Езиды – автохтонное население Месопотамии, один из древнейших народов мира, на протяжении многих тысячелетий живут на этой земле. Название религии – "езидизм" происходит от самоназвания – езиды – [ez][da], что в переводе с курдского языка означает Бог [меня][дал]. Езидизм – изначально строго монотеистическая религия. В основе вероучения идея о Сотворения мира и человека Богом, о богоизбранности езидов и прямой связи езида с Богом.
Развитие езидизма как самобытной религии неразрывно связана с историей древнего мира и непосредственно историей курдского народа. Достоверно известно, что до того как ислам в VII в.н.э. вторгся в Месопотамию, многие курды, если не большинство, наряду с зороастризмом исповедовали езидизм. С началом исламского нашествия езидская религия была объявлена языческой, а ее последователи – езиды, поклонниками Дьявола, подлежащими обращению в ислам, в противном случае уничтожению. Оказавшись в жестоком мусульманском окружении, езиды с каждым годом все больше подвергались насильственной исламизации и их численность с каждым веком сильно сокращалась. Завоевание арабами Месопотамии отразилось не только на изменение численности езидов, но и в какой-то мере на их образе жизни. Новые исторические условия повлияли и на изменение сущности религии. Особенно после реформы шейха Ади (известный богослов и реформатор езидизма).
С приходом шейха Ади в XII в.н.э. у езидов начался новый этап истории, поэтому езидскую религию условно делят на две эпохи: до и после шейха Ади. То, что было до шейха Ади мало что сохранилось. Письменные и другие материальные источники врагами уничтожены, известно только то, что передавалось в устной форме. Из-за отсутствия первоисточников, в современном мире бытует мнение, что езидская религия представляет собой сложное переплетение языческих и зороастрийских верований с элементами ислама, иудаизма и христианства. Действительно, при анализе текстов езидских священных писаний можно заметить множество заимствований. Видно, что некоторые тексты взяты из ислама (суфистского толка), из иудейских и христианских учений, что, безусловно, создает у обывателя мнение о синкретичном содержании религии езидов.
На "синкретичность" религии у езидских священнослужителей есть следующее объяснение: "Оказавшись в агрессивном мусульманском окружении, в условиях стремления исламских властей любой ценой обратить всех людей "в истинную веру", чтобы защитить себя от безумия новой более сильной и агрессивной религии, езиды вынуждено стали менять внешние покровы своей веры и пытались таким образом подстроиться под ислам, чтобы придать в глазах власти держащих мусульман пусть неодобряемого, но узнаваемого мусульманского обличья". Основной целью диссимуляции была выработка защитных механизмов для сохранения своей религии.
Первая попытка такой диссимуляции езидизма с исламом суфистского толка, была сделана шейхом Ади. Шейх Ади внедрил в езидизм некоторые элементы исламской космологии и демонологии, культ поклонения верующих пророкам авраамических религий (Мухаммеду, Иисусу, Аврааму), их святым и храмам, а также соблюдения их главных праздников. Ввел в кастовую структуру почитаемый в суфизме сан шейха (изначально в езидизме были только две касты: пиры-духовенство и миряне), правда, в отличие от суфизма, езидские шейхи связанны с наследственной передачей сана. Из ислама были также взяты арабские чины священнослужителей – пеш имам, факир, мулла; обряд обрезания; паломничество; некоторые посты и праздник жертвоприношений "Айд аль-Адха" (в езидизме – "Айд Курбан"). Горе за храмом Лалиш в честь священной для мусульман горы Арафат вблизи Мекки, дал название Арафат, а святому роднику в подземной пещере под храмом Лалиш – название Замзам, в честь колодца Замзам, находящегося на территории главной мечети исламского мира "Аль-Мастжид аль-Харам" в Мекке. Езиды подражая мусульманам, стали цитировать их пророков, а вместо курдского "Хваде", часто произносить арабское "Аллах", "Иншалла".
