"Весь исламский мир и иранский народ являются должниками курдов, которые много сделали для торжества ислама и процветания иранского государства". Мохаммад Хатами - президент Исламской республики Иран в 1997-2005 гг. (http://zavtra.ru/content/view/2002-03-1951/ Кавад Раш. Аристократы битв. Газета "Завтра" 434 (12. 2002)).
Президент Турции и Председатель Партии справедливости и развития Реджеп Эрдоган, выступая на 3-ем очередном съезде ПСР, сказал: "Без Ахмада Хани, без Саида Нурси духовность Турции потерпит урон". (Ахмади Хани и Саид Нурси – курдские учёные (см.ниже)).
Курды, в отличие от арабов, персов и турок, никогда не использовали Ислам в своих политических и национальных целях. Курды прославляли Ислам и дали исламскому миру много ученых, полководцев, поэтов, правителей, судей. Египетский писатель доктор Фехми Шинави в своей книге "Сироты исламской уммы – курды" пишет, что арабы, персы и турки в отличие от курдов, всегда использовали ислам в своих политических интересах. (http://www.nudempress.com/haber/ilk-kurt-sahabi-caban-el-kurdi-726.html). Далее, он пишет, что "курды, несомненно, честные и чистые мусульмане… Они являются головой исламского копья… На мой взгляд, вклад, которые внесли курды в исламскую историю и исламскую борьбу следует рассматривать отдельно от вкладов других сообществ, потому что курды присоединялись в борьбу не только словами и своими имуществами, они всегда боролись всем телом и душой, и история борьбы Саладина является одним из самых красивых примеров". (http://www.batmanbasin.com/mobil/yazi/
283/ummetin-hamisi-kurtler).
"Мусульмане гордятся мужеством и мудростью, милосердием Салахаддина Айюби. Он был курдом, подлинным героем для всех мусульман и своего народа. Курды – очень чистый и искренний народ, они наши братья, мы всегда жили вместе, курды никогда не станут сражаться за неправое дело". Аднан Октар – турецкий писатель черкесского происхождения, исламский креационист, ставший широко известным под псевдонимом Харун Яхья. (https://twitter.com/HarunYahyaRu/status/
581175318607716352, https://twitter.com/HarunYahyaRu/status/
577979899132186626).
Курдская общественная мысль обогатила различные отрасли знаний не на курдском языке, и это стало достоянием других. Современная историческая мысль начала признавать вклад всех народов в дело создания человеческой цивилизации, появились современные исследования, в которых отмечается роль курдов и их вклад в дело создания восточной цивилизации. (Джаббар Кадер, "Курды и история").
Арабские халифы и полководцы считали для себя честью жениться на знатных курдских женщин. Халиф аль-Мансур (754-775) – был женат на курдянке, которая родила ему сына – Джафара аль-Курдийа (сын курдянки), это считалось божьей благодатью – родиться от курдянки. Двоюродный брат основателя ислама пророка Мухаммеда Али был женат на его дочери Фатиме. Во время одного из сражений арабов с курдами в Иранском Курдистане дочь курдского князя Езд-курда III Шахизанан была пленена и увезена в Аравию. Восхищённый её умом, красотой и знатным происхождением Али женил на ней своего сына Гусейна. В исламе культ 12 имамов занимает особое место, так как они считаются прямыми потомками самого пророка от его дочери. Имам Гусейн (Ибн Али (626-680) был третьим имамом. Шахизанан (арабы её звали как Шахрбану) была матерью четвёртого имама Зейналабдин Ибн Гусейна (639-714гг.) и прабабушкой последующих 8 имамов, то есть у 8 из 12 имамов в жилах текла курдская кровь. (Лятиф Маммад, Первые всадники Передней Азии http://www.kurdist.ru/index.php?
option=com_content&task=view&id=124&Itemid=1, Динимиз, Намазларымыз, Имамларымыз (Наша Вера, Молитвы, Имамы), с. 46, Баку, 1994 (на азерб. яз.)).
Благодаря уму и мечу великого Курда Саладина (1138-1193) ислам сегодня жив. Курд Саладин – гордость исламского мира, родоначальник курдской династии Айюбидов, которая управляло арабскими странами Сирией, Палестиной, Египтом, Йеменом, Суданом, Хиджазом, западной частью или трансзагросской половиной курдской страны. Тогда курды были королями, солдатами, губернаторами, судьями и улемами исламского Востока. Они отразили третий и самый сильный поход крестоносцев во главе с английским королём Ричардом Львиное Сердце. Они захватили Иерусалим, изгнав оттуда крестоносцев. Минорский писал, что султан Саладин - это "могущественный король в исламе", который никогда не пытался свергнуть слабый, но почтенный Аббасидский халифат. Османы же, появившееся в истории вскоре после Айюбидов, создали турецкое государство, объявили своего султана халифом, использовали ислам для своей славы. ("Современное состояние курдской проблемы" (научный симпозиум), Москва, Axîna Welat, 1995, Курдский национальный вопрос (Историко-культурный аспект и перспективы), И.Ш.Ванли).
При исламе курды имели такие государственные образования, известные по именам правящих в них династий, как Зияри, Аламут, Шеддади, Бувейхи, Какувейхи, Гор, Хасанвейхи, Федлави, Падусабан, Хуршиди, Хамдани, Мервани, Сефеви, империю Айюби, эмираты и княжества: Ардалан, Хаккяри, Бахдинан, Джезире, Битлис, Мирдаси, Палу, Чермок, Чемизкезек, Сасон, Хызан, Килис, Ширван, Зиркан, Сивиди, Сулеймани, Соран, Бабан, Мукри, Бырадост, Махмудийан, Дынбыли, Келхури, Бане, Зенгине, Пазуки. (E. Xemgin, Islamiyetten Osmanlılara kadar Kürdistan tarihi, Cilt II, Köln, 1992 (Э. Хемгин, История Курдистана от Ислама до Османов, том 2, Кёльн, 1992 (на турецком яз.))).
