Процессы, происходящие в Турции ничем иным как контрпереворот назвать нельзя. Причем, он направлен не только против тех, кто организовал попытку переворота 15 июля сего года, но и против других неугодных Эрдогану слоев общества.
Как обычно, в любой проблемной ситуации в Турции курдам достается несравнимо больше и чаще, чем другим, например, кемалистам. На днях в Турции были арестованы 11 депутатов, включая лидеров прокурдско настроенной партии HDP (Демократическая Партия Народов). Несколькими днями раннее аналогичная операция была проведена в отношении газеты "Джумхуриет", которая является главным оппозиционным изданием страны и пропагандирует кемалистские и анти -эрдогановские взгляды. О сотне менее масштабных прокурдских и антиправительственных СМИ, которые были также закрыты за последний период в Турции, я уже молчу. Это очень похоже на масштабные зачистки перед глобальными изменениями. В этих действиях Эрдогана в целом нет ничего неожиданного. И лидер прокурдской партии HDP (Демократическая Партия Народов) Селахеттин Демирташ, предвидя данные события, неоднократно говорил, что все идет к массовым арестам. И поэтапно его прогнозы сбываются. Сначала с них сняли депутатскую неприкосновенность, затем началась информационная блокада, и эти события стартовали с момента предпоследних выборов в июне 2015 года. Именно тогда Демирташ помешал Эрдогану перевести Турцию на президентскую систему правления. И, как известно из достоверных источников, после выборов июня 2015 года у Эрдогана в отношении Селахеттина Демирташа появилась большая "личная неприязнь".
В итоге ближневосточный хаос все ближе и ближе подступает к Турции. Безусловно, те, кто создают хаос, почти всегда рассчитывают на то, что он будет контролируемым, но это крайне сложно.
В ближневосточном хаосе и перетурбациях Эрдоган четко видит опасность территориального разделения Турции и, безусловно, хочет противостоять этому. Более того - постараться использовать эту же ситуацию для расширения собственных границ. И все это Эрдоган делает характерными для него методами. И в первую очередь стремится заглушить и подавить все, что в оппозиции. Кстати, наряду с этим, создает десятитысячную личную армию из преданных ему людей. Таким образом, он надеется гарантированно сохранить власть еще как минимум на 12 лет. И параллельно реализовать свой план увеличения территорий Турции в сторону Ближнего Востока.
Как бы парадоксально ни звучало мое следующее предположение, сделать он это в итоге хочет, создав некую конфедерацию с Южным Курдистаном (Иракский Курдистан во главе с Барзани). А чтобы Западный Сирийский Курдистан подключить к себе, у него есть козырь по имени Оджалан, который он пока тщательно прячет в рукаве (Абдулла Оджалан – лидер Рабочей Партии Курдистана, который находится в турецкой тюрьме 17 лет). Таков план Эрдогана. Вопрос насколько он реализуем, учитывая внутренние и внешние факторы?
Внутренние факторы состоят из следующих аспектов: - насколько РПК будут слушаться Оджалана, который уже давно находится в тюрьме - насколько у Эрдогана хватит сил и возможностей, учитывая экономическую ситуацию в стране и политическую турбулентность.
А что касается внешних факторов, то здесь, безусловно, важно, какова будет реакция руководства региональных стран, а еще важнее, конечно, великих держав. Видимо, Эрдоган очень рассчитывает на понимание со стороны России на фоне общего потепления взаимоотношений между странами, что очень кстати для Турции в реалиях сегодняшнего дня, так как у Анкары с Вашингтоном далеко не самый лучший период отношений, а с Брюсселем - почти критический. А с региональными соседями практически на грани войны.
Массовые аресты оппозиционных членов парламента вызвали незамедлительную реакцию западных стран, в том числе и США. Они высказали свою негативную позицию по поводу этого происшествия, но в России большого информационного резонанса не наблюдается.
Конечно, с другой стороны не можем не задуматься вот о чем. Все что происходит на данный период - это собственный план Эрдогана или план тех, кто разворошил Ближний Восток? Я не совсем уверен, что Эрдоган смог бы пойти на такой отчаянный план в одиночку, учитывая то, что на этот раз он глубоко ныряет. И не верится, что он это делает без страховки. Но если даже она есть со стороны покровителей, не факт что сработает в нужный момент.
Ведь все можно было сделать по-другому, как я уже неоднократно говорил, если бы в начале конфликтов на Ближнем Востоке Эрдоган постарался найти общий язык с курдами, тогда весь этот болезненный процесс в Турции можно было предотвратить. Но тогда, вполне вероятно, он не смог бы осуществить свой замысел относительно президентской Турции. Это значит отсутствие возможности оградить и уберечь свою семью и ближайшее окружение от многочисленных коррупционных обвинений.
История показывает, что лидерам с такими амбициями, как у Эрдогана, совместить личные интересы с интересами страны не всегда получается. Получится ли у Эрдогана?
А что если начнется гражданская война? Ведь на него обижены не только курды, но и кемалисты, и алавиты. Мы видим, что вопросов больше, чем ответов. Но факт один: в ближайшее время президент Турции будет увеличивать давление на прокурдско настроенные слои населения. В результате чего может пролиться много крови, а это в свою очередь приведет к серьезному расколу общества.
Грядут большие изменения в Турции и в регионе.
А каковы будут дальнейшие отношения России с такой проблематичной страной в перспективе, если Тайип Эрдоган не сможет в ближайшее время вернуть страну в правильное русло. Есть ли в этом случае у России план Б?
Теги: Икбаль Дюрре, Турция, Турецкий Курдистан, курды, НДП, Реджеп Тайип Эрдоган, Селахаттин Демирташ, Ирак, Иракский Курдистан, Масуд Барзани, Сирия, Сирийский Курдистан, Абдулла Оджалан, РПК, Россия, США