Из христианства шейхом Ади были взяты обряд причащения, а также догмат о Втором пришествии Иисуса Христа с примечанием, что за ним явится Малик Таус, чтобы вновь быть рядом со своим избранным народом.
В целом, мусульманские заимствования в езидизме ощутимо доминируют над заимствованиями из других религий, но это вовсе не означает, что изначальный езидизм исчез или полностью утрачен. Принимая во внимание дошедшие до нас тексты священных гимнов, нет сомнений, что езиды имеют свое самобытное вероучение, а заимствованные элементы из других религий ее сущность не искажают. А с учетом устоявшегося в исторической науке мнения, что современные езиды являются автохтонным населением Месопотамии и прямыми потомками древних арийцев (об этом писали многие ученные с мировым именем, в частности Н. Я. Марр, И. М. Дьяконов, В. Ф. Минорский, О. Вильчевский, Н. Никитин и другие) можно утверждать об относительной древности езидизма и вероятности, что наоборот езидская религия является первоисточником по отношению к другим мировым религиям. Следовательно вопрос – кто от кого и что заимствовал спорный, так как на момент прихода этих мировых религий езидизм уже существовал.
ДОКТРИНА И КОСМОГОНИЯ Езидское религиозное учение содержит свод моральных норм, правил поведения, культовых действий и обрядов, составляющих совокупность духовных представлений езидов, основанных на вере в сверхъестественные силы и существа – Бога и семи ангелов во главе с архангелом Малик Таусом, которые являются культами поклонения. Доктрина езидского вероучения изложена в многочисленных гимнах (курд. кавл) и двух книгах – "Откровение" (Cilwe) и "Черная Книга" (Mishefa Reş).
Гимны охватывают все стороны жизни человека от рождения до смерти и содержат обязательства, определяющие всю повседневную жизнь езида. Время и последовательность происхождения священных гимнов наукой не установлено. По преданию они были ниспосланы Богом через Малик Тауса и согласно Его завету должны изучаться священниками наизусть, и передаваться из поколения в поколение только устно.
Книга "Откровение" относится к известному богослову и реформатору езидизма – шейху Ади (XII в.). В книге шейх Ади выступает как посланец Малик Тауса, святой и просветитель. Книга состоит из предисловия и пяти глав. В предисловии шейх Ади от себя говорит, что он послан его господином Малик Таусом, чтобы доставить избранной Богом общине – езидам истину познания. В главах содержатся наставления Малик Тауса к езидам: говорится о силе и могуществе Бога, о запретном и дозволенном, о наказании и воздаянии, о непрекословном почитании священнослужителей, об отношениях к другим религиям и иноверцам. В завершении книги дается наказ: "не посвящать иноверцев в свою религию, скрывать от них свои священные писания и изучать их наизусть, чтобы они не могли их исказить".
"Черная Книга" относится к XIII в. Ее автором считается племянник шейха Ади – Хасан ал-Басри (Шамс ад-дин ал-Хасан, прозванный ал-Басри). "Черная Книга" не имеет глав и в отличие от "Откровения" затрагивает более широкий круг вопросов. В частности, сведения о Сотворении мира; о происхождении первочеловека и животных; о рождении от Адама сына от которого произошла община езидов; о семи ангелах и архангеле- покровителе езидов Малик Таусе; о кастовой структуре общества; о всемирном потопе; о браке и наследстве; обычаях и праздновании Нового года; пищевых и других ограничениях. Также, содержатся религиозные заповеди: не поклоняться другим богам; не упоминать имени Бога напрасно; соблюдать среду (день завершения Сотворения Богом мира) как святой день; не убивать, не красть, не прелюбодействовать, не произносить ложного свидетельства, не завидовать, не желать зла ближнему, почитать своих родителей и т.п.
