У курдского народа есть много внутренних разногласий и одно из них - религиозная проблема, которая возникла с момента зарождения ислама и тянется по настоящее время. С того момента курдский народ раскололся на части – часть приняла ислам, а другая начала сопротивление, с целью сохранения своей традиционной религии.
Если раньше был запрет на прошлое вероисповедание, то есть мулами запрещалось говорить о том, что было до мусульманства, то сейчас все большее курдов начинает интересоваться тем, а что же было до мусульманства, христианства и других современных религий и задаются вопросом: Была ли вера у наших древних предков?
Как распространился ислам среди курдов? – Исторический процесс зарождения и распространения той или иной религии у всех народов в принципе одинаков. Некая этническая группа выделялась из окружающей среды и постепенно, в течение столетий создавала свои обычаи, верования, культуру, язык и т.п. Совокупность этих признаков превращает разрозненную группу людей в народ. Впоследствии тот или иной народ продолжал развивать свое верование, превращая его в религию, но при этом он не терял свои национальные особенности.
Таким образом, вначале происходило национальное утверждение и только потом — религиозное. Поэтому национальность и вероисповедание существуют независимо друг от друга и могут соединяться в той или иной комбинации. Таким же путем возникла и исламская религия.
Как известно, ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII века в Хиджазе среди арабских племен. Основатель – Мухаммед (570-632 г.), провозгласивший себя пророком. Созданная им община стала основой сформировавшегося впоследствии исламского теократического государства – Арабского халифата, с мусульманской религией и арабской нацией.
В 30-х годах VII века Арабский халифат подчинил себе Византию и империю Сасанидов, в 639 году завоевал Египет, после чего арабы начали агрессивную политику по насильственной исламизации захваченных народов. История свидетельствует о том, что народы завоеванных стран отнюдь не спешили принимать ислам сразу с появлением на их землях мусульманских воинов. Люди на протяжении долгих десятилетий, а то и столетий сохраняли приверженность собственным религиям и продолжали борьбу за самосохранение. Ислам навязывался завоеванным народам мечом, страхом и угрозой смерти. Военные походы мусульманской армии не только ограничивались целью обращения иноверцев в ислам, но и велись ради земной власти, трофеев, земель, имущества, обращения в рабство и сексуальных насилий. В одном из дошедших до нас письменных источников VII века на курдском языке "Плач о разорении Курдистана арабами", говорится о зверствах тех нашествий. В нем автор оплакивает разорение земли курдов арабскими завоевателями и его трагические последствия.
В чем причина национальной особенности курдов? – Причина национальной особенности курдов в том, что их возникновение как народа и принятие мусульманской веры произошло не постепенно, в течение сотен лет, как у других народов, а практически одновременно. Подробно о том, кто такие курды и что такое Курдистан – мною написано в ранее опубликованной статье "Езиды – это нация или религия?" Повторюсь вкратце, согласно мнениям многих известных ученых, курды – это конгломерат древних племен и народов Месопотамии. Из анализа различных исторических источников видно, что на момент нашествия арабов в VII веке на территорию современного Курдистана, курдов как самобытного народа еще не существовало. Захват арабами Мидийско-Сасанидской империи привел к ее распаду и образованию этнического государства – Персия. Все другие племена и народности Месопотамии (в т. ч. исповедующие езидизм, то есть езиды), которые остались после распада Мидийско-Сасанидской империи вне государства, персы называли курдами (kwrt – персидское "сборный или собранный"). (См. персидский источник – "Карнамак-и Ардашер-и Папакан", курдский – Мела Махмуд Баязиди "Нравы и обычаи курдов"). Как отмечают исследователи, в раннем средневековье это был социально-экономический термин, которым персидское население называло всех людей ираноязычного происхождения, живущих на западе Иранского плато и в горах Загрос. Постепенно это название распространилось и закрепилось за этими племенами и народами вплоть до нашего времени.
