Довольно эффективные действия ВКС России и удары ВВС международной коалиции под эгидой США в 2015-16 гг. заметно ослабили военный и экономический потенциал ведущей группировки радикальных исламистов – ДАИШ и способствовали освобождению значительного числа населенных пунктов в Сирии и Ираке, но говорить о коренном переломе в борьбе с исламистами пока преждевременно.
Созданное в 2014 году боевиками ДАИШ псевдогосударство – "Исламский халифат" продолжает контролировать часть территорий Сирии и Ирака и крупные города: Ракку и Мосул. ДАИШ продолжают присягать на верность десятки других радикальных исламистских группировок Ближнего и Среднего Востока, Африки и Азии. Лидеры ДАИШ берут на себя ответственность за масштабные теракты во Франции, Турции, Бельгии и угрожают глобальным "джихадом (войной с неверными) по всему миру.
Политики и эксперты приходят к выводу, что одними ракетно-бомбовыми ударами нанести решающее поражение "Исламскому халифату" не представляется возможным. Только путем проведения крупной наземной операции можно разгромить военные формирования ДАИШ и освободить оккупированные им территории. Однако армии Ирака и Сирии пока затрудняются даже при поддержке ВВС иностранных коалиций проводить такие наступательные операции. За годы гражданских войн их военный потенциал существенно ослаблен, в Сирии, помимо правительственных войск, активно действуют формирования вооруженной оппозиции, десятки небольших исламистских группировок и отряды курдских ополченцев. Очевидно, только объединившись или хотя бы в тесном взаимодействии они смогли бы провести успешную наземную наступательную операцию на территории своей страны против ДАИШ и аналогичной ему террористической группировки – "Джабхат ан-Нусра".
В Ираке лишь начат процесс воссоздания регулярной армии на базе отрядов арабо-шиитской милиции, но без взаимодействия с курдскими бригадами "пешмерга" и арабо-суннитскими племенами наступательные операции в северных и западных районах страны также затруднительны и малоэффективны. Следует учитывать, что на контролируемых халифатом территориях Сирии и Ирака проживает несколько миллионов арабов-суннитов, часть из которых поддерживает ДАИШ. Эксперты сходятся во мнении, что война с радикальными исламистскими группировками в Сирии и Ираке без прямого участия в наземных операциях иностранных войск может затянуться по времени еще на несколько лет. Специалисты также отмечают ряд возникших проблем, характерных особенностей и специфику борьбы с боевиками-"джихадистами".
Во-первых, нет как таковой линии фронта или соприкосновения войск противоборствующих сторон. Исламисты рассредоточились на большом пространстве в населенных пунктах, постоянно перемещаются, прикрываются мирным населением как "живым щитом", контролируют стратегические транспортные магистрали и нефтедобывающую инфраструктуру. Штабы, командные пункты, узлы связи, склады оружия и боеприпасов размещаются в подземных укрытиях, больницах, школах, других гражданских учреждениях, мечетях, в целях маскировки на всех без исключения зданиях вывешиваются черные флаги исламистов, создаются сотни ложных целей. Личный состав и боевая техника также хорошо укрываются и маскируются, в период воздушных тревог соблюдается режим радиомолчания. Нападения на правительственные войска Сирии и Ирака и другие конкурирующие военные группировки совершаются боевиками ДАИШ, как правило, после тщательной разведки и подготовки, с использованием небольших мобильных отрядов на автомобилях и бронетехнике, зачастую в ночное время суток, боевиками широко применяются и используются фактор внезапности и психологическое воздействие на противника и местных жителей.
Во-вторых, лидерам ДАИШ удается довольно быстро восполнять потери в живой силе, боевой технике, боеприпасах, материально-техническом обеспечении и сохранять боеспособность своих военных формирований. Личный состав ДАИШ пополняется за счет притока завербованных по всему миру новых добровольцев-"джихадистов", наемников, перебежчиков из отрядов вооруженной сирийской оппозиции и более мелких исламистских группировок, призыва на службу местного арабо-суннитского населения. При этом руководство ДАИШ не брезгует вовлечением в ряды боевиков и смертников женщин и детей. Военно-техническое, материальное и финансовое обеспечение ДАИШ осуществляется за счет внешних источников (спецслужбы и неправительственные исламистские организации, различные исламистские фонды стран Персидского залива, Турции и других стран), а также путем собственной военной и хозяйственно-экономической деятельности (трофеи, налоги, поборы, таможенные, транспортные, пограничные сборы, грабежи, торговля людьми, музейными артефактами, нефтью и нефтепродуктами, контрабанда наркотиков, оружия, боеприпасов и т.д.). Годовой бюджет этого псевдогосударства достигает нескольких миллиардов долларов США.