Богослужение в езидизме сконцентрировано вокруг святой Троицы – Бог, архангел Малик Таус и шейх Ади. Езиды поклоняются Богу, Малик Таусу и шейху Ади, разделяя их личные свойства и соединяя их в "божественной любви". Учение о святой Троице представляет собой первый догмат, установленный шейхом Ади еще при его жизни и подробно описанный в его книге "Откровение". В священных книгах и некоторых гимнах имеются множество упоминаний на троичность Лиц. Возможно, что данный догмат возник не как стремление найти какое-либо новое понятие о Боге, а из потребности определить личность того, кто является главным носителем книги "Откровения", то есть уяснить вопрос об исторической личности самого шейха Ади.
Согласно данному догмату Троица есть совершенный союз любви, единосущная и нераздельная, всегда пребывающая друг с другом в непрерывной "вечной любви". Все три сущности Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир и освящает его. Все свойства Божии – Его вечность, могущество, вездесущность и другие – принадлежат в равной степени всем трем лицам Пресвятой Троицы. Но, это не три Бога, а один Бог и Его творения. При этом Бог есть всесовершеннейшая любовь, потому что бытие единого Бога – это существование божественных ипостасей – Малик Тауса и шейха Ади. Бог является причиной и источником предвечного бытия Малик Тауса и шейха Ади. Бог является источником воли и действия Святой Троицы, Малик Таус – совершителем Его воли, шейх Ади – просветителем. В то же время, согласно учению, единоначалие Бога означает беспрекословное подчинение Ему Малик Тауса и шейха Ади, так как они не являются самостоятельными личностями, хотя и обладают многими свойствами, что присуще по природе Богу, кроме свойства Его не рождения (не происхождения ни от какого другого начала). Иными словами, Малик Таус и шейх Ади вечны, но не изначальны и не всемогущи, как Бог.
БОГ В ЕЗИДИЗМЕ Бог в езидизме един, всесилен и всемогущ. У езидов есть несколько гимнов, обращенных к Создателю. Восхвалению Бога, в частности посвящены: Medhê Xwedê, Qewlê P"adşa, Qawle Mîre Ezîd, Şehda dîn, Dua sibê, Dirozge и другие. Согласно гимнам, Бог один, но у него множество имен: "Всевышний, Всемогущий, Всемилостивый, Вездесущий, Господь, Создатель, Творец, Бессмертный, Вечный, Безграничный, Владыка Небес и многие другие, но самое главное имя – Хведа – [xwe][da], что в переводе с курдского языка означает – [себя][создал]".
Понятно, что сущность Бога не выразима при помощи какого-то либо способа, но из содержания священных гимнов видно, что Бог един, он не рожден и не исходит от другого лица, он явлен сам и вечен. Его невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе ничего такого, из чего состоит материальный мир. Согласно учению, лишь солнце является созерцанием Бога. Лучи солнца определяют направление молитвы. Езиды, желая обратиться к Богу, направляют свой взор к солнцу, чтобы приветствовать сияние, исходящее от первоисточника света и любви, которым является Бог. Солнце для езидов – блаженный свет, исходящий от Бога и поэтому культ поклонения. Отсюда распространенное внешнее название езидов – "солнцепоклонники".
В главе I книги "Откровение" говорится, что Создатель рядом с каждым из нас, Он вникает во все наши дела: " Я был, я есмь и нет мне конца. Я простираю свое господство над всеми тварями и над делами всех, которые находятся под покровительством моего образа. Я всегда готов споспешествовать тем, которые полагаются на меня и призывают меня в нужде; нет места во вселенной, где бы ни ощущалось моего присутствия".
Там же: "Я предоставляю всякому человеку следовать влечениям своей природы, но кто противится мне, тот жестоко в этом раскается. Никакое божество не имеет права вмешиваться в мои дела, и я поставил императивным правилом, чтобы каждый воздерживался от поклонения всяческим богам".
Там же, Глава II: "Я воздаю должное потомкам Адама и вознаграждаю их разными наградами, которые известны лишь мне одному. Вместе с тем, могущество и господство над всем, что есть на земле, равно как и над тем, что выше и ниже ее, - в моих руках. Я не допускаю дружественного общения с чуждыми мне, но не лишаю тех, которые составляют мою собственность, и тех, которые повинуются мне, всего того, что является для них благом".