Курды народ "сборный", поэтому не все из них исповедовали езидскую религию, а были зороастрийцы, иудеи, христиане и идолопоклонники. Распространение ислама среди курдов привело к тому, что большая их часть постепенно (в основном насильственно) приняли ислам и получили от арабов религиозные предписания. Курды зороастрийцы и идолопоклонники, привлеченные исламскими идеями создания общества без кастового строя, были одними из первых людей, которые приняли ислам и вошли в Арабский халифат. Езиды, христиане и евреи начали борьбу за самосохранение и в течение многих лет мужественно сопротивлялись вторжению арабов-мусульман на их территории, но все же многие из них тоже постепенно были сломлены и приняли ислам. Затем этой частью последователей был сделан также и последний шаг, они объявили Аллаха Богом. Так называемые "защитники ислама" утверждали, что только ислам есть один на весь мир, и больше нет религий и Бога кроме Аллаха. После чего эта часть курдов окончательно отвернулись от своих собратьев езидов, назвав их сектой идолопоклонников.
Арабским халифатом была развернута мощная кампания по борьбе с езидами. Известно, что наций тогда не было и езидами считали тех, кто сам себя так называл. Против езидов арабские халифы систематически предпринимали карательные походы, а чтобы вызвать ненависть у простых мусульман муллы оклеветали их – назвали безбожниками, язычниками, поклонниками дьявола.
В результате только небольшая часть курдского этноса – езиды, смогли сохранить верность исконно курдской древней религии, и продолжила ее исповедовать, несмотря на жестокие преследования и унижения. Эта часть курдов, чтобы обособиться от той части, которая обратилась в ислам стали называть себя по религии езидами – религиозное и национальная принадлежность стали для них тождественными.
Современный Курдистан отличается следующим религиозным составом. Подавляющее большинство курдов – 75% исповедуют ислам суннитского толка, незначительная часть – шииты, есть также христиане, иудеи, какаи, алавиты и около 3% езиды – относительно небольшая часть, которые исповедуют доисламскую курдскую религию – езидизм.
Езиды и по сей день ведут сопротивление за сохранение самобытной культуры, традиции, языка и т.д. Из-за периодических нападок некоторых курдских исламистов и мулл на езидов, в ответ возникают призывы некоторых езидских радикалов к полной сепарации от курдского сообщества, категорически отказаться от названия курд, утверждая, что "езиды – это отдельная нация и не имеет ничего общего с курдами".
Почему езиды не приняли ислам? – Многие люди задаются вопросом: Откуда у езидов такое терпение? Почему бы им всем не принять ислам и разом покончить с многовековым гнетом? Многим не понятно из чего состоит отношение к езидской жизни? А чтобы понять это, надо обратиться к езидскому самосознанию.
За тысячу лет антиезидской кампании пострадала езидская генетика, уничтожены письменные источники и материальная культура, доисламская история практически неизвестна. Сотни тысяч езидов безжалостно казнены, массово расстреляны, жестоко зарезаны на глазах своих близких, женщины и девушки подвержены дикому насилию. Их города и села неоднократно были разрушены, а имущество разграблено. В мирное время их не брали на работу, во всех ВУЗах Ирака была введена процентная норма на езидов, езидов вообще старались в институты не брать, а если кто-то как-то попадал туда – выгоняли под любыми предлогами. Чтобы боялись, в каждом районе были доносчики и агенты спецслужб. Всеми мерами старались держать езидов в невежестве, чтобы они не знали ни своей истории, ни культуры, ни религии. Тогда многие езиды записывались "арабами", чтобы их взяли в институт или на работу.
К сожалению, мир, в котором мы живем, является жестоким, где много несправедливости, безжалостности и алчности, а побеждает сильный. И причина тому согласно езидской религии сами люди, а Бог всем судья. Удивительно и странно, что самыми жестокими по отношению к езидам были их собратья курды, ставшие мусульманами, то есть бывшие езиды. Примечательно, что некоторые из них больше всех мусульман мира ненавидят езидов, больше всех чернят езидскую религию и оскорбляют езидов, не едят их пищу, называя "харам". Возможно, с их стороны это своего рода месть за то, что они вышли из езидства, а кто то остался. Возможно, что у них нет национального достоинства и чувства патриотизма – "человек рожденный рабом, рабом и умрет". Некоторые из них, рассуждая о причинах езидского отказа принять ислам, выдвигают и другое предположение – "езиды слишком горделивые". На самом деле гордыня считается в езидской религии негативным качеством, и вся ее традиция воспитывает в духе, что каждый человек должен стремиться искоренить ее в себе.
