Референдум в Турции показал, что турецкое общество разделилось на две половины. Одна часть поддержала кемализм, а другая часть оказалась на стороне Эрдогана. Одним словом, произошло столкновение двух взаимоисключающих идейно-политических течений, а именно: светский шовинизм столкнулся с религиозным национализмом. В результате этого в Турции вместо парламентской, установилась президентская форма правления страной. Теперь давайте рассмотрим эти политические устройства Турции.
Что выгодно курдам: кемализм или эрдоганизм? Почему курдские лидеры призывали отдать свои голоса кемализму? За 94 года кемализм не смог решить курдскую проблему и ещё через 100 лет не решит. Почему? Да потому, что подавляющее большинство депутатов в турецком парламенте являются националистами, и они в один голос отрицали и отрицают курдскую идентичность. Даже в период кампании по референдуму руководители турецкого государства на митингах заявляли, что в Турции нет курдской проблемы. Они были ярыми кемалистами. Подобные заявления соответствовали духу кемализма, основой которого являлся шовинизм.
После референдума эти же государственные и партийные лидеры в одночасье предали кемализм и встали на сторону эрдоганизма. Следует подчеркнуть, что 16 апреля в Турции произошёл идеологический переворот. В результате этой идейной революции был свергнут кемализм вместе с его негативами. Курды напрасно держались за кемализмом, прекрасно зная, что у него была деструктивная позиция на юго-востоке страны.
Анализируя сложившуюся ситуацию, эрдоганизм в обязательном порядке будет придерживаться новых принципов во внутренней политике в стране, в том числе и в отношении курдской проблемы. В Турции очень много проблем и Эрдоган вынужден их решать, чтобы в стране снять напряжённость и поднимать экономику. Возможно он пойдёт по пути демократической конфедерации, в провинциях создаст автономные муниципалитеты с большими полномочиями. Это он теперь может сделать своим указом без согласия парламента. Если до референдума решение курдской проблемы зависело от 550 депутатов турецкого парламента, то теперь все зависит от одного человека.
Таким образом, подняв статус регионов, он увеличит количество своих сторонников. Президент Турции хорошо знает, что без реформ и стабильности в стране на следующих выборах его партия потерпит поражение.
Следует полагать, что эрдоганизм предпочтительнее, чем кемализм, то есть имеется реальный шанс в решении курдской проблемы. В связи с этим курдскому народу не следует отчаиваться и из этого делать трагедию. Сегодня продолжительность жизни эрдоганизма зависит от состояния курдского фактора. Решив курдскую проблему, президент Турции однозначно завоюет и курдский электорат.
Поздравление Трампа не означает, что он будет поддерживать позицию Эрдогана по борьбе с РПК. Трамп не только хочет сблизиться с Эрдоганом, но и заставить его отдать Эль- Баб сирийским курдам. Не случайно во время встречи с Эрдоганом две недели тому назад госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что Анкаре и Вашингтону предстоит принять ряд трудных решений. Думается, что эти решения связаны с курдским вопросом, а именно:
1) Помирить Анкару с РПК.
2) Соединить Кобани с Африном (нахождение российских военнослужащих в Африне раздражает США).
На основании вышеизложенного следует отметить, что впереди ожидаются большие события и перемены. К счастью, мощь курдского фактора в настоящее время готова к любым оборотам предстоящих событий.
Ибрагим Алиев.
23.04.2017 г.
Теги: Ибрагим Алиев, Турция, референдум, Кемаль Ататюрк, Реджеп Тайип Эрдоган, курды, Турецкий Курдистан, РПК, Рекс Тиллерсон, Сирийский Курдистан