Для езидов, искренне уверенных в том, что "Бог есть свет", распространившие муллами в средневековом мире ложные утверждения об их поклонению злому духу – Малик Таусу, дали повод адептам ислама (позднее и христианства) ставить езидам в упрек, что они, дескать, поклоняются Дьяволу.
МАЛИК ТАУС Малик Таус является первым из семи ангелов созданных Богом вначале Сотворения мира. В езидизме Малик Таус изображен в образе павлина, поэтому его также называют Ангел Павлин, хотя в священных писаниях нигде не говорится о том, что он ангел-павлин (см. гимн Qewle Tausî Melek). Изображение главного езидского божества в виде павлина, скорее всего, следует объяснять суфийским влиянием. Как известно, в суфийской теологии эта птица символизирует мудрость и величие. Следует также заметить, что отдельные элементы поклонения павлину с давних времен были широко распространены среди многих народов мира, что нашло отражение в их верованиях, памятниках духовной и материальной культуры.
В земной жизни с образом Малик Тауса связаны противоречивые сведения, в связи с чем в мире, возникло ложное представление о езидах как о поклонниках Дьявола:
- ислам традиционно считает езидов "дьяволопоклонниками", только за то, что они почитают Малика Тауса. Из-за мифологического предположения о якобы низвержении Богом – Малика Тауса, по причине его отказа поклонения первочеловеку – Адаму, мусульмане презирают и часто преследуют езидов. Окружающие езидов на их исторической родине, известные своим фанатизмом мусульмане, даже не хотят слышать, а тем более понимать, истинное значение догматов и нравственную философию езидского вероучения;
- неосведомленные христиане тоже издавна считали Малика Тауса "олицетворением зла", а езидов "поклонниками дьявола". Но, позже, когда в мировой литературе появились труды христианских миссионеров, исследователей и просто путешественников с опровержением бытующего мнения, отношение к езидам и их религии изменилось в лучшую сторону.
В самой езидской мифологии есть несколько версий немилости Бога к Малик Таусу. По одной версии, Малик Tayc отошел от Бога из гордости, не желая поклониться первочеловеку. Но за свое искреннее раскаяние перед Богом (в виде его слез, которыми он наполнял ад в течение 7 тысяч лет), ему был прощен его проступок и он вновь вознесен на небеса в пантеон ангелов.
По другой версии, неповиновение Малик Тауса объясняется его особой преданностью Богу как своему Создателю – он отказался поклониться Адаму, потому что его творцом является Господь, и он поклоняется только Ему и никому больше.
По третьей версии, некоторые езиды считают своего архангела лишь временно несущим наказание за свое неповиновение Богу и что, в конце концов, он будет прощен и Бог снова восстановит его высокое положение среди небесной иерархии. А до тех пор, пока Малик Таус не прощен, езидам запрещено упоминать имя падшего ангела даже под созвучными именами. Считается, что человеку нечего вступать в отношения Бога и ангелов, напротив, его долг почитать их всех одинаково.
Подобные утверждения являются глубоким заблуждением, не имеющим ничего общего с истинным вероучением езидов об этом ангеле. Возможно также, что путаница в системе религиозных представлений езидов в ангела-павлина создала у иноверцев предпосылки считать Малик Тауса воплощением зла, а езидов "дьяволопоклонниками". Хуже того, своими необдуманными противоречивыми версиями езиды навлекли на себя напрасную ненависть окружающих народов.