Самыми агрессивными, часто призывающими к джихаду против езидов, были и есть именно курдские муллы. В мечетях мулла, прочитав молитву, в конце произносил и сейчас бывает "проклятия езиду". Муллы, твердят, что якобы Аллах "проклял езидов". Хотя об этом в Коране ничего не сказано и нам об этом ничего не известно. Но, зато из Корана известно, что когда Аллах хотел мусульманам что-то сообщить, Он делал это через пророка Мухаммеда. Однако о проклятии езидов пророк ничего не говорил. Следовательно, фантазии и выдумки мулл по определению являются ложью. По сути, со стороны мулл это подстрекательство на братоубийственные нападения на религиозной почве с целью разобщения курдского народа.
Многие езиды спрашивают: Почему же наши предки не подготовились к этому, если знали кто наши враги? – На самом деле их предки делали все от них зависящее, чтобы сохранить свою древнюю религию. Они, прежде всего, приняли замкнутость, создали правила, по которым живут езиды и сегодня, по которым, несмотря на постоянные преследования, угрозы, пытки, убийства и насилия смогли сохранить свою самобытность. В езидской истории не раз появлялись харизматические народные вожди, которые вновь и вновь поднимали вопрос о самоопределении. Одним из них был князь Джафар Дасни, который является основоположником езидского сопротивления. Обладая выдающими способностями к убеждению и чертами харизматического лидера, он привлек к себе огромное число сторонников, которые еще в IX в. заложили начало самоотверженной борьбе езидов за сохранения своей религии, культуры и истории.
Согласно вероучению заметьте, езиды народ не избранный Богом как евреи для того, чтобы быть ближе к Нему и нести святость всем народам мира, а народ сотворенный Богом на седьмой день сотворения мира и данным ему покровителя – архангела Малик Тауса. Одним из фундаментальных положений езидизма является утверждение о том, что езиды – это народ от Бога. Поскольку само слово "Ezda" переводится как "дан Богом", идея эта лежит в самой основе езидской веры. И что это значит, что езиды лучше других, – их награда будет выше, чем у других, а если нет, их наказание будет строже, чем у других? Ничего подобного. Езидская религия гласит: "Ji te hereket, ji Xwede bereket!”, то есть: "Живи праведно и Господь тебя вознаградит!". На генном уровне у езидов заложена беспрекословная вера в Бога. Каждый езид на интуитивном уровне понимает, что все земное и не земное сотворено по воле Бога и в Его власти и, чтобы не случилось на все воля Божья. И если они рождены на этот свет езидами, значит и на это есть воля Божья. Поэтому тысячелетиями все предки езидов, несмотря на любые трудности и порой жестокие бесчеловечные преследования, всегда хотели остаться езидами.
Со дня сотворения Богом мира на горе Лалиш и по сегодня все езидское содержится в священных гимнах и только в них. Там, езиды стали народом, получив от Творца религиозные предписания, законы, традицию, культуру, язык и т.д. Если у других народов мира жизнь регулируется их желаниями и идеями, то у езидов все аспекты жизни устанавливаются Гимнами и мудрецами Пирами. Только Пир определяет основные понятия, от этнического признака – кто езид, до духовного – что есть езидское. Только из гимнов мы знаем, что езидом считается тот, кто рожден от отца и матери езидов и, что любой человек не может стать езидом. Поэтому во всех последующих поколениях, не спрашивая, езид женился на езидке, а езидка выходила замуж за езида, чтобы в самоотверженной борьбе за сохранение своего езидства, донести волю Бога и Его заветы до будущих поколений. И все потому, что родился езидом. В противном случае езидство исчезнет навечно.
