В Ираке в понедельник началась операция по освобождению от боевиков террористической организации "Исламское государство" (запрещена в России) одного из крупнейших городов страны — Мосула.
По данным СМИ, в ней примут участие 80 тысяч иракских военнослужащих и представителей курдских сил самообороны при поддержке коалиции во главе с Соединенными Штатами. Противостоять им будут несколько тысяч боевиков ИГ.
Иракские власти и США заявляют, что не сомневаются в успехе. "Момент великой победы близок", — сказал премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади. Глава Пентагона Эштон Картер выразил уверенность в том, что "иракские партнеры одолеют нашего общего врага и освободят Мосул и весь Ирак от ненависти и жестокости ИГ". "Это поворотный момент в кампании, чтобы нанести ИГ чувствительное поражение", — подчеркнул он.
Эксперты, однако, оценивают перспективы операции не столь оптимистично. Есть опасения, что Мосул повторит судьбу сирийского Алеппо, бои за который привели фактически к гуманитарной катастрофе. К неблагоприятному развитию событий готовятся в ООН и Красном Кресте, разворачивая лагеря и убежища для сотен тысяч возможных беженцев, подвозя медикаменты и продовольствие.
Столица ИГ с выходом на нефть
Мосул имеет ключевое значение для ситуации в Ираке и регионе в целом. Во-первых, это второй по величине город страны с населением примерно в 1,5 миллиона человек. Во-вторых, он находится на стратегическом пересечении путей из Ирака в Турцию, Сирию и Иран. Кроме того, Мосул — серьезный экономический центр, опирающийся на нефтяные промыслы.
"Это выход на нефтеносные районы севера. Так что, я думаю, боевики будут там держаться достаточно прочно", — отметил в беседе с РИА Новости доцент Института общественных наук РАНХиГС востоковед Сергей Демиденко.
Учитывая широкие возможности для контрабанды нефти и нефтепродуктов, неудивительно, что с июня 2014 года, когда город перешел под контроль террористов, Мосул фактически стал второй после сирийской Ракки столицей "Исламского государства". И оно обосновалось здесь серьезно.
"Силы ИГ в Мосуле существенны. Многие боевики, которые потерпели поражение в иракских городах, таких как Рамади, Тикрит и Байджи, могут находиться в Мосуле сейчас", — подтвердил агентству Rudaw глава курдского генштаба Джамал Иминики (Jamal Iminiki).
Почему наступление началось именно сейчас? По мнению экспертов, уходящей администрации Соединенных Штатов важно показать хоть какие-то успехи по борьбе с террористами на Ближнем Востоке.
"Единственный успех США и коалиции был осенью 2014 года, когда им удалось отстоять Багдад. То есть (президенту США Бараку) Обаме до его ухода нечего преподнести в качестве примеров успешной борьбы с ИГ, и теперь ищется хоть какой-то повод показать этот успех", — сказал РИА Новости ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко.
Демиденко полагает, что шансы у американцев есть, но не в самой ближайшей перспективе. "Мне кажется, захват Мосула — дело не завтрашнего дня. Мосул, во-первых, это большой город. Во-вторых, Мосул – это стратегически значимый город. Мосул и Киркук – два важных города с идеологической и политико-экономической точек зрения. Поэтому боевики там будут сидеть крепко", — отметил он.
По его словам, многое будет зависть от того, насколько далеко готовы пойти американцы: иракские войска без поддержки могут и не справиться, так что нужна конкретная помощь.
"Тут нужно понять, в чем сейчас заинтересованы американцы — поддержать иракское правительство или поддержать чисто пропагандистски, сделать вид, что они что-то делают. Потому что, на мой взгляд, иракские войска достаточно слабы без внешней поддержки. Тут либо американцы, либо иранцы должны это дело как-то поддержать. В противном случае успеха трудно будет добиться", — считает Демиденко.
По мнению Фененко, ставку в борьбе с ИГ в Ираке следовало бы сделать на курдов, но здесь есть подводные камни. "Шанс появится только в одном случае: если США будут вооружать курдов. Потому что опыт последних двух лет показал, что курды выходили из столкновений с ИГ победителями почти по всех стычках. Но это (поставки оружия – ред.) приведет к дипломатическому конфликту с Анкарой", — подчеркнул эксперт.
Не сдадутся без боя
Сами курды оценивают перспективы скорого взятия Мосула осторожно. "Вряд ли боевики ИГ без боя оставят Мосул. Конечно, они потеряют в боях за город много сил, но, оставив Мосул без боя, они фактически покинут Ирак, останутся только в Сирии", — отметил в беседе с РИА Новости представитель Демократической партии Курдистана в России и СНГ Хошави Бабакр.