На самом деле, иноверцы ошибочно отождествляют почитаемого езидами архангела с существующим в их мифологических представлениях падшим ангелом. В езидских священных писаниях нигде не говорится, что Малик Tayc злой дух или падший ангел. Более того, в языке езидов вообще нет названия злого духа или его эквивалента, а вероучением отвергается сама мысль о поклонении силам зла или тьмы. Во время молитвы езиду указано поклоняться исключительно источнику света (солнцу) и никогда источнику тьмы. У езидов Малик Таус не падший ангел, а пресвятой, ангел света и тьмы - курд. [Tav] u [Sî] и главный помощник в Сотворении мира, олицетворяет собой две стороны жизни – солнце как свет и тьму как неизвестность. То есть Малик Таус как и любая тварь божья представляет собой смешение двух противоположностей, в том числе добра и зла. Бог представляет духовный мир, Малик Таус – материальный. Езиды не верят в противостояние между материальным и духовным. Согласно езидизму Бог и Малик Таус не противники, а две взаимосвязанные силы. Бог – не только повелитель всего мира, но и повелитель Малик Тауса.
Хотя езиды не поклоняются Дьяволу, им не разрешается произносить его имя вслух или упоминать его (говорить о Дьяволе как о злом духе категорически запрещено). В тексте "Черной Книги" указано: "Никому из нас не позволено произнести его имя и ничего такого, что походило бы на него, в роде: шайтан (сатана), кайтан, шар (зло) шат (река) и тому подобное, точно также мы не произносим: малун (проклятый), или ланат (проклятие), или нал (подкова), или других слов, имеющих подобный звук. Все они запрещены нам из уважения к нему".
Этот запрет езидскими священниками объясняется следующим образом: "Находясь в исламском окружении, где мусульмане отождествляют Малик Тауса с шайтаном и проклинают его, во избежание нежелательных последствий, не произноси его имя и не упоминай его качеств, чтобы избежать преступления, так как у тебя нет истинных знаний о нем".
Весьма интересный и исчерпывающий ответ на этот вопрос изложен в газете "Кавказ” под заголовком "Иезиды”: "То, что езиды не ведут беседы о дьяволе, и уходят с того места, где его ругают, вовсе не значит, что они его боготворят, и никак не может быть основанием для их причисления к его поклонникам. Езидское духовенство объясняет это так: "Если вы беседуете о Боге и Его светлых слугах, то эта медитация вызывает положительную энергетику. Но в случае, когда вы говорите о злом духе, то он также будет присутствовать своей отрицательной энергией, тем более ругать его не надо, ибо последует за это реакция. А потому избегайте те места, где ведутся беседы о дьяволе”.
ШЕЙХ АДИ Шейх Ади (Шараф ад-Дин Абул-Фадаил Ади бен-Мусафар бен-Исмаил б-Муса бен- Марван бен-ал-Хасан бен-Марван) родился между 1073 и 1078 годами в области Баальбек в Ливане. По преданию, его отец Мусафар однажды в роще услышал голос, который дал ему наставление, чтобы он по возвращении домой разделил ложе со своей женой. После этого она подарит ему наследника, который прославит его имя.
В юности Шейх Ади отправился в Багдад, где слушал проповеди одного из величайших мусульманских богословов того времени – Газали и основателя ордена Кадирия – Абдул-Кадира аль-Гилани, в которых, как известно, они утверждали, что – "Иблису (Шайтану) было велено поклониться созданному Богом человеку – Адаму, однако он отказался, за что был низвергнут с небес". Подобные рассуждения были широко распространены в суфийской среде того времени. По свидетельству ряда мусульманских авторов (см. Ибн-Халликан, Мухаммед-Амин-ал-Омари), шейх Ади был суннитским богословом шафитского толка, отличался аскетическою жизнью и высокой святостью, ему принадлежат некоторые сочинения по богословию. Некоторые исследователи утверждают, что шейх Ади, был близок к правящим кругам арабского халифата и с большим интересом воспринимал их религиозные воззрения, которые впоследствии развил в догматике езидизма.