Езидские гимны не только содержат постулаты, но и источники курдской истории и культуры, и насколько сегодня известно, это единственное что осталось в истории истинно курдское, что выделяет курдов как особый народ, имеющий свою оригинальную культуру и древнюю религию. И пока где-то в мире учат и произносят езидские гимны, езидская религия может там существовать. А там, где гимны не учат, не живут по ним, как видно из нашей жизни, — все езидское исчезает в течение нескольких поколений. Конечно же, если "езидов от религии отделить", то тем самым придется отделить и понятие "езидское" от самих курдов! А то, что часть курдов в жизни далеки от езидизма, ни в коем случаи не закрывает им дорогу к Творцу и не лишает их езидства, так как изначально их предки были рождены езидами.
В последнее время часто звучат вопросы: Я курд и тянусь к езидизму? – Эти вопросы очень важны и актуальны. Да, действительно, в последние годы пробудился интерес к езидству со стороны многих курдов и даже представителей других народов. Это явление необычное, ведь на протяжении тысячелетия быть езидом было унизительно и опасно для жизни. И речь идет не о тех, кто сознательно или по политическим мотивам отказывается от ислама, а о тех искренних и ищущих путь к познанию Бога людях, которые обнаружили свои древние езидские корни, и это захватило их душу. Часть из них увлеклись езидизмом сразу, часть – после блужданий и изучения других религий мира. И вряд ли можно называть это модой, конъюнктурой, скорее всего, за этим кроется подлинный и глубокий духовный интерес. И вот, после того как человек ознакомился с сутью езидского мировоззрения и она оказалась созвучна его интуитивному пониманию мира, перед ним встал вопрос: Как стать езидом?
Если бы выбор пал на христианство, ислам или буддизм, путь был бы ясен, везде его примут с распростертыми объятиями. Но судьба езидов явно отличается от судьбы других народов мира. Когда речь идет об езидизме, выясняется, что не так все просто, а порой даже до абсурда запутано: одни священники говорят одно, другие – другое, третьи просто улыбаются, четвертые даже не хотят на эту тему разговаривать. На самом деле, езидские священники все прекрасно понимают и все видят, но не хотят делать поспешные шаги, чтобы с их слов не навредить религии. Поэтому, хотим мы или нет, они строго придерживаются закона, что только человек, рожденный от матери и отца езидов является езидом. И если бы этого закона не было и не хранили бы его с такой строгостью в течение тысячелетий, а каждый раз легко меняли и подстраивали под пожелания каждого из нас, то, как вы понимаете, езидский народ давно перестал бы существовать. Отсюда следует, что правы и те и другие. Что делать? – Ждать. Всевышний сам все расставит по своим местам.
Но, с другой стороны, если рассуждать по закону логики, то если езидизм передается по рождению и без родителей – езидов, им стать невозможно, то, следовательно, из него невозможно и выйти, религия передается по крови. Поэтому, какую бы религию езид не принял (неважно как – добровольно или насильственно), он не теряет свою религиозную принадлежность и не перестает быть езидом. Из этого можно сделать вывод, что каждый человек, предки которого были езидами, может называться езидом. Тогда возникает вопрос: А любой ли курд может считать себя езидом? В принципе – да, если их предки были езидами. Особенно важно для неезидов одно, что не стоит эмоционально принимать езидизм, пока нет абсолютной убежденности в правильности сделанного выбора. Этот путь только для тех, кто на 100 % самоопределился и ищет не только езидский путь к Богу, а еще и национальную идентификацию.
