Признаюсь, не собиралась писать о завершившемся сегодня, 30 июня, 38 международном московском кинофестивале, который в течение целых восьми дней потчевал и радовал зрителей, всех любителей кино очень разнообразной и, в некотором смысле, очень любопытной программой.
Не собиралась, поскольку не очень уверенна, что среди читателей курдских сайтов есть те, кто будет рад этой теме и кто почерпнёт что-то для себя интересное и поучительное. Возможно, что я ошибаюсь на сей счёт. Вот это было бы здорово.
Из огромного меню, предложенного организаторами кинофорума, мне удалось посмотреть лишь маленькую толику. Нельзя объять необъятное при всём желании, два фильма в день — это был тот максимум, да и то не всегда, который я могла осилить.
В конкурсе участвовало 13 картин из 11 стран, а кроме того была потрясающая внеконкурсная программа, специальные показы, документальные ленты, фильмы, объединённые словом "спектр", кино бурлящего арабского востока, фильмы программы "Свободная мысль", много российских фильмов, корейских, неожиданный репертуар из ретропрограммы, в общем, на все вкусы и на многие ожидания.
Что посмотрела я и что я не смогла увидеть из того, что мне очень хотелось посмотреть в силу объективных причин — нехватки времени?
Сразу назову фильм иранского режиссёра Реза Миркарими "Дочь". Эту картину, которая была в конкурсной программе, я так и не успела посмотреть, о чём очень сожалею. Очень люблю иранское кино, тем паче фильмы курдских режиссёров Ирана с какой-то невыразимо прекрасной эстетикой и стилистикой повествования. И вот, только что прошла информация, что главный приз фестиваля "Золотого Святого Георгия" получил именно этот фильм Миркарими. И лучшим актёром также признан иранец Фархад Аслани, играющий в этой ленте.
В этом году курдское кино не было представлено в Москве, что меня, конечно же, расстроило. Хотя, с другой стороны, в прошлом году фильмы курдских режиссёров имели огромный успех на ММКФ, о чём Кирилл Разлогов, программный директор фестиваля, говорил во многих своих интервью. Я посетовала ему, что сожалею очень, что нет на фестивале фильма Бернара-Анри Леви "Пешмерга", который имел большой резонанс на последнем Каннском фестивале. Господин Разлогов сказал, что видел этот фильм в Канне, а это, полагаю и очень надеюсь, может означать, что картина может быть показана в одной из передач на TV.
Ещё один конкурсный фильм, который, кстати, был отмечен призом ФИПРЕССИ — это корейская лента "Худшая из женщин". К великому стыду, я не досмотрела его не то что до конца, нет, я вышла из зала минут через 30. И это при том, что глаз всё время цеплялся за экран, всё, что происходило на этом белом полотне меня удивляло, завораживало своим несовпадением с привычной для меня энергетикой, пластикой, манерой разговора, самой лексикой, любопытно, для меня уж точно, воспринимаемой ухом мелодией корейского языка. Мне не хватало некой экспрессии, конфликта, не важно, внутреннего или внешнего, а его не было. Может, потом всё это раскрылось, обнажилось, но мне об этом уже не узнать. Хочу обязательно сказать о том, что корейское кино имеет очень высокую репутацию в мире, считается очень оригинальным. Видимо, это именно так, если вспомнить самого противоречивого из корейских режиссёров Ким Ки Дука.
Одним из трендов этого фестиваля стала женская тема, которая была отражена в специальной секции "Время женщин".
Я смогла посмотреть лишь один из пяти предложенных картин этой рубрики. Это фильм итальянского режиссёра Лауры Моранте "В одиночестве". Это кино о преодолении, об очень непростых поисках некоего душевного равновесия, о страхе одиночества, в некотором смысле о предательстве и о приобретении независимости и уверенности в себя.
Ещё об одной теме, которая, собственно, всегда широко представлена на всех международных кинофестивалях, а в Москве эта тема была объединена в таком формате — секс, еда, культура, смерть. Таких картин было, наверное, 8-10. Мне удалось увидеть ленту совершенно блистательного испанского режиссёра Пако Леона "Секреты секса и любви". Фильм о нарушении и разрушении если не всех, то очень многих табу, попросту говоря, это любопытный рассказ об эротических фантазиях, а главное, и это, правда, самое главное, это уважение к чужому выбору, к чужому восприятию. Что мне показалось достижением и победой режиссёра — это отсутствие, абсолютное отсутствие пошлости. Ни разу - ни камера, ни игра артистов, ни текст не позволили почувствовать хоть какую-то скабрезность, неловкость или смущение. На протяжении всего фильма на экране господствовала её величество — Ирония. И потом, честно говоря, на фоне всех тех ужасов и вседозволенности, которые всегда были частью человеческой жизни, да что там жизни, всех цивилизаций, эти невинные и даже смешные проявления неких фантазий семейных пар — милые шалости, подтверждение того, что наши знания о себе и о своей интимной жизни, наши воображения и о себе и о предмете темы фильма давно вытеснены реальностью, в которой мы жили, живём и будем жить. Эту картину представил зрителям Кирилл Разлогов и он же смотрел её вместе с нами.