Известные мусульмане курдского происхождения:
1. Джабан Сахаби или Джабан аль-Курди - сподвижник пророка Мухаммеда, первый курд, принявший ислам.
2. Абу Басир Маймун аль-Курди - сахаба, сподвижник пророка Мухаммеда.
3. Зозан Сахаба - сахаба, сподвижница пророка Мухаммеда, первая курдянка, принявшая ислам.
4. Шейх Халиль Аль-Курди Ас-Саммани, Абу Муслим Аль-Хавлани, Сулейман Ад-Дарани - табиины.
5. Ибрагим Аль-Мавсили (742-804) - курдский композитор, певец, инструменталист, видный представитель арабской классической музыки. Отличался прекрасным знанием как иранского, так и арабского исполнительского стилей. Ему приписывается создание девятисот песен и напевов. Известен он также как автор сборника "Сто избранных песен", на который ссылались позднее многие исследователи, в том числе авторитетный историк музыки аль-Исфагани.
6. Исхак Аль-Мавсили (767-850) - выдающийся средневековый курдский музыкант. Был самым великим музыкантом при первых Аббасидах. Жил при дворах Харуна ар-Рашида, ал-Амина, ал-Мамуна, ал-Мутасима, ал-Васика и ал-Мутаваккиля. В "Фихристе" упоминаются около 40 произведений Исхака, который был, кроме того, поэтом, лингвистом и проповедником.
7. Абу-ль-Хасан Али ибн Нафи Зирйаб (789-857) - мусульманский учёный-энциклопедист курдского происхождения: музыкант, певец, поэт, а также химик, косметолог, дизайнер, стратег, астроном, ботаник и географ. Основатель западной культуры.
8. Абу Ханифа Ахмад ибн Дауд ад-Динавари (828-896) - мусульманский учёный-энциклопедист курдского происхождения, автор трудов в области астрономии, сельского хозяйства, ботаники, металлургии, географии, математики и истории. Основатель арабской ботаники. Он также написал книгу о происхождении курдского народа под названием Ansab al-Akrad.
9. Абу Мухаммад Абдуллах ибн Муслим ад-Динавари, более известен как Ибн Кутайба (828-889) - исламский богослов, известный толкователь Корана, хадисовед, факих, философ, историк, литератор, языковед.
10. Абдуссамед Бабек (972-1019) - курдский исламский учёный и поэт.
11. Абу Али Бин Аль-Касым Кали (901-967) - исламский учёный.
12. Али Харири (1009-1078) - курдский писатель, поэт, писал на диалекте курманджи курдского языка. Также известен как исламский богослов.
13. Шахре Динавария или Фахруль-Ниса (1091-1179) - первая курдская поэтесса, писательница, исламская учёная.
14. Айн Аль-Кудат Хамадани (1098-1131) - исламский философ.
15. Абуль-Фарадж Ибн аль-Джаузи (1116-1201) - арабский историк курдского происхождения, специалист в области фикха, хадисов.
16. Ахмед Ашнехи (1058-1121) - исламский богослов-законовед, знаток фикха.
17. Абуль Хасан Сайфуддин Амиди (1156-1233) - курдский философ, писатель, исламский учёный.
18. Маджид Аль-Курди (ум. в 1166 г.) - исламский учёный.
19. Шихабуддин Абуль-Футух Яхья ибн Хабаш Сухраварди (1155-1191) - философ и мистик, создатель философии ишракизма (озарения), в силу чего он стал известен также как Шейх аль-Ишрак (Мастер Озарения). Казнён в связи с обвинением в ереси, в связи с чем также получил титул аш-Шейх аль-Мактуль, то есть Убитый Шейх. Также писал поэзию на курдском языке. Ишракизм (араб. إشراقية от إشراق "озарение, просветление") (также "философия озарения", "иллюминативизм") - одно из направлений арабо-мусульманской философии, в суфизме.
20. Абуль-Махасин Бахауддин Юсуф ибн Рафи, более известный как Бахауддин ибн Шаддад (1145-1234) - арабский историк и мусульманский правовед курдского происхождения, биограф Саладина. Выполнял обязанности судьи в Иерусалиме (1188-1192) и Халебе (1193-1231). Преподавал в школе Низамийя в Багдаде, позднее - в Мосуле. Автор биографии Салах ад-Дина, истории Халеба и трёх книг по мусульманскому праву.
21. Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дунийа ва-д-Дин Абуль-Музаффар Юсуф ибн Айюб в русской и западной традиции Саладин (1138-1193) - султан Египта и Сирии и др., полководец, мусульманский лидер XII века. Курд по происхождению. Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменем.
22. Аль-Малик аль-Мансур Асад ад-Дин Абу-л-Харис Ширкух ибн Шади (ум. 1169) - военачальник (исфахсаллар) и везир дамасского атабека Нур ад-Дина Махмуда ибн Занги (1146-1174), амир Хомса (1154-1169), великий везир Египта (1169). Брат основателя династии Айюбидов Наджм ад-Дина Айюба ибн Шади и дядя султана Саладина. Имя Шир-кух с курдского можно перевести как "Горный лев".
23. Муса Камаладдин ибн Юнис (1156-1241) - астроном, математик, факих (богослов-законовед).
24. Ибн Салах Аль-Курди (1181-1245) - толкователь Корана, хадисовед, факих.
25. Абдул-Кадир Гилани (1077-1166) - ханбалитский проповедник и богослов, суфийский шейх, считается основателем суфийского ордена Кадирия. Один из наиболее почитаемых суфийских святых.
26. Такиюддин Абу Аббас Ахмад ибн Абдулхалим аль-Харрани, более известный как Ибн Таймия (1263-1328) - мусульманский теолог, правовед ханбалитского мазхаба, критик "нововведений" в религии; его имя принято связывать с салафизмом.
27. Сираджеддин Урмави (1198-1283) - шафиитский правовед, философ, писатель.