Езиды не против ислама, а просто не принимают чужое, навязываемое им силой. За свою историю езидский народ нашел в себе силы пережить не одну горечь разочарования и остаться верным своей религии и Богу. Память езидов хранит страшные преследования, перенесенные ими от рук мусульман в течение многих столетий. Страшный геноцид 2014 года в Ираке только усилил тревожные опасения езидов в их тотальном уничтожении. Поскольку езидский народ все еще остается на грани уничтожения, вывод можно сделать только один – спасение пока не пришло. Для езидов, постоянно подвергающихся геноциду, презрению и насмешкам со стороны некоторых мусульман, типа "Где же ваш Малик Таус?", это состояние является более чем болезненным. Но, вера в Бога и покровительство Малик Тауса уже более тысячи лет помогает езидам хранить преданность Всевышнему и сохранить свою самобытность. В своем вечном ожидании Мессии езиды не должны падать духом. Верные Малик Таусу и своему наследию езиды могут только повторять слова своих предков: "Я верю в приход Мессии и защиту Бога". И этот день неизбежен – если только езиды хотят быть честными перед собой, перед историей, перед своим Священным Писанием и перед Богом.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЕЛЛИ: МУСУЛЬМАНСТВО И ЕЗИДИЗМ
Происхождение религии: Ислам – возник в VII веке н. э. на Аравийском полуострове. Основателем является человек по имени Мухаммед, провозгласивший себя пророком. В доисламские времена арабы были язычниками, у каждого племени было свое божество, поклонялись духам предков и идолам. Основной целью религии было объединение разрозненных арабских племен под знаменем ислама. С точки зрения ряда европейских и американских учёных ислам является синкретической религией, впитавшей в себя элементы древних верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм, а свое начало учение мусульман берет в Ветхом Завете Библии.
Езидизм – возник в глубокой древности, точная его дата наукой не установлена. Согласно езидской мифологии, религия возникла вместе с сотворением человека (езида) Богом. На седьмой день сотворения мира Бог отправил на землю архангела Малик Тауса и назначил его покровителем всех езидов. В гимне – "О сотворении мира" (Qewle Xerqe), говорится о рождении езида за 90 тысяч лет тому назад до сотворения Адама и Евы: "Господи! Все хорошее и праздное временно, до Адама, до Евы, до Иисуса и Марии, девяносто тысяч лет я существовал под твоим правлением".
Современной наукой считает что езидизм – синкретическая религия, которая вобрала в себя элементы ислама, христианства и иудаизма, но если учесть относительную древность происхождения езидов, то получается наоборот.
Вера в единого Бога: И езиды, и мусульмане верят в единого Бога. Обе религии монотеистические, в основе каждой религии изначально было поклонение единому Богу.
Как и в исламе, в езидизме к Богу не применимо понятие духовности, которое является атрибутом тварной человеческой души. Бог есть Всесильный, Всемогущий, Творец и Содержатель Вселенной, природа Его нетварна и не раскрыта.
В исламе: "Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему". Сура Аль-Ихлас
В езидизме: В священном гимне "Qawle Mire Ezid", посвященному Богу, говорится: "Повелитель Eзид – сам Царем является, Нарекши себя тысяча и одним именем, Самое величественное из которых – Бог, Повелитель Езид изрек: "Я тот, кто Всемилостив, Явлен не от отца и не от матери, Явлением своим ясен".
Согласно езидизму – любая религия это путь общения человека с Богом, только путей к Нему существует множество, и каждый человек сам выбирает путь, который наиболее ему кажется истинным и верным. Бог один для всех и все пути ведут к Нему.
Божьи твари: В исламе Аллах создал Адама и Еву и еще джиннов – существ, похожих на людей, могущих принимать любое обличие. Своей воли человек не имеет. Мужчины в духовном отношении имеют преимущество перед женщинами и могут иметь до четырех жен. Коран позволяет бить или убить жену, если она провинилась.
В езидизме – это семь ангелов и люди. Богом дана человеку свободная воля, а мужчины и женщины равны перед ним. Муж и жена в браке становятся одной плотью и должны жить в мире и согласии до смерти.
Связь с Богом: У мусульман связь с Богом через пророка Мухаммеда. Мусульмане верят в то, что через Мухаммеда Бог ниспослал народам мира новую религию – ислам в завершенном виде, а также Коран – последнее Божественное Откровение. Согласно постулатам ислама, Мухаммед – последний посланник Божий, после него посланников не будет до дня Страшного Суда.
У езидов нет пророков. В езидизме есть Бог на небесах и человек на земле, и нет никакого посредника между ними. Это религия без идеала человеческого совершенства как, например, Иисус в христианстве или Мухаммед в исламе. Религия не требуется также духовного совершенства, чтобы познать Господа, познать Бога невозможно, требуется только исполнение предписаний, которые ниспосланы с небес. Езидизм связывает человека напрямую с Богом и все ценности в нем имеют исключительно земной характер.