Какой фильм стал для меня абсолютной радостью? Это блистательная документальная лента из программы Голландия плюс — "Иероним Босх: вдохновлённый дьяволом". То, как снята эта картина, как и куда смотрит камера, о чём говорят те, кто на протяжении пяти лет путешествуют по музеям мира, чтобы провести глубокий анализ тех 25 сохранившихся картин Босха, которые есть свидетельство уникального гения, так хорошо понявшего, что есть человек, заглянувшего в такую страшную бездну нашей души, наших желаний, фантазий и противостояний, наших представлений о себе самих, вечной границы и борьбы белого и чёрного, наших потаённых страхов, ужаса наших мыслей и воображений. А ещё, это фильм о важности, ответственности, обо всём том, что есть часть работы тех, кто очень бережно понимает долг перед памятью, перед именем художника, его удивительного творчества, и, скорее всего, ещё о многом из того, что так ценно и имеет непреходящий след в наших мыслях и ощущениях. Тема памяти самая востребованная в современной культуре.
Возможно, и этим обстоятельством , наряду, конечно, со многими другими обстоятельствами руководствовались создатели самого дорогого фильма в истории иранского кинематографа "Мохаммад — Посланник Всевышнего". Кажется, 50 миллионов долларов было потрачено режиссёром Маджидом Маджиди на создание этого, вне всякого сомнения, грандиозного эпического повествования. Это первая часть будущей трилогии, которую, как я поняла, предстоит ещё снять. Идёт эта картина практически три часа и на протяжении этих часов мы видим совершенно потрясающие съёмки, удивительные спецэффекты, очень деликатное отношение ко всему том что есть часть жизни Пророка — его рождение, детство и юность.
Кстати, это не премьера фильма в Москве, картина была показана ещё в феврале и шла также, как и в этот раз, в кинотеатре "Октябрь". А на фестивале был один сеанс в рамках Специального показа. В работе над фильмом кроме известнейшего Маджиди приняли участи самые именитые иранские актёры и высокие профессионалы из Европы, это и операторы, и монтажёры, и постановщики спецэффектов, а они, поверьте, впечатляют.
Естественно, что была проделана большая подготовительная работа, изучались документы, проходили консультации с богословами, всё выверялось, судя по всему, очень трепетно и с огромной ответственностью. И тем не менее, не все исламские богословы и историки ислама были единодушны в своём мнении. Нашлись такие, которые указали на какие-то неточности и вольную интерпретацию каких-то фактов биографии Мухаммада.
Фильм шёл в самом большом зале "Октября" и, можно сказать, что яблоку негде было упасть, сидели даже в проходе на ступеньках, кажется, были и иранские дипломаты с семьями.
Съёмочную группу, я могу ошибаться, но вроде как возглавлял сам Маджиди, я не смогла, к сожалению, расслышать даму, которая представила гостей. Приветствуя зрителей, он сказал, что руководствовался огромной надеждой показать людям Запада, всем сомневающимся, истинное лицо ислама и всё то, что происходит сегодня в мире, а именно то зло и беспредел, которые чинит ДАИШ, который не есть ислам, а эти люди из Исламского государства вовсе не мусульмане и они совершенно извратили ислам.
А я вот подумала о том, как сказать эти слова езидам, что их резали, закапывали живьём, насиловали, унижали, оскорбляли, избивали до смерти, не давали есть, отнимали детей, продавали как скот, дарили как коробку конфет, обменивали, одалживали, издевались самым непотребным образом, уничтожали их дома, города и деревни совсем не чудесные и не истинные мусульмане, а неизвестные личности из ДАИШ. Кто-нибудь осмелится сказать езидам, что этот ужас с ними сыграли некие страшные существа, пришельцы из Космоса, и это не их соседи-мусульмане помогали своим единоверцам кромсать, загонять как диких животных совсем отчаявшихся людей, напуганных, измученных, растерянных и глубоко потрясённых?
И ещё. Какое-то странное было у меня ощущение во время просмотра и потом, уже после фильма. Я говорю о противостоянии, этом таком древнем, таком пугающем состоянии наших чувств, образа жизни, разного восприятия Бога, нашей человеческой истории, нашей извечной слабости и глупости, любви и ненависти. И в этом фильме абсолютно чётко звучала мысль о превосходстве Востока над Западом, одних ценностей над другими, одной веры над всеми остальными.
А Бог один и всегда был один, даже тогда, когда многие об этом и не догадывались, когда всё ещё шли к нему, сквозь сомнения, ошибки, глупости, упорство, шли к вере и любви. Но так редко приходили ко всепрощению и состраданию. Хорошо бы, если бы никто в этом мире не забывал об этом и никогда не говорил о своём превосходстве, ибо превосходит всех нас вместе взятых только Господь Бог.
Фильмом открытия были "Ке-ды" Соловьёва, но я его, также, увы, не увидела. А вот фильмом закрытия стала блистательная лента Вуди Аллена "Светская жизнь", пожалуй, одна из лучших его последних лент. Всё, что присуще почерку, характеру этого уникальнейшего метра, а это: насмешка, ирония, ассоциации, лёгкие и тонкие аллюзии — всё в этой приятной комедийной мелодраме.
Буду счастлива, если кого-то заинтересуют те фильмы, о которых я рассказала и вы захотите их посмотреть. Приятного просмотра.
Теги: Аза Авдали