Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Отрывок из повести Баве Назэ "ИЗГОЙ"

Просмотры3874Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2016-10-16
Отрывок из повести Баве Назэ "ИЗГОЙ"

Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию одну из глав повести известного курдского писателя Баве Назэ "ИЗГОЙ". Книга была опубликована в Москве издательством "Маска" в 2014 году. Перевод с курдского Хамеда Фархада. Редакция сайта Kurdistan.Ru благодарит уважаемого автора за предоставленную возможность.  

 


Рано утром, во время азана, человек со всклоченными волосами пьяной походкой прошел в переулок, ведущий в мечеть. Он шел и что-то бормотал про себя. Неожиданно остановился, как бы прислушиваясь к азану. Какое-то мгновение стоял молча. Когда муэдзин дошел до слов "молитва лучше сна...", он прервал молчание: "Однако ты заливаешь!". Сказал и продолжил свой путь. 

Хотя он и держался на ногах, его изрядно пошатывало. Много прохожих в такой ранний час привлекло его внимание. Он снова начал бормотать про себя: "В такую рань... что потеряли здесь эти люди?... Ну, у меня-то свое дело, а они что потеряли?" 

Чем ближе к мечети, тем больше становилось прохожих. И тогда он понял, что эти люди идут на утреннюю молитву: "У-у! Неужели до сих пор..." Тут у него началась пьяная икота и фраза прервалась. 

И люди, проходившие мимо пьяного, также смотрели на него с удивлением. Они узнавали известного городского выпивоху по прозвищу "пьяный философ". Про себя они говорили: "В такое хорошее утро что делает у Божьего дома этот безбожник? Что он здесь потерял?" Мысленно они обращали в его адрес и много других нелестных слов, но к нему никто не приставал. 

Едва приблизившись к мечети, люди торопились войти в нее: наступало время молитвы. У мечети пьяный как будто очнулся и поэтому войти в нее не осмелился. Запах перегара, нетвердая походка, туман в голове заставили его остановиться у входа. Помимо своей воли, он пробормотал: "Выпивка уж никак не сочетается с мечетью... И суфии будут правы, если побьют меня в ней". Конечно, и остановка у ограды была не безопасна для него, но другого выхода не было: он должен был встретиться с муллой - ради этого "философ" и оказался здесь. 

У ворот присел на корточки, прижавшись спиной к стене. Закурив, сделал несколько затяжек, чтобы развеяться. Но обилие выпитого и ночное событие, приведшее его к ограде мечети, не позволили ему расслабиться. И все-таки времени он не чувствовал. 

Его покой нарушили донесшиеся со двора говор и покашливание. Стало быть, люди закончили молитву. Выходили они, как и входили - поодиночке или маленькими группками. И снова с отвращением бросали взгляды на этого человека. А он искал среди них муллу. И хотя людей в мечети осталось совсем немного, войти в нее ему по-прежнему не хватало смелости. Для успокоения души или просто так, машинально, он достал сигарету, но не успел сделать и несколько затяжек, как из мечети вышел мулла в окружении суфий. 

Ему нельзя было терять ни минуты времени, и он пошел навстречу мулле. Но едва сказал: "Сейда!", - как нарочно, у него снова началась икота. Мулла обернулся, узнал пьяницу: 

- О нечистый, что ты тут делаешь? 

Суфии, окружавшие муллу, тоже не скрывали удивления. 

Человек подошел ближе:

- Сейда, сегодня ночью умер Тужо...

- Да отвратится от него Божье милосердие! - прервал сейда. 

- Почему? -  не понял пьяница. 

- Как почему? - переспросил сейда, в свою очередь не поняв вопроса. 

Пьяница заволноввался: 

- Но почему же милосердие Бога должно от него отвратиться? 

Сейда высокомерно изрек:

- Он же, как и ты, был алкашом!

- Ну и что? Неужели вы не понимаете, что вы - духовный наставник?

Эти поучающие слова алкоголика вывели муллу из себя.

- Ты на себя посмотри! - крикнул он. - От тебя несет перегаром - и ты еще заходишь в Божий дом!

Как ни странно, пьяница отвечал совершенно спокойно:

- Сейда, разве двери Божьего дома не открыты для всех?

- Для всех, но не для алкоголиков...

- Ну, хорошо, сейда. У каждого свои грехи. Вам в оей могиле не лежать. Я сейчас пришел, чтобы вы обмыли Тужо. 

Тут уже сейда окончательно взъярился. 