Богослужение: В исламе нет сословий и священников, а все люди считаются равными перед Богом. Исламское духовенство — условный термин, поскольку в исламе не существует институтов духовенства. Под мусульманским духовенством подразумевают совокупность лиц, связанных с отправлением культа (мулла, муэдзин), судей (кади), правоведов (факир) и богословов (улем, муджтахид), руководителей общин верующих (имам), правителей государства (халиф), а также глав отдельных религиозных общин (муфтий), орденов, братств (шейх, ишан). Молитвенным домом мусульманина является мечеть. Намаз (молитва) может быть совершен индивидуально любым верующим или коллективно под руководством того, кто больше всех знает Коран, при молитве мусульмане поворачиваются лицом к священному городу Мекке.
В езидизме богослужение совершает каста священников. Высшие духовные лица – шейхи (руководят богослужениями), за ними следуют пиры (священнослужители), помощники шейхов (факиры), сборщики пожертвований (кавалы) и предсказатели (кочаки). Местом молебны является храм, называемый зиарат, кроме него богослужение проводят в домах шейхов и пиров, а также езид может молиться в любом месте, обратившись лицом к солнцу.
Слово Божье: Люди мира считают, что священные мировые писания это Библия или Коран. Но у каждого народа есть свои священные писания, которые описывают историю их предков. Веды – священное писание для Славяно-Ариев, у мусульман – Коран, у христиан – Библия, у евреев Тора, а у езидов священные Гимны – песнь, сложенная в стихотворной форме с присутствием рифмы.
Священная книга мусульман – Коран. Согласно преданиям, во время молитвы в пещере в окрестностях Мекки Мухаммед получил первое послание от Бога. Коран состоит из откровений, которые Бог, продиктовал Мухаммаду через своего ангела Джебраила. Ислам учение созданное человеком по имени Мухаммед, объявившим себя пророком, а его последователи следует его вероучению.
Езидизм религия данная Творцом. Согласно преданиям на седьмой день сотворения мира Бог отправил на землю архангела Малик Тауса и с ним ниспослал езидам Божественное Откровение в виде Гимнов. Первым, древнейшим гимном (кавл) считается "Qewlê Xwedê" (Изречение Бога).
Езидские гимны хранят в себе историю, религиозные постулаты, имена святых, напутствие, запреты и правила жизни. В каком-то смысле это инструкция на все случаи жизни.
На вопрос: Откуда произошли езидские гимны? – Езидские священники отвечают: Этот закон не выведен когда-то мудрейшим собранием и не придуман человеком сейчас, а является вечным повелением Бога! И это повеление указано в священных езидских писаниях. Езидские гимны - это закон божий, а закон божий обсуждению не подлежит. Именно в езидских гимнах заложено езидское самосознание.
Национальный фактор: Ислам – религия титульной нации и одного языка. Согласно исламу, Коран должен быть написан только на арабском языке, священным считается только арабский текст. Перевод Корана на другой язык уже не считается, словом Аллаха. Намаз нужно совершать только на арабском, даже если его не понимаешь. Арабский язык считается вечным, на котором будут говорить в раю.
Езидизм – религия одной общины, людей рожденных от матери и отца езидов. В езидизме о национальности и языке религии ничего не говорится. Езидские гимны написаны на курдском языке, и соответственно молиться можно на курдском языке, но религия не запрещает перевод гимнов на другой язык, и молиться на этом языке. Божественное Откровение, принесенное архангелом Малик Таусом, в равной степени признается на всех языках, потому что Господь достаточно внятно открыл езидам добродетель и доказательство этому Молитва Богу о даровании милости "Семидесяти двум народам и езидам с ними".
Религия и власть: Ислам предполагает одну власть – духовную, в руках которой сосредоточено светское и духовное управление мусульманским миром. Такое устройство власти позволяет мусульманам ставить духовные интересы над государством и делать выводы о том, что их веру и власть можно насаждать насильственным путем. Отсюда возникают множественные вооруженные конфликты между представителями ислама и другими конфессиями.