28. Изеддин Эрбили (1190-1262) - исламский учёный.
29. Сафиаддин Абдулмомин ибн Юсиф ибн Фахир аль-Урмави (1216-1294) - теоретик музыки, композитор, поэт и каллиграф. Выдающийся представитель городской и придворной ирано-арабской музыки и автор музыкальных трактатов
30. Джакир аль-Курди (ум. в 1155 г.) - исламский учёный.
31. Ахмед Шарафадин (1179-1234) - алим, хадисовед.
32. Асма Хатун (1315 - ?) - мухаддиса (хадисоведка).
33. Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Басри аль-Маварди (974-1058) - мусульманский мыслитель, правовед, последователь шафиитского мазхаба. Работал главным кадием Хорасане и Багдаде, служил дипломатом при дворе Аббасидских халифа аль-Каима и аль-Кадира. Особую популярность получил после написания им книги Аль-ахкам ас-Султания валь-Вилаят аль-Диния.
34. Шихабуддин Абу Хафс Умар ибн Абдуллах ас-Сухраварди (1145-1234) - исламский богослов, основатель тариката сухравардия. Получил от халифа ан-Насира звание Шайх аш-шуюх ("шейх шейхов") - официального руководителя всех суфиев Багдада.
35. Имадуддин Абуль-Фида Исмаил ибн Али, известный как Абу-ль-Фида (1273-1331) - арабский историк и географ из курдского рода Айюбидов, эмир Хамы (Сирия) в 1310-1331 годах.
36. Шамседдин Шахрезури (XIII в.) - исламский историк, философ, врач курдского происхождения.
37. Иззуддин Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазири, известен как Ибн аль-Асир (1160-1234) - один из наиболее известных исламских историков курдского происхождения. Встречается на русском языке транскрипция его имени как Ибн аль-Атир и Ибн аль-Афир.
38. Шамсуддин Абуль-Аббас Ахмад ибн Мухаммад известный как Ибн Халликан (1211-1282) - арабский писатель и юрист курдского происхождения.
39. Мир Сайфеддин Али ибн Ахмед Хаккяри (в Европе был известен как Le Balafré) - курдский полководец, командовал армией при Саладине в войне против крестоносцев.
40. Иса Курди (1195-1267) - исламский богослов.
41. Абу Абдулла Мукри (ум. в 976) - исламский учёный, мыслитель.
42. Абуль Вафа аль-Багдади, аль-Какес или аль-Курди (1026-1107) - основатель тариката Вафаи.
43. Шейх Муса Азули (1077-1164) - курдский поэт и исламский богослов. Писал стихи на курдском языке.
44. Абу аль-Из ибн Исмаил ибн аль-Раззаз аль-Джазари или просто аль-Джазари (1136-1206) - выдающийся курдский механик-изобретатель, математик, астроном исламского возрождения государства династии Артукидов, его можно считать отцом робототехники. В 1206 году написал трактат "Китаб фи марифат аль-хиял аль-хандасийя" (Книга знаний об остроумных механических устройствах), где описал конструкцию около 50 механизмов, в том числе часов, кодовых замков и роботов. Известен как Да Винчи исламского мира.
45. Абдулкадыр Сухраварди (1097-1168) - исламский богослов.
46. Зияддин Хакяри (?-1189) - исламский учёный.
47. Медждеддин ибн аль-Асир (1149-1210) - исламский языковед.
48. Диядин ибн аль-Асир (1163-1239) - был одним из самых известных критиков арабской литературы.
49. Шейх Захид Гилани (Тадж аль-Дин Ибрагим ибн Рушан Амир аль-Курди аль-Санджани) (1216-1301) - средневековый иранский поэт и общественный деятель, суфийский дервиш, глава (муршид камаль) ордена Захидийя в Лахиджане.
50. Шейх Сефи ад-Дин Исхак Ардебили (1252-1334) - основатель известного на Востоке суфийского ордена Сефевие и родоначальник династии Сефевидов.
51. Ибн Хаджиб (1174-1248) - исламский богослов и писатель.
52. Мухаммед Аль-Джизири (1240-1311) - исламский богослов-законовед, знаток фикха, врач.
53. Хусамеддин Челеби (1225-1284) – исламский богослов, был учеником Джалаладдина Руми.
54. Тадждин Курди (ум. в 1350) – исламский учёный.
55. Зейнуддин Ираки или Ахмед бин Абдуррахим Ибн-ил-Хусейн бин Абдуррахман аль-Курди (1325-1404) – исламский богослов, специалист в области фикха, хадисов.
56. Дживайрия (1305-1381) – исламская учёная.
57. Умм Мухаммед (XIV в.) - мухаддиса (хадисоведка).
58. Эметуллах (XV в.) – исламская учёная.
59. Абульхейр Мухаммед аль-Джазари или ибн-и-Джазари (1350-1429) – исламский учёный, писатель и историк.
60. Мулла Гурани (1410-1488) – исламский учёный, толкователь Корана, специалист в области фикха, судья, учитель принца, муфтий Османского государства и четвёртый Шейх-уль-ислам.
61. Малайе Бате или Мала Хасане Бате или Хасан Артуши (1417-1491) – курдский писатель, поэт, философ. Написал на курдском языке "Мавлида Курди". Мавлид - празднование дня рождения пророка Мухаммада. (Впервые мавлид начали праздновать в XII веке по указанию Музаффауд-дина ибн Заинуд-дина, правителя Эрбиля (сегодня – столица Регионального правительства Курдистана). Для проведения первого мавлида он собрал известных учёных и суфиев, хорошо знающих хадисы.)
62. Шейх Абдулкадыр аль-Курди (ум. в 1491 г.) - исламский богослов-законовед, знаток фикха.
63. Ибрагим Горани (1616-1690) – курдский писатель и исламский учёный-богослов шафиитского мазхаба.
64. Юсиф аль-Асам аль-Сэхрани аль-Курди или Юсиф аль-Курди (XVI в.) – курдский писатель и толкователь Корана.