- Обмыть Тужо?! Да я его не то, что обмывать не стану - я не позволю, чтобы его похоронили на мусульманском кладбище! 

И, что-то еще пробормотав про себя, он ушел. За ним ушли его мюриды. Остался только пьяница, недоумевающим взглядом провожавший муллу. Он как будто не ожидал такого оборота и бормотал вслух: "Так... Значит, обмывать его не будут..." А потом неожиданно громко заявил: 

- Но он же был лучшим сыном своего народа!.. 

Очевидно, дальнейший разговор был бессмысленен. Мулла удалялся. И пьяница побрел прочь от мечети. Но куда идти, он не знал. Разговор с муллой почти отрезвил его. Прояснение в голове позволило ему догадаться, что нужно пойти к другому священнику. Тут же перед его мысленным взором предстала соборная мечеть, и он немедленно направился туда. По пути в его ушах, не переставая, звучали слова муллы: "Я не позволю, чтобы его похоронили на мусульманском кладбище!" И он вновь сказал вслух: 

- Неужели этот придурок действительно способен на такое?! 

Видимо, слова "могила", "кладбище"... - напомнили ему любимую песню его товарища Тужо. Он тотчас запел: 

Эй, друзья мои! Если я умру,
Выкопайте могилу по душе моей:
Пусть она будет широка, как терпение мое, 
Пусть она будет глубока, как рана в сердце моем. 

Пропев несколько строк, пьяный замолчал и вновь начал разговаривать с почившим другом: 

- Да, друг, мы тебе выкопаем хорошую могилу!... Перед тем как прийти сюда, я отправил на кладбище трех наших ребят. И я им сказал, чтобы они копали так, чтобы могила пришлась тебе по душе. 

Горло его сжали рыдания, и он, глотая слезы, крикнул: 

- Не беспокойся! Если не получилось с этим муллой, получится с другим! 

Глядя на его жесты, слушая громкие слова, можно было подумать, что он действительно с кем-то разговаривает... 

Когда пьяница пришел в соборную мечеть, солнце поднялось уже достаточно высоко. Тут он понял, что муллы в мечети сейчас быть не может: молитва окончилась. Но дом священника был известен людям городка не менее, чем сама мечеть. А поскольку "пьяный философ" хорошо знал город, он знал и дом муллы. Подойдя к дому, он попытался взглянуть на себя как бы со стороны. Да, он чувствовал некоторую слабость в ногах, но уже не считал себя пьяным. Пригладил пятерней волосы, затем протер глаза - и после этого не без трепета постучал в дверь. Ему не пришлось стучать дважды - в дверях появился сам хозяин. Едва мулла, открыв дверь, увидел перед собой известного пьяницу, он отшатнулся, воскликнув: 

- Какими судьбами? 

"Пьяный философ" не стал попусту тратить ни времени, ни слов: сразу приступил к делу: 

- Сейда, мой друг Тужо умер. И я пришел просить, чтобы вы обмыли его. 

- Кто умер? - переспросил сейда и тотчас вспомнил умершего: такого же алкоголика, как и гость. 

- Тужо-Тажио? Даже имя не человеческое, а собачье! 

- Но позвольте, сейда! 

- Разве не вы с ним наполнили весь город вонью перегара?! И ты еще пришел требовать, чтобы я его обмыл! 

"Пьяный философ" возразил, напоминая:

- А милосердие Божие?

- Что?! Милосердие Божие?! - разозлился сейда. - Ни милосердия, ни милости нет для вас ни у Бога, ни у людей! 

Тут "пьяный философ" не выдержал: 

- Я вижу: вы уже заняли место Бога и раздаете награды и наказания... 

- Подонок, ты еще богохульствуешь в моем присутствии? Вон! 

И мулла изо всей силы хлопнул дверью. 

Теперь все дороги перед "пьяным философом" были закрыты. Он ударился в дверь лбом, застучал кулаками... Повернувшись, пошел, на этот раз уже точно не зная, куда. Затем остановился, оглянувшись на дверь муллы: 

- А еще говорят: мулла - человек Божий! Лицемеры! Нет уж, Тужо был лучше вас всех! Нас всех! Мы все в долгу перед ним! Все... Родина! Народ! И вы! Эй, вы, муллы! 

Он вновь остановился, сжал руками голову, как будто собираясь с мыслями, и обратился к другу: 

- Тужо, пожалуйста, вернись к жизни! И крикни им в лицо... Ой, зачем я говорю! Слова все равно ничего не дадут! Слов не хватает - но мы все равно в долгу перед тобой! Боже мой, он сделал для нас все - и он же считал себя должником.