В езидизме есть четкая грань между светской и духовной властью (Mirat u Roani). Религиозные культы совершает каста священников. Высшая светская власть принадлежит миру (князь), ему подчиняются и миряне и духовенство.
При таких принципиальных расхождениях между исламом и езидизмом в вопросах власти не удивительно, что мирное сосуществование этих религий было возможно только в периоды сильной светской власти в конкретной мусульманской стране. Например, экс- президент Ирака Саддам Хусейн был жестоким диктатором, но езидам при его республиканской власти жилось лучше, чем при власти Исламского государства (ИГИЛ).
Отношение к другим религиям: Ислам – поощряет насилие, жестокость и агрессию по отношению к людям, других религий. Одной из главных примет ислама является священная война – "джихад". Во время джихада можно использовать все способы убийства. Все не мусульмане должны быть уничтожены, а их женщины и дети – обращены в рабство. Несколько сур Корана от имени Аллаха прямо призывают мусульман к насилию и к массовым убийствам:
- "И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн — хуже, чем убиение! (2, 191);
- убивайте и грубо относитесь к ним (9:123);
- лишайте их жизни (9:5);
- будьте безжалостны к ним, поскольку они направляются в Ад (66:9);
- отрубайте головы и требуйте выкуп за пленников (47:4);
- а когда вы встретите тех, которые не уверовали, то — удар мечом по шее. А те, кто убиты на пути Аллаха — никогда Он не собьет с пути их деяний и введет их в рай, который дал им узнать" (47, 4–5)".
Езидизм – исключительно миролюбивая религия. Категорически отвергает любое насилие и пролитие человеческой крови. Под покровительством Малик Тауса езиды донесли свою веру до наших дней, опираясь лишь на силу Божию, и никогда ради веры не проливали чужую, а только собственную кровь. Согласно езидскому вероучению, Творец, создавший людей свободными, не желает, чтобы люди служили Ему под угрозой смерти. В езидизме все люди независимо от вероисповедания имеют те же права, что и езиды. Никто из людей не должен и не может насильно быть обращен в езидизм.
Для того чтобы отразить истинный взгляд езидов на неезидов, процитирую Вам отрывок из одного гимна: "Господи, окажи милость семидесяти двум народам, Тем, кто прикован к постели, Тем, кто невинно пленен, Путникам в дороге, Бедным, нищим, нуждающимися и сиротам, И нам (езидам) с ними". Подобных примеров есть множество, и они явно демонстрируют насколько терпимо и дружелюбно отношение езидов к другим народам и религиям.
Миссия: Ислам – с момента своего возникновения в VII веке всегда стремился к расширению своего влияния за счет обращения иноверцев в мусульманство. Основными чертами ислама являются непрерывная агрессия по отношению к иноверцам; отрицание других религий как богоданного учения; насильственное насаждения ислама иноверцам; повсеместное открытие новых мечетей и международных мусульманских организаций, с целью проповеди исламских ценностей во всем мире.
Езидизм – не является миссионерской религией, не ведет никакую проповедь среди других народов и не старается привлекать к себе еще последователей. Езиды как представители других конфессий не утверждают, что Всевышний поручил им осуществить Его Волю и поставил перед ними задачу — исправить мир и привести к Нему все человечество. Езидизм базируется на идее особой миссии своего народа, возложенной на него Богом, который даровал избранному им народу Его завет. Согласно постулатам религии присоединение к езидству в принципе невозможно. Езидизм – это национальная религия курдского народа и не претендует на расширение своего влияния и подчинение других народов.
***
Есть и другие различия, которые касаются морали, права и образа жизни, пищевых запретов, ношения одежды, правил отправления обрядов и молитв, но они в контексте данной темы не являются столь значимыми.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Все народы мира давно нашли взаимопонимание и достигли благополучия, живут в мире и в своих интересах, а курды – многомилионный народ с древней культурой и богатой историей до сих пор остается бесправным и зависимым. Обращаюсь, прежде всего, к курдам: Вам не кажется это унизительным и странным? Ошибки очень дорого стоят. Пора научиться жить на чужих ошибках. Иными словами, если курды не будут знать историю своих предков, то будут совершать те же ошибки, что и совершали. А ведь опыт предков – это тот фундамент, на основе которого можно развиваться дальше.
