Белуджистан представляет собой историческую территорию расселения белуджей, народа арийского происхождения со специфичным этногенезом и клановым устройством. Общая занимаемая площадь 650 тыс. кв. км, из которых 350 тыс. кв. км приходится на Пакистан, 200 тыс. – на Иран и 100 тыс. – на Афганистан. Численность белуджского народа колеблется от 10 до 18 млн. человек. Исповедуют ислам суннитского толка. На протяжении всего XX века белуджами неоднократно предпринимались попытки создать собственное государство. Отдельно стоит сказать и о ресурсах Белуджистана. Полезные ископаемые рассыпаны в изобилии – медь, золото, серебро, железная руда, цинк, хром, каменный уголь, природный газ, полудрагоценные камни и т.д. Первая промышленная скважина была пробурена в 1952 г., что положило начало освоению крупнейшего газового месторождения Суй (Suii) в Пакистане. Кроме того, Белуджистан известен двумя морскими портами – Гвадар и Чабахар (Чахбехар).
В Иране белуджи проживают в провинциях Систан и Белуджистан. Это наиболее бедные провинции ИРИ, ключевые маршруты наркотрафика. Численность белуджей в исламской республике превышает 1,5 млн. человек. В личных документах белуджей указывается не национальность, а клан (эсези, наутани, калбели и пр.), что приводит к некорректному отображению численности в статистике и дроблению самого этноса. Иранская стратегия "единый персидский народ" проводит строгую национальную политику в отношении меньшинств в целом и белуджей в частности, включая заключение под стражу за "вражду с Богом" и казнь за "распространение скверны на земле". Значительная часть белуджей проживает в Пакистане (6,2 млн. человек).
Несогласные с пакистанским господством белуджи многократно заявляли о своих правах на природные ресурсы региона Суи, на который приходится 85% от общей добычи природного газа, и 65% от производства угла. Белуджистан в Пакистане - беднейшая, отсталая в социально-экономическом плане провинция, испытывающая нехватку питьевой воды и современных коммуникаций. Главная причина радикализма белуджей Пакистана состоит в том, что получая значительные прибыли от эксплуатации газовых ресурсов края, Исламабад выделяет Белуджистану скудные средства на развитие инфраструктуры и экономики.
Ситуацию усугубляют несколько дополнительных факторов. Во-первых, две провинции, особо отличающиеся националистическими тенденциями – Белуджистан в Пакистане и Белуджистан в Иране – граничат друг с другом, а значит имеют постоянное взаимодействие и большие возможности для эскалации и дестабилизации региона. Условно назовем регион Большим Белуджистаном. Во-вторых, как указано выше, провинции обладают важными стратегическими объектами - это иранский порт Чахбехар и пакистанский порт Гвадар. Значение морского порта в современных реалиях известно. Это место сосредоточения геополитических интересов, важнейшая экономическая база для региона и возможность многократного увеличения товарооборота.
Борьбу за Белуджистан ведут сразу две великие державы — Китай и Индия. Пакистанский Белуджистан занимает выгодное географическое положение - это выход на побережье Аравийского моря и Индийского океана, где расположены порты Ормара, Дживани. Гвадар – третий крупнейший порт после Карачи и Касима, был построен в 2002 году Китаем, для которого объект стратегически важен с нескольких ракурсов. Прежде всего, это стоянка для кораблей ВМФ, транспортный коридор для Западного Китая, возможность контроля над военной активностью США в зоне Персидского залива, а также связующее звено Иран-Пакистан, которое выступает в качестве дополнительной оси китайского трансконтинентального проекта.
Сам Пакистан рассматривает провинцию Белуджистан в качестве инструмента реализации своих геополитических интересов, объект своих будущих стратегических амбиций. Гвадар для Пакистана - прежде всего интеграция экономики в Китай, а также доступ к рынкам Средней Азии для импорта энергоресурсов и экспорта китайских товаров. Кроме того, Гвадар призван стабилизировать западные мусульманские провинции Китая путем привлечения инвестиций в экономику региона и усиления экономических связей с мусульманскими странами Средней Азии. На сегодняшний день мощность порта Гвадар составляет порядка 5,5 млн тонн в год. По состоянию на конец 2014 года через Аравийское море проходил экспорт нефти в Китай следующих стран - Саудовская Аравия (19,8%), Иран (10,9%), Ирак (5,4%), Оман (7,2%), Судан (5,1%), ОАЭ (2,7%).
Второй активный игрок, имеющий интерес в провинции Белуджистан – Индия, объект внимания которого - порт Чахбехар. Индия и Иран условились совместно развивать порт Чахбехар в Аравийском море еще в 2003 году, однако экономические санкции против иранской ядерной программы препятствовали этому. Сегодня в условиях снятия санкций тема взаимного сотрудничества вновь приобрела актуальность. В конце августа Президент Ирана Хасан Роухани предложил расширить участие индийских компаний в развитии порта Чахбехар, а также инвестировать в инфраструктуру региона средства на сумму $8 млрд. Соответствующее заявление сделал иранский посол в Индии Голам-Реза Ансари. Будучи одним из крупнейших портов Ирана, Чахбехар оборудован для приема океанских судов и является одним из ключевых элементов транспортного коридора "Север-Юг". Для Индии порт Чахбехар выгоден, потому что позволяет коротким путем доставлять грузы в Афганистан, Россию, Среднюю Азию и т.д., исключая транзит через Пакистан. Для Ирана порт Чахбехар - самая близкая точка доступа в Индийский океан, для востока страны - это важнейший центр торговли. Кроме того, развитие Чахбехара – часть программы централизованного бункеровочного бизнеса.
Таким образом, проект Большого Белуджистана стал объектом геополитических войн: с одной стороны - интересы Индии в Чахбехаре как транзите, с другой – возможность расширить "Экономическую ось" Китая через Гвадар.
Китай и Индия являются друг для друга как экономическими партнерами, так и региональными конкурентами. Фактически Китай поддерживает Пакистан. Индия предполагает, что с помощью его давнего противника Пекин планирует "окружить" ее. Чахбехар от Гвадара отделяют всего 70 км. Те 70 км, на которых стыкуются интересы Китая и Индии. Иран и Пакистан, развивая порты и получая прибыль, решают для себя актуальную проблему - беднота и неразвитая инфраструктуры Белуджистана. При этом, желаниям белуджей – получить независимость и автономию – пока ни один игрок прислушиваться не готов. В баталиях за Белуджистан выиграет тот, кто последует тактике win-win: реализует свои геополитические ссылки и обеспечит благополучной средой белуджийский народ.
Теги: Джамиля Кочоян, белуджи, Белуджистан, Иран, Афганистан, Пакистан, Китай, Индия