В ночь с 18 на 19 декабря 2015 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию № 2254 в поддержку мирного урегулирования конфликта в Сирии, закрепляющую договоренности, достигнутые в рамках Венского процесса по сирийскому урегулированию. В документе прописаны планы по проведению свободных выборов, а также подчеркивается необходимость соблюдать независимость, суверенитет и территориальную целостность Сирии и выражается опасение, что ситуация в этой стране будет ухудшаться в случае, если не удастся добиться политического решения этого конфликта.
В резолюции говорится о важности реализации Женевского коммюнике 2012 года по Сирии. В связи с этим, в СБ ООН призывают Группу в поддержку Сирии продолжить дипломатическую работу для поиска способов прекращения огня и насилия между сирийскими правительственными войсками и оппозицией. В документе говорится, что ООН следует взять на себя организацию переговорного процесса между Дамаском и оппозицией, причем старт переговоров должен быть намечен на январь 2016 года. Члены СБ ООН выступают в поддержку заявленной ранее цели за шесть месяцев добиться формирования в Сирии правительства переходного периода, которое бы представляло все части сирийского общества. Проведение свободных выборов в стране, согласно плану, должно состояться в течение 18 месяцев под контролем ООН и в соответствии с международными стандартами.
В одобренном СБ ООН документе отмечается также важность борьбы с радикальными исламистскими группировками типа "Исламское государство", "Джабга ан-Нусра", "Аль-Каида" и им подобными. СБ ООН призывает стороны конфликта обеспечить доступ сотрудников гуманитарных организаций в пострадавшие от боевых действий районы и воздержаться от атак, направленных на мирных жителей и гражданские объекты. Генсек ООН Пан Ги Мун выразил готовность помочь в возобновлении диалога между Дамаском и оппозицией.
Мнения политологов в отношении имплементации этой резолюции СБ ООН разделились. Значительная их часть оценивает ее как важный шаг на пути поиска мирного урегулирования сирийского кризиса, другие настроены более пессимистично и не верят в скорое прекращение войны в Сирии. Реалии таковы, что, созданное по мандату Лиги наций Францией в 1920 году сирийское государство, оказалось сегодня расколотым по этно-конфессиональному признаку на несколько враждующих между собой анклавов. Гражданская война за период с 2011 по 2015 гг. унесла жизни более четверти миллиона сирийцев, около миллиона были тяжело ранены и получили увечья, число беженцев и перемещенных лиц достигает 10 миллионов человек. При общей численности населения этой страны на начало войны в 23 миллиона человек – это катастрофа. Кризисная ситуация в Сирии усугубилась активным внешним вмешательством, когда на стороне правительственных войск выступили боевики ливанской шиитской группировки "Хизбалла", военнослужащие КСИР Ирана и добровольцы из формирований иракской шиитской милиции, а вооруженную оппозицию и радикальные исламистские группировки поддержали ливанские сунниты, монархии Персидского залива, Иордания и Турция. Вступление в борьбу с "Исламским государством" и другими террористическими группировками в Сирии ВКС России несколько стабилизировало ситуацию в стране и, по сути, предотвратило захват Дамаска исламистами. Это также существенно ограничило вмешательство со стороны Турции в сирийский конфликт.
Несмотря на серьезные потери исламистов в живой силе и вооружении в первые месяцы военной операции РФ в Сирии, говорить об окончательном переломе обстановки в пользу правительства Башара Асада пока преждевременно. Страна по прежнему расколота на анклавы, которые контролируют помимо правительственных войск отряды Свободной сирийской армии, курдские, туркоманские, ассирийские, друзские, христианские и другие ополченцы, бандформирования ИГ, "Джабга ан-Нусра", десятков других исламистских группировок. Обескровленные в боях и потерявшие половину личного состава из-за массового дезертирства правительственные войска насчитывают чуть больше ста тысяч человек из числа алавитского меньшинства и оставшихся лояльными Б.Асаду арабов-суннитов (баасистская и военная верхушка, представители спецслужб), а также других этнических и религиозных меньшинств. В нынешнем своем состоянии сирийские вооруженные силы пока вряд ли способны на проведение масштабных наступательных операций и последующее удержание освобожденных территорий.
В то же время, все без исключения эксперты приходят к выводу, что без наземной операции добиться окончательной победы над ИГ и "Джабга ан-Нусра" не представляется возможным, а сегодня можно с горечью констатировать, что проводить ее некому. Иностранные государства такой вариант пока не рассматривают. Ни курды, ни другие национальные меньшинства Сирии не настроены воевать на враждебной суннитской территории. К тому же боевики ИГ начинают приспосабливаться к ракетно-бомбовым ударам западной и российской коалиций ВВС, рассредоточились на значительной территории, умело маскируются, прикрываются населением как живым щитом. Часть арабо-суннитского населения оккупированных ИГ и родственными ему группировками территорий (несколько миллионов человек) поддерживает исламистов и настроена против нынешних властей в Дамаске.
Естественно, что прекращать огонь руководства ИГ, "Джабга ан-Нусра", десятки других полевых командиров - противников Б.Асада не собираются, за стол переговоров по понятным причинам их никто не приглашает. Даже если будет достигнуто какое-то соглашение Дамаска с эмигрантскими сирийскими кругами и частью командиров разношерстной Свободной сирийской армии (ССА), боевые действия, скорее всего, продолжатся и на этом ожесточенная война в Сирии не прекратится. В этом заинтересованы и спонсоры противников Б.Асада (Саудовская Аравия, Катар, Турция, др.). Они вложили значительные финансовые средства в проект "Сирия без Асада" и готовы продолжать войну до последнего сирийца. Неизбежен также торг по поводу ухода Б.Асада в отставку как важного звена начала мирного процесса в Сирии между США, странами Запада - с одной стороны и РФ, Ираном – с другой. Вашингтон и его сателлиты по прежнему считают Асада виновником всех бед Сирии и ставят под сомнение его легитимность как президента.
Таким образом, казалось бы крайне актуальная новая резолюция СБ ООН по Сирии пока не вселяет каких-либо надежд на скорое разрешение этого кризиса. Главным препятствием на пути прекращения сирийского конфликта и создания единого фронта в борьбе с террористическими группировками типа ИГ по прежнему служат разногласия заинтересованных стран по поводу будущего Сирии.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО и Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, СБ ООН, Сирия, Исламское Государство, Фронт ан-Нусра, Аль-Каида, Хизбалла, шииты, Ливан, Иран, сунниты, Иордания, Турция, Свободная сирийская армия, курды, туркоманы, ассирийцы, друзы, христиане, алавиты, армия России, Башар Асад, Саудовская Аравия, Катар