65. Ахмед Хани (1650-1707) - курдский поэт, философ, историк, астроном, мыслитель, алим (знаток Ислама).
66. Ильяс Гурани аль-Курди (1637-1726) – исламский учёный. Писатель, знаток фикха.
67. Али Тарамахи (1591-1653) – курдский писатель и исламский учёный, лингвист.
68. Мавлана Абуль-фадл Мухаммед (ум. в 1574) – исламский учёный, историк, поэт.
69. Ахмед Муршиди или Ахмед Амиди (1689-1761) – исламский учёный, писатель, философ.
70. Махмуд аль-Курди или Мала Махмуде Курди (ум. в 1663 г.) – исламский учёный.
71. Мавляна Мухаммад Халид Зияуддин Багдади или Мавляна Халид аль-Курди (1779-1826) - учёный шафиитского мазхаба, ашарит, духовный наставник - муршид. Является 30-м духовным звеном в цепи преемственности шейхов тариката Накшбандийя, основатель новой ветви Накшибандийского тариката - халидия. Является также шейхом Кадирийского, Сухревердийского, Чиштийского, Кубравийского тарикатов. Если взять во внимание тот факт, что он стал во всём исламском мире вторым, кто после Джалаледдина Руми получил титул "Мавляна" (господин наш, наш повелитель), то становится очевидным, насколько великим были его влияние и авторитет. Писал стихи на курдском языке.
72. Шейх Маруф Нури (1753-1838) – исламский учёный и писатель. Писал на арабском, курдском и персидском языках.
73. Абдулхаким Арваси (1865-1943) – исламский учёный.
74. Саид Фахим Арваси (1825-1896) – исламский учёный и философ.
75. Шейх Абдуррахман Халис Талабани (1797-1897) – исламский учёный Кадирийского тариката.
76. Саид Таха Хакари (?-1853) – исламский учёный, литературовед.
77. Махви (1813-1906) – курдский поэт, судья, суфий.
78. Шейх Ильяс (XVII в.) – исламский учёный. Отец курдского философа Ахмеда Хани.
79. Ибрагим Хакки Эрзуруми (1703-1780) – исламский учёный, астроном, поэт, социолог, философ, мистик, физик, психолог, известный суфий.
80. Мухаммед аль-Курди (1715-1780) – исламский писатель.
81. Мала Юнис Аргатини (ум. в 1785 г.) – исламский учёный и писатель.
82. Шейх Нуреддин Бирифкани (1795-1851) – курдский поэт и исламский учёный.
83. Мала Халиле Серти или Халил бин Хусейн ас-Серти ал-Омери ал-Курди (1754-1843) – исламский учёный. Курдский писатель и философ. Написал 24 книг на курдском и арабском языках.
84. Абдуррахим Мавлави Тавагози или Мавлавийе Курд (1806-1882) – курдский поэт, философ. Исламский учёный, суфий.
85. Шейх Мухаммед Джан (1858-1910) - исламский богослов, знаток фикха, хадисовед, философ.
86. Мухаммед Амин Курди (1844-1914) – исламский учёный, писатель, суфий.
87. Шейх Абдуррахман Ахтепи (1850-1905) – курдский исламский учёный, философ, астроном, писатель. Писал на курдском, арабском и османском турецком языках.
88. Бадиуззаман Саид Нурси (1878-1960) - турецкий исламский богослов и учёный курдского происхождения, толкователь (муфассир) Корана. Обладая очень хорошей памятью, уже в раннем возрасте Саид Нурси получил приставку к имени Бадиуззаман ("диво своего времени"). Прозвище "Бадиуззаман" получали лишь наиболее отличившиеся исламские ученые. Саид Нурси оказал значительное влияние на развитие ислама в современной Турции, а также по всему миру.
89. Харик, Мала Салих (1856-1909) – знаток фикха. Курдский поэт.
90. Курд Али Мухаммед Фарид (1876-1953) - сирийский учёный-арабист, общественный деятель. Инициатор создания (1919) и первый президент Арабской Академии Наук в Дамаске. Автор монографий и статей по истории, философии и литературе Арабских стран, в том числе "История Сирии" (тома 1-6, 1925-28), "Старое и новое в арабской литературе" (1925), "Корни ваххабизма" (издана в 1956) и др., а также "Воспоминаний" (тома 1-4, 1948-51).
91. Мала Абу Бакр или Мулла Эфенди (1863-1942) – курдский исламский учёный, астроном, философ, политик, был видной курдской личностью из Эрбиля в Ираке.
92. Баба Мардук Рухани (1923-1989) – исламский учёный и математик, знаток фикха, хадисовед.
93. Мала Мухаммед Ширине Нивили (Мулла Мухаммед Ширин) (род. в 1928 г.) – толкователь Корана.
94. Эдип Юксель (род. в 1957 г.) – американский исламский философ и интеллектуал курдского происхождения, который считается одним из главных фигур в современной исламской реформе и движении Коранизм, которая ведёт пропаганду исповедования умеренной и рациональной формы ислама. Автор многих книг по Корану и исламу.
95. Ахмед Мухаммад Амин Куфтаро (1915-2004) - выдающийся мусульманский деятель последней трети минувшего века, муфтий Сирии курдского происхождения.
96. Абдуль-Басит Мухаммад Абдус-Самад (1927-1988) - известный чтец Корана (кари). Сегодня многие современные чтецы пытаются имитировать его стиль. Абдуль-Басит - единственный кари, который выиграл три мировых чемпионата по чтению Корана в начале 1970-х и был одним из первых хафизов Корана, которые начали делать свои коммерческие записи, а также первым президентом Союза Чтецов Египта. В частности, он хорошо известен своим чтением суры Аль-Фатиха - первой главы, с которой начинается Коран, и основной суры, читаемой ежедневно в пяти обязательных мусульманских молитвах.