По его данным, есть много признаков того, что боевики готовятся к серьезной обороне: минируют улицы и животных, готовят смертников, даже из числа детей, прорыто множество подземных тоннелей, а некоторые мосты внутри города взорваны, чтобы затруднить наступление.
"Сегодня курдские пешмерга взяли восемь сел к северу и востоку от Мосула, но это не значит, что все наступление будет легким. Скорей всего, у боевиков нет столько сил, чтобы удерживать все села, поэтому они отступают вглубь самого Мосула", — сказал в понедельник Бабакр, чья партия является правящей в Иракском Курдистане.
ИГ дадут уйти?
Видимо, есть у боевиков "Исламского государства" и план "Б" на случай, если Мосул удержать все-таки не удастся. Они, по некоторым данным, могут уйти в Сирию, причем с согласия Соединенных Штатов.
"Спецслужбами США и Саудовской Аравии достигнута договоренность, что до начала штурма всем боевикам предложат безопасный маршрут для выхода из города вместе с семьями. А во время самого штурма авиация коалиции будет наносить удары только по заранее согласованным с боевиками отдельно стоящим зданиям в городской черте, которые пустуют", — сообщил ранее РИА Новости военно-дипломатический источник.
По его данным, высвободившиеся силы боевиков могут быть брошены на ключевые направления в Сирии. "Более девяти тысяч боевиков ИГИЛ из Мосула будут переброшены в восточные районы Сирии для последующего проведения крупной наступательной операции, которая предусматривает захват Дейр-эз-Зора и Пальмиры", — добавил источник.
Комментарием американской и саудовской сторон, равно как и официальной информацией на этот счет РИА Новости не располагает.
Иракский Алеппо
В целом есть риск, что иракские силы и США увязнут на какое-то время под Мосулом. И еще до начала операции эксперты начали проводить аналогии с ситуацией вокруг Алеппо. В этом сирийском городе, частично удерживаемом террористической группировкой "Джебхат ан-Нусра", уже несколько месяцев идут тяжелые бои между правительственными силами Сирии и экстремистами. При этом мирное население практически оказалось в заложниках, так как террористы блокируют выходы из Алеппо и доставку гуманитарной помощи.
"Думаю, есть большие шансы, что Мосул станет вторым Алеппо", — сказал Демиденко. По его словам, ИГ сейчас будет цепляться за любые возможности, ведь группировку начинают теснить и в Сирии, и в Ираке. "Конечно, они будут драться зло", — уверен эксперт.
Судя по всему, так считают и в ООН. Во всяком случае, там готовится к не самому оптимистичному сценарию.
"Я крайне обеспокоен безопасностью до 1,5 миллиона человек, проживающих в Мосуле, которые могут быть затронуты военными операциями по освобождению города от ИГ. Семьи подвергаются большой опасности попасть под перекрестный огонь или стать целью снайперов. Десятки тысяч иракских мальчиков и девочек, мужчин и женщин, могут оказаться в осаде или использоваться как живые щиты", — заявил замгенсека ООН по гуманитарным вопросам Стивен ОБрайен.
В его заявлении отмечается, что в зависимости от интенсивности и масштаба боев, при худшем сценарии, до миллиона человек могут быть вынуждены бежать. "Я вновь призываю стороны конфликта соблюдать их обязательства по международному праву и защищать мирных жителей, обеспечить им доступ к необходимой помощи", — подчеркнул ОБрайен.
Как сообщили в гуманитарном агентстве ООН, были подготовлены лагеря для размещения 60 тысяч человек, идет строительство убежищ для приема 250 тысяч человек. Также были заготовлены продовольственные наборы для 220 тысяч семей, рационы питания еще для 143 тысяч семей находятся на складах. На места раздачи помощи были привезены около 240 тонн медикаментов.
Потенциальной гуманитарной катастрофой назвали ситуацию вокруг Мосула и в Международном комитете Красного Креста.
"Более трех миллионов человек уже стали внутренне перемещёнными лицами (в Ираке – ред.). После начала операции в Мосуле мы ожидаем, что к ним прибавится ещё около миллиона беженцев. Наши пункты расположены рядом с передовой. Мы можем собственными глазами наблюдать развернувшуюся здесь гуманитарную катастрофу", — заявила в понедельник представитель МККК Сара аз-Завкари в интервью телеканалу RT.
Теги: Ирак, Мосул, Исламское Государство, армия Ирака, пешмерга, США, Хейдар аль-Абади, Пентагон, Эштон Картер, Сергей Демиденко, Иракский Курдистан, Курдистан, ДПК, Хошави Бабакр, Сирия, Джебхат-ан-Нусра, ООН, Красный Крест