И "пьяный философ" запел песню, сочиненную самим Тужо: 

Мама, я в долгу перед тобой
За боль, которую при родах причинил тебе. 
Отец, я в долгу перед тобой
За то, что я ношу фамилию твою.
Земля, я в долгу перед тобой
За жизнь, которую ты подарила мне.
Любимая, я в долгу перед тобой
За любовь, которую ты питаешь ко мне.
Друг, я в долгу перед тобой
За то, что ты - опора в трудную минуту для меня. 
Родина, я в долгу перед тобой
За то, что ношу имя твое. 

- Нет, друг! - вновь заговорил "философ" сам с собой, - ты никому не должен! Именно мы должны тебе!.. 

Сколько бы "пьяный философ" ни пел и ни говорил сам с собой, прохожие не обращали на него внимания, думая: "Опять насосался какого-то дерьма!.. Никто не хочет с ним разговаривать - вот он болтает и болтает... И пусть себе!" 
Вдруг "пьяный философ" как бы очнулся и ударил себя по голове: "О, господи! Совсем вылетело из головы! Как же это я с самого начала не пошел к мулле Абдурахману! Да, он не является настоятелем мечети... Ну и что?" - Он вспомнил, что дом муллы Абдурахмана находится именно в его квартале, и вновь заговорил сам с собой: "Сдурел я, что ли! Кой черт понес меня к этим ослам! Да, мулла Абдурахман не служит - но он хорошо может выполнять все обряды... А все-таки, почему его исключили из накшбанди? Кто знает, может быть он, как и мы, отстал от своей стаи! А люди относятся к таким плохо. Потому что тот, кто отстает от стаи, либо в чем-то виновен, либо у него сломаны крылья, и он больше не может продолжать полет". 

С такими мыслями он подошел к дому муллы Абдурахмана. К этому моменту из его головы выветрились последние остатки хмеля. Хотя он был уверен, что мулла Абдурахман не похож на остальных мулл, внутренне все-таки волновался. А вдруг и этот откажется принять его? Что делать тогда? 

Он постучал в дверь. Мулла открыл сам и вопросительно посмотрел на стоящего перед ним человека. "Философ" прочитал вопрос в его глазах и тут же объяснил причину своего прихода: 

- Мул... ...сейда! - он запутался, не зная, как обращаться к мулле Абдурахману. - Мой друг, Тужо... отошел к Господу. Я хочу, чтобы вы его обмыли. 

- Да помилует его Бог! 

При этих словах у "философа" словно камень свалился с сердца. 

- Да помилует Бог и ваших покойников! 

Несмотря на то что "пьяный философ" совершенно отрезвел, от него разило еще достаточно сильно, и мулла Абдурахман этот запах, несомненно, учуял. Но, не подавая вида, спросил: 

- А почему я? Разве ты не знаешь, что я больше не служу? 

- Да, сейда, знаю. Но другие муллы не хотят его обмыть. 

Мулла Абдурахман не верил своим ушам:

- Как - не хотят?!

- Они говорят, что это - нечистый мертвец.

И тут мулла Абдурахман гневно вскричал:

- Эти ученые невежды? Опять они играют с божественным учением! Да кто же, кроме Бога, может судить о наших грехах? Только Он! Как они смеют ставить себя на Его место! 

Мулла Абдурахман говорил так, словно перед ним сидели эти муллы, и он обращался именно к ним. В том же духе он продолжал: 

- Да откуда им знать: может, покойник покаялся перед смертью? Почему они вмешиваются в дела Бога? Разве Божественное милосердие так же узко, как их лбы? Нет, милосердие Божие беспредельно, и вполне возможно, что его душа уже покоится в раю! 

"Философу" стало необычайно легко, и он закивал головой, словно был одним из мюридов: 

- Правда, сейда! Несомненно, душа Тужо сейчас в раю. Если... 

Он хотел сказать: "Если, конечно, рай существует", - но вместо этого произнес: 

- Если у вас есть время - пойдемте сейчас же!

- А ему вырыли могилу?

- Должна быть уже готова: я отправил на кладбище трех своих друзей.  

- Хорошо. Я переоденусь, и мы пойдем. 

"Пьяный философ" остался перед дверью. Он простоял недолго: мулла быстро переоделся, и они отправились в путь. 