Вот уже 1000 лет как большая часть курдов приняла ислам. Что дала курдам эта религия? – Гнет, бесправие, унижение, страх, зависимость, ассимиляцию и постоянное уничтожение.
Ислам гласит, что эта религия одна для всех мусульман, все мусульмане братья, а все мусульманские нации равны. В тоже время, арабы через ислам навязывают всем свою культуру и язык, турки используют ислам для укрепления своей государственности и реализации османских планов, персы используют ислам для пропаганды своей культуры и исключительно в интересах своей нации. Также в интересах своих наций поступают и все другие мусульманские народы, но только не курды, которые начиная с Саладдина, наивно и преданно посвятили себя исламу. Поверили в миф, что все мусульмане братья.
Хорошо! Все мусульмане братья. В таком случае объясните, почему арабы и турки не дают жизни курдам? Почему курдов как народа нет в святой книге мусульман мира? Почему курдский язык считается недостойным для намаза и чтения Корана? Почему каждое утро курдских детей в турецких школах заставляют произносить гимн, в котором есть слова: "Я горжусь тем, что я турок, моя родина Турция, мой язык турецкий? Почему не один мусульманин мира до сих пор не выступил в защиту угнетаемого курдского народа и не сказал, что курды мусульмане тоже наши братья и достойны равной с нами жизни?
В результате у курдов сработал инстинкт самосохранения – 80 % курдов не посещают мечети и полностью не соблюдают религиозные предписания, зато почти все курды соблюдают свои древние традиции – поклонение Солнцу, почитание Зиаратов (святых мест), Науроз и т.д. Исламская религия в корне противоречит курдской культуре. Например, кому из курдов нравится убивать людей другой религии, чтобы попасть в рай; резать головы и насиловать, чтобы навязать свою религию; жениться на 8 летних девочках, обрезания девочек и женитьба на двоюродных сестрах; раболепство перед муллами и поцелуи их рук и т.п. Все это – культура арабская, не курдская. Как известно, большинство курдов ко всему этому относятся отрицательно. Но некоторые ради приличия, поскольку живут в мусульманском обществе, другие из страха, третьи от безысходности подчиняются вне своей воли.
И что так и будет? – Да, пока курдский народ не обретет самосознание, перестанет убивать друг друга и только тогда сможет обрести независимость. Курды – многомиллионная нация, проигрывают не количеством, а "качеством". Логика очень простая – один человек не может победить многотысячную армию врагов, в итоге враги курдов держат их в рабах.
Арабы, персы, турки говорят: "зачем курдам вообще государство, нет такого народа курды, представители некоторых европейских народов – нельзя нарушать государственные границы, живите как живете". К сожалению, в жизни все по-другому – народ, не имеющий государства, где бы он ни был, является не равноправным, а в некоторых государствах бесправным, в общем второсортным. Как видно, в современном мире все устроено так, что только национальное государство может максимально и эффективно защищать права того или иного народа.
Сегодня события на Ближнем Востоке развиваются таким образом, что на повестке дня встал вопрос об образовании нового государства – Курдистан, с его великой историей и самобытной культурой, которую отвергли и предали забвению. Наше время создало новые перспективы в деле взаимоотношения ислама и езидизма. Исламское общество Курдистана, наученное горьким жизненным опытом, меняет свои стереотипы – мышление и отношение к езидам. В результате впервые за много веков появилась возможность широкой демократизации среди мусульман, не осложненной всей системой шариата. Позиция правительства Иракского Курдистана, ведущих курдских политических партий и их лидеров – Масуда Барзани, Абдуллы Оджалана и других видных деятелей вселяют надежду на мирное и свободное сосуществование всех религий, при светской власти в свободном Курдистане.
Дасни Ю.Р.
Теги: Юрий Дасни, Курдистан, курды