97. Шейх Мухаммед Хазини (1816-1892) – курдский исламский учёный, философ, математик.
98. Шейх Мухаммед Машук аль-Хазнави (1957-2005) - харизматический священнослужитель, был одним из виднейших сирийских курдских активистов Сирии. Для одних он был реформатором ислама, для других отступником, готовым протянуть руку другим религиям и бросавшим вызов древним исламским традициям.
99. Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути (1929-2013) - исламский богослов из Сирии. Доктор философии, суннит, шафиит, ашарит. С 1960 г. был деканом шариатского факультета Дамасского университета. Он также являлся членом королевского Общества исламской цивилизации (Иордания) и членом Высшего совета Оксфордского университета (Великобритания). Свободно говорил на арабском, турецком и курдском языках, а также неплохо говорил на английском языке. Рамадан аль-Бути читал лекции в дамасской мечети Омейядов. Занимал должность президента Союза улемов Леванта
100. Али Мухиддин аль-Карадаги (род. 1949) - исламский ученый, влиятельный суннитский богослов и правовед курдского происхождения, профессор, Богослов международного уровня, генеральный секретарь Всемирного Союза мусульманских ученых.
"Курдский народ растерял своих сынов под обличием иранцев, турок, арабов, армян, растерял сынов, имена которых в качестве имен славных поэтов, музыкантов, полководцев украшают историю народов". И.А. Орбели (1887-1961) - российский и советский востоковед и общественный деятель, академик Академии наук СССР (1935), академик Академии наук Армянской ССР и её первый президент (1943-1947), в 1934-1951 - директор Эрмитажа.. (И. А. Орбели , Введение к сборнику "Памятники эпохи Руставели". М.-Л., 1937, стр. 5. http://hpj.asj-oa.am/248/1/60-4(196).pdf, http://www.orientalstudies.ru/rus/images
/pdf/PPV_17_2_2012_02_musaelyan.pdf).
Примечания:
Табиин - следующее поколение за сахабами. Поколение мусульман, которые были учениками и последователями сподвижников пророка Мухаммада, непосредственно не общавшиеся с Посланником Бога. Буквальный перевод - последователь.
Тарикат (араб. طريقة - дорога, путь), или сулюк - метод духовного возвышения и мистического познания Истины (хакк). Слово тарика в значении "путь" употребляется в Коране.Мазхаб (араб. مذهب) - школа шариатского права в исламе. Согласно некоторым взглядам, насчитывается 6 мазхабов. К настоящему времени среди мусульман-суннитов распространение имеют четыре мазхаба: ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Один суннитский мазхаб - захиритский - ныне почти полностью исчез. У шиитов распространён джафаритский мазхаб.Фикх (араб. فقه - "понимание", "знание") - мусульманская доктрина о правилах поведения (юриспруденция), а также комплекс общественных норм (мусульманское право в широком смысле). Богословы-законоведы, овладевшие фикхом, называются факихами ("знающие").
Хадис (араб. الحديث) - предание о словах и действиях пророка Мухаммада, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Хадис - изречение (кауль), одобрение (такрир), образ (васфи) или действие (филь) пророка Мухаммада, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка.
Суфизм или тасаввуф (араб. تصوف) - эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Последователей суфизма называют суфиями
Источники.
1. http://www.nudempress.com/haber/
ilk-kurt-sahabi-caban-el-kurdi-726.html
2. http://www.avestakurd.net/sahabey%
C3%AAn-kurd-%C3%BB-caban-el-kurd%C3%AE-makale,137.html
3. İbn Hacer el-Askalani, el-İsabe fit"-Temyizi"sSeydiyani, Îbrahîm, "2. Kürt Sorunu Forumu”, 17 – 18 Kasım 2012, Amadekar: MAZLUMDER, cîh: Bûrsa
4. Yüksel, Müfit, "Araplar ve Kürtler", (www.yenisafak.com.tr), 25.07.2012 http://yenisafak.com.tr/yazarlar/MufitYuksel/araplar-ve-kurtler-1/33347
5. Gérard Chaliand, The Kurdish Tragedy Izady, Mehrdad (1991). The Kurds: a concise handbookArab America: Countries & ethnic groups, Kuwait to United Arab Emirates [1]"A Kurd named Ibrahim Mawsili founded the first Muslim Conservatory of Music after introducing Kurdish music..http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1121&Itemid=1
6. Gérard Chaliand, A People Without a Country: The Kurds and Kurdistan "A Kurdish musician from Mosul, Ibrahim Mawsili... His son, Ishaq developed and codified his work..."Mehrdad İzady,The Kurds,(1991)http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1121&Itemid=1
7. Ana Ruiz, Vibrant Andalusia: The Spice of Life in Southern Spain "Ziryab was a remarkable Kurdish singer..."http://www.transoxiana.com.ar/0102/kurdos.html Andalucia : A Cultural History: A Cultural History. 2008. p. 81. ISBN 0199704511.Critical Muslim 06: Reclaiming Al-Andalus. 2013. p. 105. ISBN 1849043167.http://www.kurdist.ru/index.php?
option=com_content&task=view&id=1121&Itemid=1 Sweet Treats around the World: An Encyclopedia of Food and Culture. 2014. p. 1
8. Mehrdad Izady, Kurd r.136, ISBN 9789756876404 W. Adamec, Ludwig (2009). Historical Dictionary of Islam. Scarecrow Press. p. 84. ISBN 0-8108-6161-5.http://www.kurdist.ru/index.php?