Они шли, не зная, что весь город уже гудел из-за этих похорон. Словно огонь по соломе, пробежала весть, что собираются хоронить нечистого, о котором мулла сказал, что его труп подобен трупу собаки и осквернит соседние могилы. И тотчас все верующие и суфии двинулись на кладбище. 

Еще до того, как распространились слова муллы, одновременно с уходом философа в мечеть три человека, друзья Тужо, пошли к садовнику, косому Али, чтобы взять у него заступы и лопаты. Когда садовник увидел, как они входят во двор, он не поверил своим глазам. 

- Что вам нужно здесь в такое раннее утро? - спросил он. 

- Мы пришли взять у тебя лопаты и заступы, - ответил один из этой троицы. 

- Для чего, уважаемый? 

- Сегодня ночью Бог прибрал Тужо. Пока мулла обмоет его, мы должны приготовить могилу. 

Косой Али смотрел на этих господ, но особого доверия к ним не питал. Он решил отклонить их просьбу и спросил: 

- Вы - и копание?

Один из троих тут же ответил:

- Действительно, ты прав. Было бы хорошо, если бы ты пошел с нами. 

- Да как же я брошу работу?

- Мы оплатим твой труд, ответил другой и протянул купюру в сто лир.

Как только косой Али увидел деньги, он незамедлительно ответил:

- Ладно, пойдемте! 

...И они отправились на кладбище. Дойдя до первой же свободной могилы, остановились и начали копать. Косой Али рыл заступом, а три товарища по очереди выбрасывали землю. Вначале работа продвигалась споро, но неожиданно трое зашабашили, сели и затихли. Косой Али увидел, что они уже лежат друг на друге: спят. Видимо, после жаркой ночи прохладный утренний ветер принес сон этим, уже достаточно набравшимся, людям. Косой Али махнул рукой и продолжал копать, не будя их. Не успел он выкопать и на метр - как увидел толпу, надвигавшуюся на него. "Видно, уже несут тело!" - решил косой Али. Он окинул взглядом толпу, ища носилки с телом, но не нашел. 

"Кажется, я не только косой, но вдобавок и слепой!" - сказал он себе, протер глаза и стал смотреть внимательнее. Носилок не было. Он прекратил работу, ничего не понимая. Наконец, первые люди из толпы достигли его, и один из предводителей, задыхаясь, сказал: 

- Кому ты роешь могилу? Прежде, чем косой Али успел ответить или хотя бы понять, что происходит, толпа окружила его со всех сторон. 

- Что доброго? -  спросил он со страхом. 

- Доброго?! - ответили ему разом несколько голосов. - Что доброго может еще быть здесь! 

Хотя косой Али ничего не понимал, он почувствовал, что допустил какую-то ошибку, придя сюда. И он ответил с видом уничижения: 

- При чем здесь я? Я - Божий бедняк. Я копаю для этих вот людей и получаю деньги за свой труд. 

И он указал пальцем на трех спящих. 

Между тем народ прибавлялся и шум усиливался. Но трое продолжали спать. Косой Али подошел к первому и стал толкать его в плечо. 

- Благодетели мои, вставайте! Ваш Страшный суд пришел! 

Спящий заморгал глазами, открыл их и снова закрыл. Али продолжал его расталкивать, повторяя одни и те же слова. Услышав про "Страшный суд", тот вздрогнул и сел... 

О, что он увидел и услышал! Возбужденную толпу, гневные выкрики... Торопливо и не без страха начал он будить товарищей, говоря: 

- Вставайте! Бог перепутал! Вместо него - нас взяли на Страшный суд... Вставайте! 

Потом он обратился к толпе: 

- Благодетели! Погодите! Дело в том, что Бог перепутал нас с Тужо! Мы не мертвые! А покойник еще дома... 

Тут его взгляд упал на суфия Хусейна. Это был тот самый Хусейн, который всегда дрался с ним из-за их пьянства. И, сам не зная, почему, он воскликнул: 

- О Господи! Неужели ты даже за гробом преследуешь меня и моего Бога?!

Как только толпа услышала эти слова, попахивающие неверием, она в неистовстве накинулась на всех троих. Те ничего не могли поделать: сколько они ни пытались объясниться, сколько ни кричали - никто не обращал на их слова внимания. 

Когда толпа схлынула, трое, окровавленные, без сознания, остались лежать на земле. А косой Али, тоже получивший свою долю побоев, никак не мог понять: что это за могила, которую он должен был выкопать? Почему его избили? Он смотрел вслед удалявшейся толпе и бормотал: 

- Что за взбесившиеся верблюды! 

