе этой группировки в Индии, считая ее не имеющим достаточного влияния и, следовательно, ее борьбу – непродуктивной. В результате "Танзим Ансар ат-Таухид” ограничилась пропагандой идей Исламского государства в Индии. (1)
В июне 2015 г. 34-ым вилаятом ИГ был обьявлен Кавказ ("Вилаят Кавказ"). Абу Бакр принял адресованную ему присягу на верность от некоторых исламистов из Кавказа. 23 июня один из лидеров ИГ Абу Мухаммад аль-Аднани в своем обращении заявил, что на Кавказе образуется новая территория, входящая в состав Исламского государства, амиром или валием которого будет назначен Абу Мухаммад Кадарский. (2)
Исламскому радикализму на Кавказе тоже не удалось избежать разгорающейся борьбы между старым и новым поколениями исламистов. В последние годы Кавказский регион считался полем деятельности действующих под крылом Аль-Каиды исламских группировок, которые служили своего рода форпостом АК для ведения в регионе джихадистской борьбы. В этом смысле особенно отличился исламская радикальная группировка "Имарат Кавказ" (ИК), которая ведет активную радикальную деятельность на Кавказе, связана с руководящими кругами Аль-Каиды присягой на верность и старается воплотить в жизнь планы руководства АК по отношению к региону. О создании "Имарата Кавказ" 7 октября 2007 года объявил в своем обращении президент Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ) Доку Умаров. В этом выступлении Умаров сложил полномочия президента ЧРИ и провозгласил себя "амиром моджахедов Кавказа", "предводителем джихада", а также "единственной законной властью на всех территориях, где есть моджахеды". Доку Умаров объявил "вне закона этнические, территориально-колониальные зоны под названием "северокавказские республики" и тому подобное" и заявил о вводе полного шариатского правления на всех территориях Северного Кавказа, являющихся зоной военных действий. (3)
Разгорающаяся борьба между старым и новым поколениями кавказских исламистов стала еще более очевидна в основном после вовлечения Исламского государства в сирийский конфликт 2013 г..
Подобная ситуация привела к тому, что борьба на Кавказе против старой гвардии исламистов приняла серьезный характер, а "Имарат Кавказ" стал мишенью для нового поколения исламистов, которые в лице Исламского государства видят поддержку для осуществления своих военно-идеологических планов. Присяга верности кавказских исламистов и ее принятие Абу Бакром предполагает не только идеологическую, военную и финансовую поддержку со стороны ИГ, но и активизацию джихадистской борьбы на Кавказе. Исламские радикальные группы входящие в "Вилаят Кавказ" считают, что принятие присяги и объявление о создании нового вилаята будет оправдано активизацией дальнейшей борьбы, и как в других вилаятах джихадистское движение на Кавказе должна перейти в более активную фазу. На Кавказе мы увидим тенденции активации этой борьбы.
(1) - Aymenn Jawad al-Tamimi, The Islamic State and Its "Sinai Province” (March 26, 2015), http://www.aymennjawad.org/16345/
the-islamic-state-and-its-sinai-province.
(2) - Audio Statement by Shaykh Abu Muhammad al-"Adnani as-Shami, Pietervanostaeyen.wordpress.com (June 23, 2015), https://pietervanostaeyen.wordpress.com/2015/06/23/
o-our-people-respond-to-the-caller-of-allah-audio-statement-by-shaykh-abu-muhammad-al-adnani-as-shami/.
(3) - Имарат Кавказ, Кавказский Узел (06 июля, 2015 г.), http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/158730/.
Саркис Григорян, Научный сотрудник Отдела армяно-курдских отношений Института Арменоведческих Исследований ЕГУ, к.и.н.
Теги: Саркис Григорян, Исламское Государство, Сирия, Ирак, Аль-Каида, Абу Бакр аль-Багдади, Индия, Танзим Ансар ат-Таухид, Кавказ, Имарат Кавказ