оption=com_content&task=view&id=195&Itemid=1
9. Mehrdad İzady, Kurd, r.97Mihemed Emîn Zekî, Meşahirê Kurd û Kurdistan, r. 259
10. Türkiye Diyanet Vakfı İslâm ansiklopedisi, 34. cild. s. 398İbn-i Hallikân, Vefat al-Ayan
11. Îbn Xelikan, Wefat el-Ayan
12. Mehrdad R. Izady, The Kurds: A Concise Handbook, Taylor & Francis, 1992, ISBN 0-8448-1727-9, p.176
13. Nadwi, Mohammad Akram (2007). Al Muhaddithat: the women scholars in Islam. London: Interface Publishers. s. 55.Mehmed Emin Zeki Bey, Kürt ve Kürdistan Ünlüleri, sayfa 48-49
14. http://kurtfilozoflar.blogspot.ru/2014/01/
kurt-filozoflar-eyn-ul-qudat-hemendani.html?m=0
15. http://m.yenisafak.com/yazarlar/mufityuksel/
islam-tarihinde-kurt-ulemasi-ve-gunumuze-bakis-31192 http://www.islamansiklopedisi.info/dia/ayrmetin.php?idno=200543
16. Mihemed Emîn Zekî, Meşahirê Kurd û Kurdistan, Wergera tirkî, M. Baban, M. Yağmur, S. Kutlay. ISBN 91-89014-45-6
17. İbn-i Hallikân, Vefeyat-ül Ayan cild 3, s. 293http://www.diyanetislamansiklopedisi.com/amidi-seyfeddin/
18. http://www.fuadyusufoglu.com/macid-ul-
kurdi-radiyallah-u-anhu/ http://www.islamalimleri.de/macid-el-kurdi Mehmet Çaglayan, Şark Ulemasi r. 184
19. C. E. Butterworth, M. Mahdi, The Political Aspects of Islamic Philosophy, Harvard CMES Publishers, 406 pp., 1992, ISBN 0-932885-07-1 (see p.336)Kamāl, Muḥammad (2006). Mulla Sadras transcendent philosophy, p.12https://books.google.no/books?
id=EwB7Zo7lVp0C&pg=PA12&dq=%22Shahab+al-
Din+Suhrawardi+was+originally+Kurdish%22&hl=
no&sa=X&ei=0p57UajgHMvDtAaepYCwBg&sqi=2&ved=0CDkQ6AEwAA#v=
onepage&q=%22Shahab%20al-Din%20Suhrawardi%20was%20originally%20Kurdish%22&f=false
20. http://www.ehlisunnetbuyukleri.com/Islam-Alimleri-Ansiklopedisi/Detay/IBN-I-SEDDAD-Yusuf-bin-Rafi/
2444 İzady, Mehrdad (1991) The Kurds: a concise handbook
21. https://global.britannica.com/biography/Saladin
22. http://www.kurdist.ru/index.php?
option=com_content&task=view&id=240&Itemid=1
23. Mehmed Emin Zeki Bey, Kürd ve Kürdistan Ünlüleri, Çev: M. Baban-M. Yağmur-S. Kutlay, Öz-ge Yayınları, Ankara 2005
24. Donzel, E. J. van (1 January 1994). Islamic Desk Reference. BRILL. p. 160. ISBN 90-04-09738-4. Ibn al-Salah: Iraqi author of a standard work on the sciences of Tradition; 1181-1245. ibn Shahbah, Ahmad ibn Muhammad ibn `Umar (1987). `Abd al-`Alim Khan, ed. Tabaqat al-Shafi`iyyah (in Arabic). 2 (first ed.). Beirut: `Alam al-Kutub. pp. 113–5.
25. Prof. Dr. Adnan Demircan, Kürtler (Toplum ve Din) ISBN 9786059102315
26. Henry Corbin, " İslam Felsefesi Tarihi ",Gallimard, 1986, sayfa 380.
27. http://m.yenisafak.com/yazarlar/mufityuksel/islam-tarihinde-kurt-ulemasi-ve-gunumuze-bakis-31192
28. Salahaddinden Baybarasa r. 393
29. Mehrdad R. Izady, The Kurds: a concise handbook, Taylor & Francis, 1992.pp 265
30. http://www.ilahisevda.com/konular/evliyalar
/04Cild/2/28.htm
31. Mu"cem-ül-müellifîn cild-2, r. 190Mihemed Emîn Zekî, Navdarên Kurd û Kurdistan, Wergera M. Baban, M. Yağmur, S. Kutlay, ISBN 91-89014-45-6
32. Mihemed Emîn Zekî , Meşahirê Kurd û Kurdistan, r.45El-Durer el-Kaminet
33. Abul-Fazl Ezzati, The Spread of Islam: The Contributing Factors, ICAS Press (2002), r. 384
34. Muḥammad Kamāl, Mulla Sadras Transcendent Philosophy, Ashgate Publishing Inc, 2006, ISBN 0-7546-5271-8, p. 12
35. Mehrdad R. Izady, The Kurds: a concise handbook, Taylor & Francis, 1992. p. 45
36. M A, Khurshid (1976). Nuzhat ul arwah wa rawdhat ul afrah of Rulers and Philosophers. For the model of historians Shams al-Din Muhammad ibn Mahmud al Shahrazuri. (in Arabic) (First ed.). Haidar Abad: Ministry of Culture of India. pp. ز.http://kurtfilozoflar.blogspot.ru/2014/01/
kurt-filozoflar-semseddine-sarezori.html?m=1 Türkiye Diyanet
Vakfı İslâm ansiklopedisi, 23. cilt s. 438
37. http://encyclopedia.jrank.org/I27_INV/IBN_ATHTR.html
38. Firoozeh Papan-Matin. "Beyond Death: The Mystical Teachings of ʻAyn Al-Quḍāt Al-Hamadhānī". r. 97-98 The famous Kurdish medieval bigrapher Abū Al-ʿAbbās Aḥmad ibn al-Khallikān..Level, Brigitte (1988). A travers deux siècles: le Caveau, société bachique et chantante, 1726-1939 (in French). Presses Paris Sorbonne. p. 31. ISBN 9782904315565.According to the journal "Encyclopaedic Ethnography of Middle-East and Central Asia: A-I. vol. 1, Volume 1 ", Ibn Khallikan is a Kurdish intellectual.
