23 марта 2017 года в МИД Турции был вызван временный поверенный в делах России в Турецкой Республике Сергей Панов, где ему было сделано представление в связи с гибелью турецкого военнослужащего в районе населенного пункта Рейханлы (турецко-сирийская граница). Якобы турецкий солдат погиб от выстрела снайпера с сопредельной сирийской территории, которая находится под контролем курдских ополченцев. Исходя из этой версии, турецкие власти потребовали от российского руководства немедленно закрыть представительство курдской Партии демократического союза (ПДС) в Москве и оказать давление на сирийских курдов, чтобы исключить в дальнейшем подобные инциденты. Насколько известно, представительство сирийских курдов действительно зарегистрировано и функционирует в Москве на уровне общественной неправительственной организации и никакое иностранное государство не вправе требовать его закрытия. Примерно на таких же условиях в России работает и представительство Иракского Курдистана. Российские власти и общественность имеют возможность из первых рук получать информацию о ситуации в курдских районах Сирии и Ирака, оказывать им необходимую гуманитарную и другую помощь. Что касается ожидаемого Анкарой давления со стороны России на сирийских курдов, то российское руководство относится к ним так же, как и ко всем гражданам Сирийской Арабской Республики. В Москве считают, что все подобные споры и конфликты надо решать в соответствии с нормами международного права с правительством Сирии и местными курдскими властями.
Явно зарвавшийся в своих новых требованиях к России, Р.Эрдоган рассчитывал, что его последние демонстрационные антиевропейские и антиамериканские демарши и заявления будут услышаны в Москве и позволят ему выторговать какие-либо дополнительные преференции у России на сирийском направлении и в двусторонних отношениях. Со времени неудавшейся попытки военного переворота в Турции летом 2016 года он умело разыгрывает из себя жертву Вашингтона и Запада и друга Москвы.
Российское руководство и так многое позволило этому новоиспеченному "другу" с замашками Наполеона или султана: вторжение без ведома Дамаска турецких сухопутных войск на север Сирии и создание там протурецкого плацдарма между сирийскими населенными пунктами Джераблусом и Аазазом шириной до 100 км и глубиной около 60 км. Более того, Москва закрыла глаза на то, что обещанная Анкарой военная операция "Щит Евфрата" не столько нанесла ущерб террористическим группировкам радикальных исламистов, сколько борцам с ними - сирийским курдам. В результате этой операции, которая вскоре из военной превратилась в карательную, было перерезано сообщение между курдскими кантонами Африн и Кобани, ракетно-бомбовым ударам и минометно-артиллерийским обстрелам подверглись позиции курдских ополченцев и курдские мирные населенные пункты. Права убивать сирийских граждан - этнических курдов и разрушать их деревни Р.Эрдогану никто не давал.
Но, всего этого Эрдогану оказалось мало. Недовольный тем, что Россия не "сдает" курдов и не позволяет ему окончательно расправиться с курдским национальным движением в Сирии, он стал шантажировать Москву так же, как ранее шантажировал Брюссель, Берлин, Париж, Вашингтон и другие столицы. Анкара отменила паромное сообщение с Крымом и запретила всем российским судам, следующим из Севастополя, Керчи, Ялты, Феодосии и Евпатории заходить в турецкие порты, из турецкой столицы вновь зазвучали осуждения российской политики в отношении якобы незаконного присоединения Крыма и притеснений крымско-татарского народа. Кроме этого, Р.Эрдоган практически сорвал очередной раунд мирных переговоров по Сирии в Астане, ввел заградительную пошлину на экспорт российской пшеницы и т.п.
Как и ожидалось, Турция оказалась двуличным и ненадежным партнером России по урегулированию ситуации в Сирии и другим вопросам многостороннего и двустороннего сотрудничества. Трудно сказать, насколько далеко зайдет новый турецкий "султан" в своем шантаже российских властей. Есть все основания полагать, что вскоре Москва поставит его на место. Россия никому не позволяла разговаривать с собой языком ультиматумов и угроз и никогда не стремилась решать вопросы своей национальной безопасности за счет безопасности других народов, в данном случае, - курдов. Не исключено, что вскоре Р.Эрдоган вновь напишет В.В.Путину какое-то покаянное письмо, сошлется на то, что его не так поняли и он опять хочет дружить с Россией, срочно вступить в ШОС, ЕАЭС, таможенный союз и т.п. организации в пику США, ЕС и НАТО. Но похоже, что на этот раз доверие к султану может быть подорвано всерьез и надолго уже и в Москве.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Турция, Россия, Сергей Панов, Сирийский Курдистан, PYD, Реджеп Тайип Эрдоган