В-третьих, ДАИШ умело использует негативное отношение к своим центральным властям со стороны значительной части арабо-суннитского населения Сирии и Ирака. В какой-то мере исламистам удалось внушить арабам-суннитам, что "Исламский халифат" защитит их от "погрязшей в коррупции и сектантстве" правящей арабо-шиитской верхушки в Багдаде и, соответственно, "антинародного" арабо-алавитского (баасистского) режима Башара Асада в Дамаске. Часть мирного населения оккупированных ДАИШ территорий Сирии и Ирака запугана и вынуждена подчиниться исламистам, а часть – сознательно поддерживает ДАИШ и принимает активное участие в его функционировании. Свыше десяти иракских военно-политических суннитских группировок из числа бывших военных, полицейских, представителей спецслужб и функционеров партии Баас примкнули к боевикам ДАИШ и, тем самым, значительно усилили боеспособность армии "джихадистов".
В-четвертых, лидеры ДАИШ, опираясь на догмы ислама салафито-ваххабитского толка и используя самые современные информационные технологии (интернет, видео и аудио записи, спецэффекты, психологическую обработку и т.п.), смогли сделать привлекательной для многих местных жителей и иностранцев идеологию радикального ислама. Пропаганде и широкому распространению этих примитивных исламистских взглядов и догм способствуют образовавшийся вакуум идей и моральных ценностей, как в западных, так и в других странах, и недовольство значительными слоями населения своим социальным положением и действиями властей. Наиболее благоприятной вербовочной базой для ДАИШ служат бывшие иммигранты с Востока, которые не смогли адаптироваться к жизни в странах с европейскими ценностями, испытывают трудности в общении, поисках работы, получении образования и т.п. Следует отметить, что в сети вербовщиков ДАИШ попадают не только мусульмане, но и коренные граждане европейских и других государств, исповедовавшие христианство, другую религию, атеисты.
В-пятых, борьбу с ДАИШ существенно ослабляют сохраняющиеся противоречия в политике ведущих мировых и региональных держав на Ближнем Востоке. Для Вашингтона и Брюсселя главным является демократизация региона по "западным лекалам", то есть, помощь и поддержка местной оппозиции в свержении так называемых "диктаторских режимов". Так, в Сирии правительство Башара Асада признается Западом антинародным, нелегитимным, обвиняется в нарушениях прав человека. В ходе ожесточенной пятилетней гражданской войны в этой стране США и их западные и региональные союзники (Турция, Саудовская Аравия, Катар, Иордания) приложили значительные усилия по укреплению вооруженной оппозиции из числа арабо-суннитского большинства. Не секрет, что одной из главных противоборствующих режиму Асада сил стали радикально настроенные "Братья-мусульмане". Противодействие ДАИШ и ему подобным экстремистским группировкам для Вашингтона и его союзников долгое время не было приоритетом, более того, расчет делался на то, что "джихадисты" помогут силам "умеренной" сирийской оппозиции свергнуть Б. Асада, а потом "уйдут в тень". Россия и Иран продолжали тесное сотрудничество с законно избранным правительством Сирии во главе с Башаром Асадом и изначально боролись с ДАИШ и "Джабхат ан-Нусра", вплоть до проведения против боевиков-"джихадистов" масштабной операции ВКС России и участия военнослужащих КСИР в борьбе с ними в наземных операциях. Значительную помощь в борьбе с ИГ и ему подобными группировками оказали отряды ливанской группировки "Хизбалла" и курдские ополченцы. Однако общую коалицию иностранных государств против ДАИШ создать так и не удалось и этим не преминули воспользоваться лидеры ДАИШ. Они умело маневрируют своими силами на территориях Сирии и Ирака и, несмотря на существенный урон от ударов ВКС России и потерю ранее захваченных территорий, сохраняют боеспособность и готовность защищать все еще контролируемые ими районы.
В-шестых, принятая 20 ноября 2015 года резолюция ООН № 2249 по мерам борьбы с ДАИШ пока в полной мере не реализуется вследствие ее грубого нарушения Турцией, Саудовской Аравией и Катаром, которые продолжают оставаться основными спонсорами ДАИШ, "Джабхат ан-Нусра", десятков других, более мелких радикальных исламистских группировок. Совет Безопасности ООН и его постоянные члены в лице США, Великобритании и Франции игнорируют представляемые Россией свидетельства о вовлеченности Турции в поставки оружия террористам, транзит боевиков и преступный бизнес с ДАИШ и "Джабхат ан-Нусра", а также факты финансовой, материальной и другой помощи "джихадистам" по линии НПО Саудовской Аравии и Катара.
Пока мировое сообщество пытается понять природу такого явления как радикальный ислам и активизировать борьбу с вооруженными исламистскими группировками силами отдельных стран и коалиций, сами "джихадисты" не стоят на месте. Они энергично вербуют все новых сторонников по всему миру и стремятся заполучить современные виды вооружений, вплоть до ракетного и оружия массового уничтожения (ОМУ). Отмечаются попытки проникновения агентуры ДАИШ на объекты повышенной опасности в странах ЕС, например, на АЭС в Бельгии.
Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник ИМЭМО и Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, специально для интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".
Теги: Станислав Иванов, Сирия, Ирак, Россия, США, Исламское Государство, Джебхат ан-Нусра, шииты, Иракский Курдистан, Курдистан, пешмерга