39. Sir Hamiltion Gibb - Life of Saladin, rûpel 72 Izz al-Dīn Ibn al-Athīr, The Chronicle of Ibn Al-Athīr for the Crusading Period from Al-Kāmil Fīʼl
40. Câmi"u kerâmât-il-evliyâ cild-2, r. 227
41. İslâm Âlimleri Ansiklopedisi; c.4, s.12Tabakât-üs-sûfiyye s. 509
42. Bâb-î Hâysam (Ördekköy), Nilüfer Bayatlı: XVI. Yüzyılda Musul Eyaleti (1999), s. 115Dursun Gümüşoğlu: Tâcü"l Arifîn es-Seyyid Ebu"l Vefâ Menâkıbnâmesi - Yaşamı ve Tasavvufi Görüşleri, Can Yayınları, 2006, s. 38.
43. Muhammed Efendi, Kadiri tarikatının Muhammediye kolu r. 51http://seyhsultanseyhmusa.blogspot.ru/2010/01/sultan-seyhmus-musa-bin-mahin-el_23.html?m=1
44. http://ku.haberler.com/pesengeha-siltanen-
zaniste-402783/ http://kurd-art.com/index.php/ru/
foryou/2014-01-19-11-13-43/science/233-2014-02-26-13-
58-05 http://www.kurdist.ru/index.php?
option=com_content&task=view&id=898&Itemid=1
45. http://tevhidonderleri.com/abdulkadir-suhreverdi.html
46. http://dinikitablar.com/component/content/article/8037-ziyaeddin-
hakkari
47. https://en.wikipedia.org/wiki/Ibn_Athir
48. https://en.wikipedia.org/wiki/Ibn_Athir
49. Abdülbaki Gölpınarlı, Türkiyede Mezhepler ve Tarikâtlar (Madhhabs and Tariqat in Turkey), İnkilâp Yayınevi, 1997.
50. Richard Tapper, Frontier nomads of Iran: a political and social history of the Shahsevan, Cambridge University Press, 1997, ISBN 9780521583367, p. 39. Muḥammad Kamāl, Mulla Sadras Transcendent Philosophy, Ashgate Publishing Inc, 2006, ISBN 0754652718, p. 24.Эдмунд Босуорт. "Мусульманские династии" (Перевод с английского и примечания П. А. Грязневича), страница 226Z. V. Togan, "Sur l"Origine des Safavides, "in Melanges Louis Massignon, Damascus, 1957, III, pp. 345-57Minorsky Vladimir, The Turks, Iran and the Caucasus in the Middle Ages. Preface by J.A. Boyle. Variorum Reprints, London 1978; page 517-518
51. Mu"cem-ul-müellifîn cild-6, r. 265 Îbn Xelikan, Mirina Zedegan, cild 3, r. 248
52. Xûlûsatûl eserEd-Durer-ul-kamine, cild 4, r. 299
53. Adnan Demircan, Kürtler (Tarih, Toplum) r. 294http://www.tdvislamansiklopedisi.org/dia/
ayrmetin.php?idno=d180512
54. Şakâyık-ı Nu"mâniyye tercümesi (Mecdî Efendi) r. 27http://www.yenisafak.com/yazarlar/mufityuksel/islam-tarihinde-kurt-ulemasi-ve-gunumuze-bakis-31192
55. TDV İslam Ansiklopedisi cild. 19; r. 118https://sorularlaislamiyet.com/zeynuddin-iraki-muhaddis-midir-hangi-eserleri-vardir-0 http://www.imanveislam.com/
kitaplar/turkce/oku/islamalimleri/2153.htm
56. Mihemed Emîn Zekî, Meşahirê Kurd û Kurdistan r .45
57. Mihemed Emîn Zekî, Meşahirê Kurd û Kurdistan r. 45 Ebu Durer, el-Kaminet
58. Mihemed Emîn Zekî, Meşahirê Kurd û Kurdistan r .45
59. Ḥāfiẓ, Muḥammad Muṭīʻ (1995). Shaykh al-qurrāʼ al-Imām Ibn al-Jazarī (751–833). Dār al-Fikr al-Muʻāṣir. pp. 7–11.
60. Franz Babinger,II.Mehmet(Fetih ve zaman)http://www.zaman.com.tr/yazarlar/mustafa-armagan/
fatihin-kurt-hocasi_1297374.html
61. http://www.mumsema.org/diger-islam-alimleri/77505-meleye-bate-hayati-ve-eserleri-hakkinda-genis-bilgiler.html https://ru.wikipedia.org/wiki/Мавлид
62. Mihemed Emîn Zekî, Meşahirê Kurd û Kurdistan, rûpel 247
63. Esma-ul-meellifîn cild-1, r. 35
64. Mihemed Emîn Zekî, Meşahirê Kurd û Kurdistan rûpel .389
65. Ehmedê Xanî (1995/2005). Mem û Zîn. Wergera bi tîpên latînî û kurdiya xwerû: M. Emîn Bozarslan. Deng, Stembol.http://www.kurdishacademy.org/?q=node/81
66. Mu"cem-ül-müellifîn cild-2, r. 310http://www.mumsema.org/diger-islam-alimleri/195755-ilyas-gurani-kurdi-hayati-hakkinda-bilgi.html
67. Serfa Kurmancî, Mele Elî Teremaxî, Kurdî, Pencînar Weşanxaneya Çanda Kurdî, Sverige/Stockholm, 1997, 140 rûpel, ISBN 91-972779-4-0. Tîpguhaztina ji alfabeya erebî: Zeynelabidin Zinar.
