В воскресенье 15 октября Касим Сулеймани, главный шпион Ирана, отправился в иракский город Сулеймания, чтобы встретиться с лидерами "Патриотического союза Курдистана" (ПСК) - одной из двух основных курдских политических партий. В течение многих лет ПСК и ее союзник "Демократическая партия Курдистана" (ДПК) пытались оторваться от остальной части Ирака и создать независимое государство. Курдской попытке противостоят все страны региона - правительства в Багдаде, Турции и Иране - которые опасаются, что значительные курдские меньшинства во всех трех странах начнут действовать автономно. Всего несколько недель назад на всеобщем референдуме иракские курды проголосовали подавляющим большинством. Казалось, что курдская мечта стала досягаемой.
Неизвестно, что Сулеймани, самый хитрый оперативник Ближнего Востока, рассказал руководителям ПСК. Но в течение нескольких часов их бойцы начали отказываться от своих позиций, уступая иракским воинским подразделениям передовые рубежи. Вскоре после этого иракские войска захватили курдские позиции и участки нефтяных месторождений недалеко от города Киркук. Сейчас, когда иракские курды раскололись на две части – ПСК с одной стороны и ДПК с другой - надежды на независимое курдское государство, похоже, быстро исчезают. "Это было ужасное, ужасное предательство", - заявил мне высокопоставленный чиновник из Регионального правительства Курдистана.
Со стороны ПСК сделку заключили родственники Джаляля Талабани, лидера партии и бывшего президента Ирака, который умер в начале этого месяца: его вдова Херо; его сын Бафил (Павел); и его племянник Лахур. Неясно, что было включено в сделку, но спекуляция заключается в том, что Сулеймани предложил сочетание кнута и пряника, включая деньги и доступ к маршрутам контрабанды нефти. "Все называют это наркотической сделкой ПСК", - сказал мне бывший высокопоставленный американский чиновник, который работает в этом регионе. Примечательно, что многие подразделения ПСК отказались от приказа отступить и сражались с надвигающимися иракскими подразделениями.
Сделка, заключенная Сулеймании, и наступление иракских войск на курдскую территорию, являются последним поворотом в бурном периоде в регионе. Он начался летом 2014 года, когда "Исламское государство" (ИГ) прошло через сирийскую пустыню и захватило огромную полосу северного и западного Ирака, разбив иракскую армию. Когда боевики ИГ достигли окраины курдского региона, их отбила региональная армия Курдистана, известная как пешмерга, что на курдском языке означает "идущие на смерть".
Пешмерга стали самыми эффективными бойцами против ИГ, за что часто получали похвалы американских командиров. Военная кампания против ИГ вызвала решимость курдов продвигать их планы на независимость. Лингвистически и культурно отделенные от остальной части Ирака, курды уже давно страдают от правительств в Багдаде, особенно при Саддаме Хусейне, который убил сотни тысяч из них. Открытие огромных нефтяных месторождений в курдском регионе после падения Саддама, казалось, дало им возможность вырваться на свободу. С почти полной победой над ИГ время казалось выбрано правильно. 25 сентября президент Курдского региона Масуд Барзани провел референдум по вопросу о независимости. Все правительства региона, а также администрация Трампа призвали Барзани отменить голосование, но он отказался. Когда более девяноста процентов курдов проголосовали за независимость, те же правительства выстроились в очередь, чтобы изолировать курдов.
На прошлой неделе иракские военные подразделения начали мобилизацию вблизи курдско-иракской границы. В иракских подразделениях доминируют "народные мобилизационные силы", а другими словами, натренированные Ираном боевики, действующие в Ираке. Ополченцы, которых контролирует Сулеймани, - убежденные сторонники возглавляемого шиитами правительства премьер-министра Хейдара аль-Абади в Багдаде. Большинство этих групп имеют темное прошлое. Главные силы ополченцев, которые вторглись на территорию Курдистана, это "Asa"ib Ahl al-Haq", которые сражались с американскими солдатами в Ираке во время войны. Их лидер, Каис Хазали, считается главным сценаристом похищения и казни четырех американских солдат в Кербеле в 2007 году. Военная операция в курдском регионе - это совместный иракско-иранский проект. Флаг "Asa"ib Ahl al-Haq" был установлен на одной из захваченных курдских баз. Еще одним сопровождающим иракские войска в Киркуке был командир иракской милиции Абу Махди аль-Мухандис, осужденный за взрыв американского посольства в Кувейте в 1983 году; он признан террористом правительством Соединенных Штатов.
Администрация Трампа заняла позицию наблюдателя. Государственный департамент сообщил во вторник, что он не против вмешательства иракских военных, заявив, что он поддерживает "совместную администрацию" Киркука. На прошлой неделе американский чиновник, с которым я говорил, сказал мне, что он не знает ни о каких военных приготовлениях на курдско-иракской границе, даже если они продолжаются. Таким образом, Белый дом Трампа поддерживает политику президента Обамы, который выступал против формирования курдского государства на том основании, что это еще больше дестабилизирует регион. По иронии судьбы, однако, Белый дом Трампа только на прошлой неделе обнародовал новую стратегию противостояния Ирану, чьи завоевания он обещал "понизить". Но, что бы ни происходило с военным вторжением в Курдский регион, это победа Сулеймани и Ирана. Военизированные ополченцы, возглавляемые Ираном, которые в понедельник вошли на курдскую территорию, ехали на американских танках "Humvees" и "M1".
После окончания Первой мировой войны курдский народ был разделен между Ираном, Ираком, Сирией и Турцией, которые объединились в своих усилиях по предотвращению формирования его собственного государства. Не имея выхода к морю и окруженные врагами, курды вели долгую, тяжелую и кровавую борьбу. ДПК - курдская партия, которая отказалась уступить иракцам и иранцам, - все же может контрнаступление. Тем не менее, даже если это так, ясно одно: борьба за независимое курдское государство будет намного сложнее.
Декстер Филкинз, "New Yorker"
16 октября 2017 года
На фото "AFP": Член иракских сил снимает курдские флаги во время операции в Киркуке 16 октября 2017 года.
Теги: Декстер Филкинз, Ирак, Иран, Сардар Касим Сулеймани, Иракский Курдистан, Курдистан, Сулеймания, ПСК, ДПК, Турция, Киркук, нефть, Джаляль Талабани, Херо Ибрагим Ахмед, Павел Талабани, Лахур Джанги, пешмерга, Исламское Государство, Масуд Барзани, США, Дональд Трамп, шииты, Барак Обама