Потом он посмотрел на лежащих, шагнул было к ним, но махнул рукой, собрал заступ, лопаты и направился домой. 

...А трое еще долго не могли прийти в себя. Наконец, очнувшись, они потащились к дому, где лежал покойник. 

К этому времени в дом уже пришли мулла Абдурахман и "пьяный философ". Едва сейда вошел внутрь, ему в нос ударил запах сырости и чего-то еще. Он недовольно посмотрел на философа: 

- Человек - и в таком месте?

"Философ" понял намек и ответил:

- Да, уважаемый. Уйдя из общества, человек или зарастает паршой, или дичает.

- Но если так, почему же вы выбрали именно такую судьбу? 

- Сейда! Жизнь в обществе ослов делает человека скотом. Я готов быть диким животным, но не человеком-ослом, я не хочу, чтобы на мне кто-то ездил! 

Сейда впервые посмотрел на "философа" оценивающим взглядом. 

- Я тебя не узнал. Не ты ли "пьяный философ"? 

- Да, сейда, меня так называют...

- Я много слышал о тебе. Видимо, это так и есть. 

- Но, сейда, я тоже слышал о вас. 

- А что именно? - спросил мулла с интересом. 

Но "философ" ушел от ответа:

- Сейда, как видите, наш покойник лежит. А мы с вами еще на ногах и разговариваем. 

Мулле стало неловко. 

- Правда твоя. 

- Я не хотел вас упрекать. Я только хотел сказать, что нам надо сидеть во дворе. Сядемте во дворе, пока с кладбища не придут ребята. А как только они придут, тотчас отправим их в мечеть за носилками. 

"Пьяный философ" зашел в комнату, где лежал покойник, достал два маленьких стульчика, и они заняли место во дворе. Некоторое время сидели молча; потом каждый достал по сигарете и также молча закурил. "Философ" первым нарушил тишину: 

- Ваш приход показал, как отличаетесь вы от других мулл. Может быть, именно из-за этого вас иногда зовут "мулла-атеист". 

"Философ" говорил, словно отвечая на предыдущий вопрос муллы. Он не хотел, чтобы опять наступила тишина, и поэтому вернулся к прежнему разговору: 

- Мы протестовали против своего общества и стали алкоголиками. Вы тоже протестовали против своего окружения и заперлись дома, бросив свое учение. 

Сейда вновь с любопытством посмотрел на "философа", а тот продолжал: 

- Да, сейда, жизнь в окружении невежд заставляет человека бросаться хоть в объятия дьявола. Хуже невежества нет ничего. 

Было ясно, что на сердце "философа" словно лежит какая-то тяжесть, и он пытается высказаться, чтобы облегчить ее. Мулла слушал внимательно. Неожиданно "философ" спросил: 

- Сейда, вы, наверное, знаете предание о поэте и эмире Ботане? 

- Какое предание? 

- Говорят, однажды эмир Ботана пригласил своего лучшего поэта и сказал: "Ты должен воспеть меня в стихах". Поэт ответил: "Я могу писать только по вере и убеждению, от огня моего сердца". И тогда эмир бросил его в зиндан. 
Спустя год эмир опять велел привести поэта и повторил требование. Поэт стоял на своем. Его вернули в зиндан. Еще через год, когда эмир вновь хотел потребовать поэта к себе, один из придворных сказал: "О мой эмир! Если ты хочешь, чтобы поэт согласился на все, ты должен посадить к нему в зиндан самого темного, невежественного человека". Эмир согласился, и их выбор пал на одного пастуха. Когда пастуха ввели к поэту, тот страшно обрадовался, что у него появился товарищ. Долго ли, коротко ли прожили они вместе, и вот однажды поэт стал читать пастуху свои стихи. Вдруг он заметил на глазах у слушателя слезы. Поэт очень растрогался и, дочитав, спросил: 
- Уважаемый, что именно в моем стихотворении так задело тебя, что заставило плакать? 
И пастух отвечал: 
- Когда ты читал, я смотрел на тебя. Твоя борода качалась в точности, как у моего козла. Я вспомнил своего любимца - и расплакался. 
И тогда поэт вскочил и начал молотить кулаками в дверь, крича: 
- Стражник! Стражник! Скажи эмиру: я готов воспевать его! 