Покинув Багдад, шейх Ади перебрался в область Хаккари, где компактно жили езиды и поселился в храме Лалиш (современный Ирак). Согласно преданию, шейх Ади был послан в Лалиш его господином Малик Таусом, чтобы возвестить истину избранному народу (см. "Откровение"). Самоистязания и длительные посты, которым он подвергал себя, а также творимые им чудеса снискали ему огромный авторитет среди езидского населения региона, где он проповедовал свои новые учения. Он внес изменения в религиозные представления езидов, которые в последствии были изложены в двух книгах – "Откровение" и "Черная книга".
Шейх Ади постоянно жил в храме Лалиш – прожил девяносто лет, умер в 1162 году и там же похоронен. Его мавзолей в Лалише является культом поклонения. После смерти вокруг его имени возникло множество легенд, в частности, о том, что он не умер, а вознесся на небеса и пребывает там рядом с Малик Таусом. Более того, у езидов есть поверье, что он существовал и до Сотворения мира в образе Шихади. Несомненно, это святая личность, его биография и деяния известны, поэтому нет оснований отрицать реальность его существования как человека. Известны имена его родителей, а место его рождения в селении Баальбек также считается культом поклонения и паломничества.
Роль шейха Ади в становлении современного езидизма настолько значительна, что иногда в мировой литературе происхождение езидизма связывают с его именем. На самом деле, на момент его прихода в Лалиш езидская религия уже существовала, а шейх Ади ее реформировал, иными словами сделал такой, какой мы имеем ее сегодня.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПОСТУЛАТЫ Время происхождения езидской религии наукой не установлена, считается, что религия возникла в незапамятные времена, на протяжении многих тысячелетий существует на территории Месопотамии и продолжает существовать там же, по сей день. Сами езиды считают свою религию одной из первых на Земле, а время ее происхождения связывают со днем сотворения Богом езидской общины. Езидская мифология о Сотворении мира фактически следует мифу авраамических религий (христианство, ислам и иудаизм), за исключением того, что езиды произошли только от Адама, а архангел Малик Таус является не искусителем (в авраамических религиях Дьявол), а пресвятым, ангелом-хранителем, наставником.
В космогонии езидов (см. Черная Книга), вначале Бог из своей наиболее драгоценной сущности сотворил белую жемчужину (планету) и поместил ее на спину птицы Ангар, и она пребывала на ней в течение сорока тысяч лет. Затем Бог сотворил семь ангелов, которые помогали ему в Сотворении мира – в воскресенье, Бог создал ангела Азазила, он же Малик Tayc; в понедельник – ангела Дардаила (Гавриил); во вторник – ангела Исрафила (Рафаил); в среду – ангела Микаила (Михаил); в четверг – ангела Азраила (Эсраил); в пятницу – ангела Шамнаила; в субботу – ангела Нураила и поставил Малик Taycа правителем над всеми.
Через 40 тысяч лет белая жемчужина была разбита и, из ее частей при помощи ангелов Бог сотворил четыре части света, семь небес, землю, солнце и луну, животных, птиц и зверей, а также деревья, растения и горы для украшения земли. После чего Бог сошел на землю и поселился на горе Лалиш и сказал ангелам: "Я сотворю Адама и Еву, из сущности Адама произведу Шехар-бен-Джебра, от которого произойдет на земле отдельная община, которая будет называться езидами", и назначил Малик Тауса покровительствовать езидам. По указанию Всевышнего, Малик Тауса снизошел с небес и передал езидам священные гимны, постулаты, кастовую структуру, законы и традиции.
По предположению о богоизбранности своей общины, езиды считают себя избранным народом и на протяжении многих тысячелетий ведут замкнутый образ жизни. Согласно постулатам религии – "езидом стать нельзя, им нужно родиться". При этом в отличие от традиции ряда мировых религий не требуется сознательной подготовки к обращению, а подразумевается причисление к религиозной общине по факту рождения. Езидизм занимает позицию принципиального отказа от прозелитизма (распространения религии за пределы своей общины). В религии нет иной процедуры обращения в езидизм, как по рождению. Даже дети, рожденные в смешанных браках, езидами не являются.
