Суфизм в Иране находится в религиозной оппозиции современному политическому Исламу.
Семена суфизмабыли посеяны во времена Адама, дали ростки во времена Ноя,расцвели во времена Авраама,Начали развиваться во времена Моисея,Созрели во времена Иисуса,Дали чистое вино во времена Мухаммада.(Идрис Шах. Суфизм. – М., 1994. – 446 с).
Исламская традиция состоит из многочисленных групп и течений, из которых наиболее известны - группы суннитов и шиитов. Интересна мистическая группа суфией, которую можно назвать одновременно и синкретизмом двух указанных групп, и уникальной в составе всего Ислама. Суфизм сегодня – промежуточное звено между сторонниками светского Ирана и представителями Исламского Ирана.
Суфизм зародился в Ираке в конце IX века н.э., c X века появляется в Восточном Иране (район Хорасана), где зародилась первая суфийская литература. Суфизм представляет собой сложный и неоднородный религиозный феномен, т.н. философия исламской морали и этики. Три принципа отличают суфизм: мистицизм, аскетизм (отказ от жизненных благ) и пантеизм (единство Творца и Творения). Причину возникновения мусульманские ученые связывают с ослаблением ислама после Пророка, сподвижников его и последователей. Соответственно, суфизм можно назвать наукой, возрождающей духовность в Исламе. Само слово "суфи", по мнению классика-суфия Абулькасима аль-Кушейри, неарабского происхождения и является прозвищем человека-мудреца или группы мудрых людей. Среди остальных классиков-суфиев можно выделить и известных авторов персидского поэтического наследия: Джалаладдин Руми, Абу-ль-Маджд Санаи, Амир Хосров Дехлеви, Хафиз Ширази, суфийский шейх-поэт Джами и др. Несмотря на значительное влияние перечисленных поэтов на исламский мир, отношения между мусульманскими богословами и суфиями складывались довольно напряженно.
Как сказано было выше, суфизм как философское течение значительно оформилось в Иране. По мнению Махмуда Ираки, руководителя Организации культуры и исламских связей Ирана, причина появления суфизма конкретно в Иране – наличие древней цивилизации и достижение высшего духовного прогресса иранским народом. Ограничение и давление, возникшие во времена правления династии Сасанидов в Иране, не гармонировали с нравом иранцев, предпочитавших красоту (в эстетике иранцы имели преимущества по сравнению с другими восточными народами). В результате этого, иранцы искали "новый путь", которым впоследствии стал суфизм как самый оптимальный путь достижения свободы. В Иране появилось много мистиков-суфиев, оказавших влияние на духовность исламского мира. Однако, после Конституционного переворота (1284-1905 год по Григорианскому календарю) суфийская поэзия в Иране стала встречаться все реже и реже, впоследствии теряя свое истинное качество. В. Дроздов ("Мистическая любовь в Иране") пишет: "Особенностями иранского суфизма является "очеловечивание" божественного и привнесение в учение элементов реального земного бытия. Это выражалось в восхвалении природы и в гедонической теме, и изображении человеческих чувств, человеческой красоты – все это можно было трактовать и мистически, но постоянное обращение к человеческой красоты выделяло иранский суфизм от арабского, делая его более живым и понятным для масс".
Официальных данных о численности суфиев в Иране нет. Известно, что представители течения проживают в провинциях Белуджистан, Курдистан, Систан, Луристан и Туркменсахра. Дервиши (приверженцы суфизма) численностью ок. 4 миллионов человек проживают в городе Гонадаб (одноименное название ордена суфизма "Гонабад"). Со времен Иранской революции, суфии претерпевали насильственную политику властей в отношении себя как конфессионального меньшинства: суфийские адепты подвергались гонениям, святыни – разрушались, места жительства суфиев были атакованы. Так в 2006 году были арестованы более 1460 дервишей, два года спустя был уничтожен суфийский центр в городе Боруджерд, а в 2009 году – центр в городе Гонабад. 4 сентября 2011 года был расстрелян в процессе еженедельных суфийских церемоний дервиш Вахид Банани (Vahid Banâni). Открытый апартеид против дервишей, и это лишь некоторые данные.
Говоря о причинах подобного давления, стоит упомянуть, что Иран – республика, признающая исламские каноны выше международно-правовых. Будучи этноконфессионально разнообразной страной, Иран переполнен различными национальными и религиозными конфликтами (суннитско-шиитский конфликт, курдские движения за автономию, борьба арабов Ахвази, радикализм белуджей и пр.). Власти не терпят существования какого-либо превосходящего меньшинства над основами Ислама и существующим политическим курсом. Для Ирана идеален формат Северной Кореи: единый народ, единая страна и национальное превосходство. И в такой системе принципов нет места для доминирующих меньшинств. Amnesty International подтверждает: назначение президентом Ирана Хасана Рухани специального советника по этническим и религиозным меньшинствам не привело к уменьшению повсеместной дискриминации общин этнических меньшинств или религиозных меньшинств, в том числе Ахл-е Хакк, суфиев, бахаистов и суннитов. Таким образом, принцип доминантной персидской нации в противовес фактору этноконфессионального разнообразия – основная причина давления властей Ирана. Среди остальных причин неприятия правительством суфиев – негативное отношение к претенциозному образу жизни суфиев в целом и дервишей в частности (прежде всего отказ от жизненных благ, психофизические церемонии духовных движений и пр.), которые не согласуются с исламскими основами. В-третьих, есть многочисленные сообщения о кражах, мошенничестве и иных мелких преступлениях под видом духовной и мистической деятельности. Четвертая возможная причина связана с риском ослабления власти. Человека как существа любознательного всегда привлекает все мистическое, чем до абсолютизма и пронизан суфизм. Следствием подобного массового интереса является ослабление элемента контроля властей и влияния священнослужителей. Политический Ислам в Иране находится в прямой религиозной оппозиции к суфизму. Эта оппозиция берет свои корни еще со времен Дж. Руми: получив сопротивление устоявшимся религиям персидского мира, суфизм находит свое отражение в музыке и литературе. Именно в этих направлениях Дж. Руми открыл миру мудрость суфизма. Важно отметить, что суфии не стремятся к политическому доминированию над существующим исламским курсом. Принцип аскетизма по умолчанию исключает подобной возможности, желание суфиев – свободно исповедовать религиозную философию в собственном мире мудрости и этики.
Цитируя Идрис Шаха "семена Суфизма были посеяны" еще в IX веке, а пронеся сквозь столетия свою мысль духовной свободы, суфии вынуждены терпеть давление властей в Иране. Демократичность свободомыслия во многом будет зависеть от национальной политики Хасана Рухани – либо придерживаться курса "единый иранский народ", либо учесть весь "букет" конфликтов и перейти к политике этноконфессионального мультикультурализма.
Джамиля Кочоян
Теги: Джамиля Кочоян, Иран, сунниты, шииты, суфизм