68. Mihemed Emîn Zekî, Kürt ve Kürdistan ünlüleri r.103
69. http://www.alemlererahmet.com/evliyalar/diyarbakir-evliyalari/
ahmed-mursidi-efendi-hazretleri/ http://www.alternatifkitap.com/kitap/
9786056311802.html http://www.ehlisunnetbuyukleri.com/Islam-
Alimleri-Ansiklopedisi/Detay/AHMED-MURSIDI-EFENDI/3725
70. Mihemed Emîn Zekî, Meşahirê Kurd û KurdistanêXulasatul Eser
71. İslam Ansiklopedisi, Cild: 9, s.52-54,Sadık Albayrak, Meşrutiyetten Cumhuriyete Meşihat Şeriat Tarikat Kavgası, Mizan Yayınevi, 1994, p. 323. Tarîxa Edebiyata Kurdî-1, Profesor Qanadê Kurdo, 1983, Stockholm, rûel: 137-138, weşanên Roja Nû.Jînawerî Zanayanî Kurd Le Cîhanî Îslametî, Mihemed Salih Îbrahîm Mihemedî şepûl. Rûpel: 29-75, 1364, Tehran, Çapxana Meharet.
72. Mihemed Emîn Zekî, Dîroka Kurd û Kurdistanê
73. Gareth Jenkins, Political Islam In Turkey, p 260http://www.dinimizislam.com/detay.asp?Aid=1825
74. Eshâb-ı Kirâm (çapa 14.), r. 158-162, Hakikat Kitabevihttps://ku.wikipedia.org/wiki/Seyîd_Fehîmê_Arwasî
75. http://mufidyuksel.com/kadiriyye-tarikati-halisiyye
-subesi-silsilesi-mufid-yuksel.html
76. http://m.dinimizislam.com/detay.asp?Aid=1821
77. http://kurdica.com/News-sid-Mehw%C3%AE-725.html
78. http://www.wejekurmanc.com/tr/edebi-yazilar/314-ehmede-xane-kimdir
79. http://www.rojevakurd.com/ibrahim-haqe-erzeromi/
80. Mihemed Emîn Zekî, Meşahirê Kurd û Kurdistan rûpel. 317
81. http://www.kurdica.com/News-sid-Klas-k-n-me-an-und-351-a-r-ed-b-n-me-n-kevin-789.html
82. http://www.koord.com/webbook/book/aras/aras1/
Book/Nooradeen/Nooradeen3/24-44.PDF
Şaîrên Klasîk ên Kurd (Abdulreqîb Yûsuf )--Ji Weşanên Jîna Nû
83. Osmanlı Müellifleri, 1299-1915 s. 409http://www.siirtliler.net/torunun-agzindan-molla-halil-es-siirdi-2105h.htm
84. http://www.pen-kurd.org/Weshanen-Nu/Mewlewi_didarukonferans.html
http://www.iranicaonline.org/articles/mawlawi-abd-al-rahim-madumi http://www.mediya.net/perlan/kurdi/mewlewi.pdf
85. Sêx Mihemed Can/ Leyl û Mecnûn, Kurdî/kurmancî, Pencînar We?anxaneya Çanda Kurdî, Sverige/Stockholm, 1992, 352 rûpel, ISBN 91-630-1486-6 Tîpguhaztina ji alfabeya erebî: Zeynelabidin Zinar.https://kurdistanamin.wordpress.com/sex-mihemed-can/
86. http://www.filozof.net/Turkce/islam-filozoflari/
14688-muhammed-emin-kurdi-kimdir-hayati-eserleri-hakkinda-
bilgi.html http://www.islamansiklopedisi.info/dia/ayrmetin.
php?idno=d260564
87. http://www.trtnuce.com/haber/perwerdehi/sex-
evdirehmane-axtepi-hate-bibiranin-3970.html Türkiye yazarlar ansiklopedisi, 1. cilt. s 116http://m.ilkehaber.com/yazi/klasik-kurt-edebiyati-368.htm
88. Vahide, Sükran (2005). Islam in modern Turkey: an intellectual biography of Bediuzzaman Said Nursi. SUNY Press. p. 3. ISBN 978-0-7914-6515-8. They [Said Nursîs parents] were among the settled Kurdish population of the geographical region the Ottomans called Kurdistan.http://www.amouda.com/bedi-uzzeman.htm
89. Sajjadi Alaedin, The history of Kurdish literature, Baghdad, 1951
90. http://knowledge.su/k/kurd-ali-mukhammed-farid-http://bse.sci-lib.com/article067620.html
91. Special Issue: The 40th Day Memory of the Death of Mulla Abu Bakr Effendi". Fata al-Iraq. 1943-11-02. r. 4.Fieldhouse, David K. (2002). Kurds, Arabs and Britons: The Memoir of Col. W.A. Lyon in Kurdistan, 1918-1945. I. B. Tauris. pp. 91–91, 142, 147. ISBN 1-86064-613-1.
92. http://www.ahl-ul-bayt.org/fa.php/page,Occ1726.html?
PHPSESSID=09dc9ccab6cf73c11f296412365a2d70
93. http://www.ufkumuz.com/siyasete-kurban-edilen-
kurtce-kurani-kerim-meali-42454h.htm
94. https://en.wikipedia.org/wiki/Edip_Yüksel
95. http://www.islamnews.ru/news-141365.html
96. http://www.yenisafak.com/yazarlar/MufitYuksel/islam-tarihinde-
kurt-ulemasi-ve-gunumuze-bakis-31192 http://www.timeturk.com/tr/2012/10/05/misirli-kurt-
kadin-yazardan-erdogan-a-destek.html
97. Mihemed Emîn Zekî, Meşahirê Kurd û Kurdistanhttp://www.enfal.de/ecdad152.htm
98. http://kurdistan.ru/2010/02/24/news-3685_Sud_v_Bryussele_opra.html http://www.pen-kurd.org/kurdi/kamran-simo/oxir-be-chuken-heviye.html
99. http://english.alarabiya.net/en/News/2013/03/22/-Sheikh-al-Bouti-the-Syrian-Sunni-cleric-who-stood-by-Assad.html
100. http://www.pukmedia.com/EN/RU_Direje.aspx?Jimare=26893
Подготовил Сулейман Бари. facebook.com/zankineem
Теги: Сулейман Бари, курды, Кавад Раш, Саладин