Езидизм – религия прямой связи человека с Богом, то есть, в отличие от других религий в езидизме между Богом и человеком нет посредника (пророка, ходатая или заступника). Все священное писание учит, чтобы верующие со своими молитвами напрямую обращались непосредственно к Творцу. Вероучение нигде не упоминает о посредниках, которые нужны езиду для общения с Богом – ни гимны, ни "Откровение", ни "Черная книга" не указывают, чтобы верующие приходили к священнику и через него обращались к Богу. Священники могут благословить человека, могут молиться за него, но не могут отвечать на его молитвы, а тем более прощать грехи, направляя верующих напрямую к Богу. Для связи с Богом или заступничества, человеку не нужны даже ангелы. Ангелы лишь исполняют волю Творца. Даже верховный ангел Малик Таус, который превыше всех святых, направляет верующих напрямую к Богу, так как он покровитель, защитник, но не вершитель судеб.
Согласно езидизму, все в нашем мире имеет свою противоположность (свет и тьма; день и ночь; жара и холод и т.д.). Сюда же относится основополагающие явления жизни человека – добро и зло. Чтобы познать суть чего-то, надо знать его противоположность. Подобно тому, как жизнь кажется лучше, когда светит солнце, чем когда стоит ночь, добро кажется понятнее и ценнее, когда его сравнивают со злом. Проще говоря, не познав плохое, человек не оценит хорошее.
В отличие от авраамических религий, где Бог есть все доброе, а все злое исходит от Дьявола, в езидской космогонии Бог всесилен и всемогущ и нет силы, которая ему неподвластна или могла бы ему противостоять. Езидизм отрицает сущность злого духа. Зло считается результатом пренебрежения человека духовным. В религии установлен принцип личной ответственности каждого перед Богом. Согласно учению, как добро, так и зло исходят от самого человека, а образ Дьявола придуман теми людьми, которые не хотят нести ответственность за свои поступки, и хотят переложить вину, на какую-то демоническую силу, которая якобы принудила их на то или иное действие или ввела в заблуждение.
Есть единый Бог и Он безгранично добр, поэтому наш мир и все божьи творения, в том числе человек по своей натуре добры. От рождения все люди имеют естественную склонность к добродетели, отвергают несправедливость и безнравственность. Богу угодно, чтобы люди делали только добро, тем не менее, Он не лишает человека свободной воли, которую даровал ему. Человеку предоставлена возможность делать и добро и зло в зависимости от его мировоззрения. Совершаемое отнюдь не по воле Бога зло, является результатом нашего разочарования его сокрытием и непонимания того, что это сокрытие есть средство его познания. Когда человек, разочарованный сокрытием Бога, например, по причине неудачно сложившихся обстоятельств жизни, совершает зло, то сам порождает тьму, которая на самом деле и вовсе не является сущностью. Воздерживаясь от злых поступков, человек тем самым отрицает тьму.
Вопрос о страданиях праведников и благоденствии грешников озадачивает многих людей нашего мира, этому вопросу уделено внимание и в езидизме. Езиды верят в загробную жизнь, в рай и ад, в переселение душ, в конец света и воскресение мертвых, а также в приход спасителя, которого называют Шарфадин. Страдания праведников рассматривается как испытание, посланное им любящим Богом для укрепления в них веры и терпения. Согласно учению, каждый человек должен жить праведно, чтобы избежать греха. Ни в коем случае нельзя позволить себе грешить, рассчитывая в дальнейшем на покаяние. У человека, не устоявшего перед искушением, всегда есть возможность покаяться путем совершения множества добрых поступков, тем самым разрушить зло греха и заслужить милость Бога.