Мулла Абдурахман молча, внимательно выслушал этот рассказ и, когда "философ" закончил, продолжал сидеть в задумчивости. "О, господи! - думал он, - сколько несправедливости в мире! Почему невежда занимает место ученого? Почему философа считают шутом?..." 

- Да, сейда, - неожиданно вновь заговорил "философ", - как тут не пить! 

- Разве же это выход? - спросил сейда. 

"Философ" пропустил его слова мимо ушей и повторил: 

- Да, сейда, как не пить, когда живешь в таком мертвом обществе! Как не пить, когда муллы отказываются обмывать Тужо! 

Тут им овладела злость, и он закричал:

- Если бы им сказали, что умер какой-то турецкий чиновник или полицейский, они не только бегом помчались бы его обмывать, они принялись бы облизывать его ж..пу! А он умер из-за того, что побывал в тюрьме и вынес пытки этих самых турков - и его не хотят обмывать! 

Мулла вопросительно посмотрел на "философа". 

- Разве Тужо умер от болезни, вызванной пытками? 

- Да, сейда, он умер именно из-за турецких пыток. 

- Хм... Действительно! Я слышал, что он был арестован... 

- Нет, сейда, - прервал муллу "философ", - он стал пить не из-за своего ареста. Он стал пить из-за нашего холопства, из-за нашего равнодушия перед порабощением. Да еще – из-за глупости и упрямства других. 

Тут "философ" на мгновение остановился, как будто что-то вспомнив, прямо посмотрел мулле в глаза и сказал: 

- Сейда, вы знаете, что стоит человек - представитель угнетенной нации, который сидит в застенке врага и храбро сопротивляется? Знаете? 

И, не дожидаясь ответа, вновь спросил: 

- Вы знаете, по какому критерию определяется - есть в стране демократия или нет? Простите, сейда, я не экзаменую вас, не дай Бог! Я знаю, что вы очень глубоко изучили свою науку. Но не секрет, что наличие или отсутствие прав национальных меньшинств - это и есть критерий демократии в любой стране. И если какой-то народ ущемлен в правах, а его представители не находятся в тюрьме - это значит, что такого народа не существует. Но тот, кто сидит в тюрьме - это и есть защитник его прав, это и есть честь и достоинство народа. Теперь вы понимаете, кто был Тужо, сейда? 

И уже с рыданием в голосе закончил: 

- Почему же мы так растоптали свою честь? Каким образом он стал нечистым?! 

Мулла не успел ничего сказать, а "философ" не успел продолжить свою речь: три товарища, посланные копать могилу, израненные, в крови, вошли во двор. И у муллы, и у "философа" от удивления отвисли челюсти. 

- А это еще что? - не смогли они скрыть удивления. 

- "Философ"! Призови Бога! - закричал первый из троих алкоголиков. - Скажи ему: почему он не принимает своего раба? 

Мулла и "философ" с еще большим недоумением смотрели то на них, то друг на друга, не решаясь осознать, что произошло. Второй алкоголик, увидев муллу, подошел к нему. 

- Сейда, - сказал он, - разве так можно?

Тут "философ" не выдержал:

- В конце концов, вы скажете, что случилось?

- Что случилось?! - алкоголик вновь посмотрел на муллу. - Если мы не можем похоронить своих покойников... Сейда! В каких религиях это слыхано, сейда?! В какой религии позволено, чтобы покойник лежал непогребенным? 

- Прежде объясните, что случилось? - ответил мулла, не менее взволнованный. 

- Как видите, сейда. Пришла какая-то толпа, избила нас и вновь засыпала выкопанную нами могилу. 

Взгляд муллы стал безумным:

- Как?!

- Наши ослы орали одно: "Мы не позволим, чтобы мусульманское кладбище осквернили этим нечистым!" - взял слово первый алкаш. 

- Это Тужо осквернит кладбище? О Боже! - "Философ" воздел руки к небу и потряс кулаками... 

– Э-эй, Бог! Э-эй, рабы его! Склоните головы перед Тужо! Слышите вы меня? 

Рыдая, он упал на колени, обратившись лицом к комнате, где лежало тело Тужо, и склонил свою голову. Так же поступили и остальные. Только мулла Абдурахман не знал, что делать. Тоже упасть на колени? Или подойти и поднять их? Он еще не успел принять никакого решения, как раздался шум машины. Вошло несколько жандармов. Одни подошли к стоящим на коленях, держа в руках автоматы, другие вошли в комнату. Их начальник обратился к мулле: 

- Это твой покойник?