Одним из типичных обрядов езидизма является жертвоприношение. Как правило, в жертву приносят животных (обычно барана или петуха). Делают это для того, чтобы задобрить Бога, попросить его о чем-либо или отблагодарить. Езиды за совершенное злодеяние, сначала в своей молитве раскаиваются перед Богом, а затем приносят жертву. Грех, посредством крови жертвенного животного попадает в святилище, где через обряд очищения в День Искупления "прощается" Богом. Жертву приносят также в случаях благодарности Всевышнему – избавления от несчастья или исполнения заветного желания, а также во время религиозных праздников.
Принцип воздаяния за совершенное злодеяние, также как и у других народов первоначально мыслился как посюсторонний, осуществляющийся при жизни человека. Считалось, что каждая душа ответит за совершенные деяния в земной жизни, а то, что мы живем в мире, где "процветают грешники", на самом деле является иллюзией. Такое искажение действительности давало почву для зла. Добро всегда олицетворяет собой реальную и ощутимую силу и рано или поздно торжествует. Поэтому процветание грешников не вечно, оно лишь свидетельствует об ограничении нашего видения одномерным материальным миром или нашего непонимания того, что Бог это свет, который человек должен познать. Осознание невозможности решения принципа воздаяния в рамках земного бытия, неизбежно привело к идее загробного воздаяния, которое не знает человечество.
Проблему видимого отсутствия справедливого воздаяния при земной жизни в езидизме шейх Ади решил путем ввода понятия посмертного суда, представляющего собой ответственность за деяния, совершенные при жизни. Он распространил среди верующих идею моста Сарат (расположен недалеко от храма Лалиш), ведущего в потусторонний мир. Согласно этому учению, если добрые дела человека превышают злые, то ангелы ведут душу в рай. Если перевесили злые дела, душу отправляют в ад. То есть человека избравшего праведность ждет райское блаженство, избравшего ложь – мучения и страдания в аду. Со временем, душа праведного человека переселяется в будущих детей его семьи, душа же грешника переселяется в животных.
В заключении, хотелось бы отметить, что все езидское вероучение учит, что вместо того чтобы бороться со злом, человеку следует сосредоточить свои усилия на развитие добра сначала в себе самом и затем в окружающих. Одна из главных езидских гимнов "Dua sibê" (Утренняя молитва) гласит: " Господи, окажи милость 72 народам и потом нам езидам". Согласитесь – езидской доброте нет предела.
Несмотря на свою уникальную добродетель и уважительное отношение ко всем религиям, на протяжении многих столетий на своей исторической родине езиды подвергаются планомерному геноциду со стороны окружающих их мусульман только за то, что хотят сохранить данную Богом им религию. И несмотря на демократические перемены в мире это преследование продолжается и в наше время.
Источники и литература:
1) Езидские священные гимны: Qewle Xerqe, Medhê Xwedê, Qewlê Padşa, Qawle Mîre Ezîd, Şehda dîn, Qewle Tausî Melek, Dua sibê, Dirozge.
2) Езидские священные книги: "Черная Книга" и "Откровение".
3) Статья "Иезиды”. Газета "Кавказ”, Тифлис, 1848г., стр.36.
4) Борсиппа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
5) Марр Н.Я., "Еще о слове "челеби" (К вопросу о культурном значении курдской народности в истории Передней Азии". ("Зап. Вост. Отд. И.Р.Арх. О-ва", т. XX. СПБ. 1912; стр. стр. 140-144.
6) Минорский В.Ф. Курды. Петроград, 1915.
7) Семенов А. А. Поклонение Сатане у переднеазиатских курдов-езидов. Бюллетень Среднеазиатского Государственного Университета, 1927, №16.
8) Вильчевский О. Курды. М.-Л., 1961
9) Дьяконова И.М. История Древнего Востока.ч1.Месопотамия. Под ред. М.1993.
10) Никитин В. Курды, пер. с франц., М., 1964.
11) Гуляев В.И. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории. М.:Алетейя, 2004 г.
12) Перминов А. Езиды - Народ с далекого прошлого. https://shkolazhizni.ru/authors/perminov127/posts/61679/
Дасни Ю.Р.
Теги: Юрий Дасни, езиды, езидизм