- Нет.

- Тогда что ты здесь делаешь?

- Я пришел его обмыть.

- Ему этого уже не требуется. Мы сами обмоем и похороним его.

Тем временем жандармы выносили из комнаты тело Тужо, замотанное в одеяло. При виде этого "философ" бросился наперерез, но его ударили прикладом автомата. Мулла Абдурахман закричал им: 

- Этого нельзя делать, мусульманская религия не допускает этого... 

- Мы не позволим, чтобы весь город бунтовал из-за какого-то покойника, - ответил ему начальник. 

...И жандармы исчезли так же быстро, как появились.

Теги: Баве Назэ, курды

поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Иракское ополчение заявило о новой атаке беспилотников на Израиль

2024-11-21 Kurdistan.Ru
Иракское ополчение заявило о новой атаке беспилотников на Израиль

Проиранское "Исламское сопротивление Ирака" объявило в среду, 20 ноября, что оно совершило атаку беспилотников на военную цель на севере Израиля, пообещав продолжить свои операции против Израиля и Соединенных Штатов...

ДПК осуждает обвинения в фальсификации переписи в Киркуке

2024-11-21 Kurdistan.Ru
ДПК осуждает обвинения в фальсификации переписи в Киркуке

"Демократическая партия Курдистана" (ДПК) отвергла обвинения арабских и туркменских групп в фальсификации текущего процесса переписи...

Bloomberg: Турция призвала США прекратить поддержку курдов

2024-11-21 tass.ru

Турция обратилась с призывом к США вывести свои войска из Сирии и перестать поддерживать курдов. Взамен Анкара готова сама бороться с террористической группировкой "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ), сообщает агентство Bloomberg...

Иран пообещал Великобритании ответить на введенные санкции

2024-11-21 interfax.ru
Иран пообещал Великобритании ответить на введенные санкции

В МИД Ирана вызвали посла Великобритании, чтобы выразить ему протест в связи с введением Лондоном очередных санкций против Тегерана, сообщает в среду агентство "Мехр"...

Совместные бригады курдских сил пешмерга и иракской армии развернуты для обеспечения безопасности спорных территорий

2024-11-21 Kurdistan.Ru
Совместные бригады курдских сил пешмерга и иракской армии развернуты для обеспечения безопасности спорных территорий

Две совместные бригады, сформированные министерством пешмерга Регионального правительства Курдистана (КРГ) и министерством обороны Ирака, были развернуты для устранения пробелов в безопасности на спорных территориях...

Иракская армия блокирует возвращение курдских жителей деревни в Киркуке

2024-11-20 Kurdistan.Ru
Иракская армия блокирует возвращение курдских жителей деревни в Киркуке

Жители деревни Палкана в спорной провинции Киркук обвинили иракскую армию в угрозах заключения в тюрьму и в том, что она не дает им вернуться в свои дома, даже когда они пытаются принять участие в процессе переписи населения в Ираке...

В Мосуле арестованы четыре члена ИГ

2024-11-20 Kurdistan.Ru
В Мосуле арестованы четыре члена ИГ

19 ноября во время операции по обеспечению безопасности в западном Мосуле, провинция Ниневия, иракские силы безопасности захватили четырех членов "Исламского государства" (ИГ), когда они пытались проникнуть в Ирак из Сирии...

В Ираке назвали израильское письмо ООН предлогом для агрессии

2024-11-20 Kurdistan.Ru
В Ираке назвали израильское письмо ООН предлогом для агрессии

Премьер-министр Ирака Мухаммед Шиа Ас-Судани 19 ноября раскритиковал письмо Израиля в Совет Безопасности ООН, назвав его предлогом для агрессии против Ирака и частью усилий Тель-Авива по расширению продолжающегося регионального конфликта...

Делегация ДПК проведет встречи с ПСК и другими партиями для формирования 10-го кабинета министров

2024-11-20 Kurdistan.Ru
Делегация ДПК проведет встречи с ПСК и другими партиями для  формирования 10-го кабинета министров

"Демократическая партия Курдистана" (ДПК) объявила о планах своей переговорной группы встретиться с "Патриотическим союзом Курдистана" (ПСК) и другими политическими партиями для обсуждения формирования 10-го кабинета Регионального правительства Курдистана

Глава ДПК и консул Египта обсудили местную и региональную политику

2024-11-20 Kurdistan.Ru
Глава ДПК и консул Египта обсудили местную и региональную политику

19 ноября глава "Демократической партии Курдистана" (ДПК) Масуд Барзани принял генерального консула Египта в Эрбиле Махмуда Фарука Амера...

Регион Курдистан приостанавливает движение пассажиров через пограничный переход "Ибрагим Халиль" на 48 часов

2024-11-20 Kurdistan.Ru
Регион Курдистан приостанавливает движение пассажиров через пограничный переход "Ибрагим Халиль" на 48 часов

Движение пассажиров будет остановлено на 48 часов с полуночи 20 ноября для проведения всеобщей переписи населения в Ираке. Об этом агентству "Shafaq News" сообщил ответственный источник на пограничном переходе "Ибрагим Халиль", расположенном между провинц

Глава МИД Израиля возложил ответственность за действия проиранских групп на Ирак

2024-11-20 iz.ru
Глава МИД Израиля возложил ответственность за действия проиранских групп на Ирак

Ирак несет ответственность за действия проиранских групп, которые совершаются с его территории в отношении Израиля. Об этом 18 ноября заявил глава израильского МИДа Гидеон Саар...

Иракские шииты заявили об атаке на "жизненно важную цель" в Израиле

2024-11-20 tass.ru

Формирования шиитов, входящих в движение "Исламское сопротивление Ирака", осуществили атаку при помощи беспилотных летательных аппаратов на "жизненно важную цель" в Израиле...

Премьер-министр Курдистана подтверждает важность роли МООНСИ в Ираке

2024-11-19 Kurdistan.Ru
Премьер-министр Курдистана подтверждает важность роли МООНСИ в Ираке

18 ноября премьер-министр Курдистана Масрур Барзани встретился с Мохаммадом аль-Хасаном, специальным представителем Генерального секретаря ООН в Ираке...

Reuters: Иран выразил готовность остановить обогащение урана

2024-11-19 tass.ru
Reuters: Иран выразил готовность остановить обогащение урана

Тегеран может отказаться от дальнейшего наращивания запасов обогащенного до 60% урана, если Совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) на этой неделе не примет западную резолюцию антииранского характера...

Премьер-министр Курдистана и посланник ООН обсудили пути решения споров Эрбиля и Багдада

2024-11-19 Kurdistan.Ru
Премьер-министр Курдистана и посланник ООН обсудили пути решения споров Эрбиля и Багдада

Премьер-министр Курдистана Масрур Барзани 18 ноября встретился со специальным представителем Генерального секретаря ООН по Ираку Мохамедом Аль Хасаном...

Президент Курдистана выразил соболезнования в связи со смертью видного ассирийского лидера

2024-11-19 Kurdistan.Ru
Президент Курдистана выразил соболезнования в связи со смертью видного ассирийского лидера

Президент Иракского Курдистана Нечирван Барзани выразил соболезнования ассирийскому народу в связи со смертью видного ассирийского деятеля Зии Малика Исмаила Яко...

В ХАМАС опровергли данные о переезде политбюро движения в Турцию

2024-11-19 tass.ru

Палестинское движение ХАМАС опровергло информацию о переезде членов своего политбюро в Турцию. Соответствующее заявление опубликовано в официальном Telegram-канале движения...

В Иране заявили, что его отношение к США будет зависеть от политики администрации Трампа

2024-11-19 interfax.ru
В Иране заявили, что его отношение к США будет зависеть от политики администрации Трампа

Иран готов к переговорам с администрацией избранного президента США Дональда Трампа, однако не пойдет на уступки в случае оказания дальнейшего санкционного давления, заявил заместитель главы МИД Ирана Маджид Тахт-Раванчи...

Более 1000 грузовиков застряли на границе Турции и Курдистана

2024-11-19 Kurdistan.Ru
Более 1000 грузовиков застряли на границе Турции и Курдистана

Турецкие власти остановили движение грузовиков в Иракский Курдистан за последние три дня, в результате чего более 1000 грузовиков застряли на пограничном переходе "Ибрагим Халиль"...

Курдский лидер Барзани обсудил с главой "Иракского национального движения" угрозы стабильности Ирака

2024-11-19 Kurdistan.Ru
Курдский лидер Барзани обсудил с главой "Иракского национального движения" угрозы стабильности Ирака

18 ноября курдский лидер Масуд Барзани, президент "Демократической партии Курдистана" (ДПК), и генеральный секретарь "Иракского национального движения" Айад Аллави обсудили текущие региональные события и стабильность Ирака...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика