Вопрос о происхождении анатолийских турок является предметом споров. Как известно из Средней Азии ушли племена туркмен-огузов, и потомки этих племен и сегодня живут на территории Турции, Ирака, Сирии, Ирана, Азербайджана и в других государствах. Давайте постараемся ответить на вопрос - откуда же появились анатолийские турки и насколько они связаны с пришлыми туркменами?
При нашествии монгольских завоевателей на Среднюю Азию кочевое объединение тюрок-огузов из племени кайы всего в несколько тысяч шатров, откочевало на запад вместе с хорезмшахом Джелал-ад-дином и поступило затем на службу к сельджукскому султану Рума, от которого вождь огузов-кайы Эртогрул получил в 30-х годах XIII в. небольшое феодальное владение по реке Сакарья (по-гречески Сангарий), на самой границе византийских владений, с резиденцией в городе Сёгюд. В 1281 г. к власти в бейлике приходит сын Эртогрул – бея Осман.
В 1299 - поставленный монголами султан в результате народного восстания бежит из своей столицы Коньи и с этого момента Осман начинает править своим бейликом независимо. Этот год (1299-1300) принято считать началом независимого Османского государства.
Османы "начали, подобно крестоносцам, священную войну за мусульманскую веру – джихад, и пригласили всех желающих принять в ней участие. Со всего мусульманского востока стекались пассионарии, которые готовы были сражаться за веру ислама до тех пор, пока у них сабля не затупится, и до тех пор, пока не получат достаточное количество богатства и жен, потому что на Востоке жены тоже считаются, большим достижением.
Им выдавали на захваченных землях очень маленькие участки для сельского хозяйства, назывались они тимары. Это такая усадьба, где семья обрабатывает садик сама, но тимарион обязан был приходить вооруженным на собственном коне, с собственным оружием и служить в конном войске.
Тимариотами становились и черкесы, и курды, и арабы, и в большом количестве сельджуки, туркмены, иногда даже европейцы, татары из Крыма – кто угодно. Каждый, кто произносил исповедование ислама, становился турком, а если он хотел служить в армии, то становился тимориотом, то есть он воевал и не платил налоги, потому что налог он платил кровью. В 14 веке тимориоты перенесли свои боевые действия в Европу. В это время одной конницей было не обойтись. Нужна была пехота. И тогда они создали "новое войско" (янг чарик) -то, что у нас называется янычары. Войдя в Европу, на Балканский полуостров, турки стали брать у завоеванных болгар, македонян, сербов и греков дань мальчиками от 7 до 14 лет. Мальчиков обращали в ислам, очень хорошо кормили, обучали: богословию, так сказать, закону Божьему – закону Аллаха, потом – военному делу и делали из них пехоту." - http://gumilev.limarevvn.ru/tyr.htm
Получив выход к Средиземному морю в 1437 году, османы начали осваивать морские просторы.
"На флот набрали авантюристов по всему Средиземному морю. Это были итальянцы, и греки, и берберы. Приезжали, понимаете ли, и датчане, норвежцы, которые нанимались в турецкий флот и переходили в мусульманскую религию. И они образовали корсарский, пиратский флот на Средиземном море, который свирепствовал так, что Испания дрожала, Франция еле-еле держалась, берега Италии постоянно подвергались нападениям, и плаванье по Средиземному морю было делом сложным. До 19 века существовали эти корсарские города-пираты, базировавшиеся на Тунисе, Алжире…Испанский, венецианский, папский флот терпел поражение от этих головорезов. Вот так создался османский этнос, с турецким языком в основе, из совершенно разнообразных субстратов. Объединяющим здесь была военная служба, государственная служба и политическое подданство при обязательной вере в ислам. Во время своих походов они набирали огромное количество невольниц, которых делали своими женами, а их дети от разных невольниц пополняли армию. Сами себя они называли не турки, а муслим (мусульмане). Мы их называем османами (турки-османы). А турками считалось туркменское население внутренней части Малой Азии, где было два или даже три мусульманских государства, завоеванное этими османами довольно поздно в 15 веке. Причем, надо сказать, что настоящие турки, сопротивлялись этому завоеванию со страшной силой. И когда их подчинили, то тоже заставили служить в войске, но в качестве неполноправных, легковооруженных вспомогательных воинов – акинджи." -http://gumilev.limarevvn.ru/tyr.htm
В XVI—XVII веках Османская империя достигает наивысшей точки своего влияния. Под её владычеством находиться большая часть Юго-Восточной Европы, Западная Азия и Северная Африка[8].
Основное население Османской империи - около 90% составляли завоеванные христианские народы.
"Чтобы упрочить свое владычество над покоренными народами, Порта и правящая верхушка Османской державы прибегали к различным мерам социально-экономического и демографического, этнокультурного характера. Уже в ходе османских завоеваний был нанесен громадный ущерб балканским народам, потерявшим свою самостоятельную государственность; разгром многих городов, опустошение различных местностей, увод в рабство или истребление непокорного населения имели самые отрицательные последствия для судеб южных славян, греков, албанцев. Установление прочного османского господства и жестокое подавление любого сопротивления на долгие века задержало социально-экономическое и культурное развитие подвластных Порте народов.
Для создания на Балканах надежной опоры Порта проводила политику последовательной исламизации и ассимиляции покоренного христианского населения. Одним из главных средств при этом было переселение в Европу из Малой Азии турок - горожан, крестьян (прежде всего кочевников-юрюков), поселявшихся в удобных местностях, оттесняя и изгоняя местных жителей; такой тюркской колонизации содействовали депортации (высылки) христиан (греков, славян) из некоторых городов и областей в Азию, в тюркскую этническую среду, где они затем постепенно сливались с турками.
Еще более важную роль играл курс на постоянную исламизацию представителей разных слоев балканских народов, исповедовавших христианскую веру. Особенно тягостным и позорным был сохранявшийся до XVII в. "налог кровью", т. е. насильственный отбор юношей, которые затем обращались в ислам и становились фанатичными защитниками Порты; из числа таких "потурченцев" в значительной мере пополнялся янычарский корпус, придворный аппарат.
Гораздо больше было таких "новых мусульман" среди мелких и средних феодалов-христиан, городских ремесленников и купцов, которые вливались в исламскую тюркскую среду в результате так называемой добровольной исламизации - в действительности вынужденного обращения в мусульманскую веру из-за желания сохранить свое имущество, права, а нередко и жизнь. Эта повседневная "добровольная" исламизация обусловливалась полной приниженностью, неполноправностью немусульманского населения: вся османская администрация и суды были исламскими, тюркскими, военные и гражданские чиновники - мусульманами, турками (за исключением лишь низшей, сельской администрации и представителей городских цехов христиан-ремесленников и купцов). Точно так же были неравноправны с мусульманской религией и созданные Портой, ею официально признанные и используемые в своих целях миллеты - религиозные общины (христиан - православных и католиков, евреев и армяно-григорианской церкви). Опираясь на верхушку этих немусульманских миллетов, прежде всего высшее греческое духовенство, Порта добивалась покорности подвластного балканского населения." - Балканские народы под властью Османской империи в XVI - первой половине XVII в. (Наумов Е.П.)
В результате такой политики многие южные славяне, армяне, иудеи, греки принимают Ислам и ассимилируются.
"К началу XVII в. удельный вес мусульман-горожан в балканских владениях Порты достиг более 60%, что было вызвано интенсивной турецкой колонизацией и "добровольной" исламизацией". - Балканские народы под властью Османской империи в XVI - первой половине XVII в. (Наумов Е.П.)
Очень часто на форумах курдов пытаются преподнести как ущемленное османами народ, в действительности курды были привилегированным народом и освобождались от многих налогов. Курды, как и арабы принимали активное участие в исламизации населения империи.
Как это не парадоксально, но самым ущемленным народом, наряду с христианскими народами, которых заставляли либо принять Ислам, либо платить налог – Джазию, оказались сами туркмены-турки.
Как пишет французский путешественник XVIII века М. Гюэ - турок значит "грубый", "неотёсанный" и на вопрос "турок он или нет?" османец отвечает — мусульманин.
"Турками" именовали тюркоязычных крестьян Анатолии, с оттенком невежественности (напр. kaba türkler "грубые турки"). "Образованные люди не называли себя турками" - А. В. Муравьёв — российский историк-востоковед, религиовед.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, также отмечает, что "в научной литературе давно уже утвердилось за европейскими турками название османов или, лучше, "османлы", сами османы [В западноевропейской литературе их называют оттоманами.] даже не любят, чтобы их называли "турками", считая этих последних людьми грубыми и необразованными"
Сами османские султаны будучи туркменами – турками называли себя румами, т.е. византийцами (греками).К концу 17 века Османская империя, проиграв битву при Вене начинает ослабевать (1683 г.).
В 18-19 вв. в результате постоянных войн с Российской империей, Персией, европейскими государствами и т.д., а также постоянных восстаний порабощенных христианских народов империя начинает терять свои территории и к середине XIX века превращается в "больного человека Европы".
В 1908 - 1909 г. Происходит младотурецкая революция, в результате которого свергают султана Абдул-Хамида II и к власти приходят турецкие националисты. Впервые они провозглашают лозунг "Турция для турок!", хотя еще в конце XIX века, когда некоторые представители младотурков, расположились в Париже, их спросили к какой нации они принадлежат, они вначале ответили "Мы мусульмане", и только после того, как им пояснили, что Ислам — это религия, они ответили "Мы османы". Им пояснили, что это не нация, но совершенно немыслимо для них было сказать, что они турки."
Младотурки, когда-то выдвигавшие лозунги "о национальном равенстве", теперь стали разжигать в стране национальную рознь и, вопреки собственным обещаниям периода революции, выступили в роли душителей национально-освободительного движения нетурецких народов. Младотурецкая буржуазия по своей классовой природе не могла быть сторонницей равноправия народов. Она стремилась, с одной стороны, сохранить и пропагандировать идеи "османизма", чтобы разоружить народы, ведущие борьбу за свой национальный суверенитет, а с другой — разрабатывать идеологию пантюркизма — оголтелого шовинизма и расизма, чтобы подготовить "свой", турецкий народ к продолжению захватнической политики султанов." - http://biofile.ru/his/2909.html
Турецкий автор Эмре Конгар пишет: "Турецкий национализм —последнее национальное течение, возникшее с запозданием в период распада империи. Хозяева империи, то есть турки, увидев её распад и осознав, что государство, которым они управляют — это империя, возникшая на чужих территориях и с чужим населением, возможно, осознали себя именно как турки. Понятия турецкая нация, турецкая родина, турецкий язык и турецкая культура—всё это возникло в те времена и получило своё развитие".
Проиграв в итало-турецкой и Балканской войнах и потеряв вновь часть своих территорий, в 1914 г. Османская империя вступает в Первую мировую войну на стороне Германии, которая становиться для нее полным крахом. По Севрскому мирному договору 1920 г. Турция теряет Аравийский полуостров и другие территории, а также должны были создаваться две независимые государства Курдистан и Армения.
Заключенный Севрский мирный договор был воспринят как оккупационный и в Османской империи началась революция. Этот период принято отмечать как период двоевластия в империи – наряду с официальным султанским двором, вынужденно пошедшим на сотрудничество с западными государствами и власть Великого национального собрания. Председателем Собрания стал Кемаль, который одновременно был и главой оппозиционного правительства. Кемаль получивший в дальнейшем фамилию Ататурк (Отец турков) начинает войну за независимость. Для этого он активно переманивает на свою сторону курдских беков, обещаниями, что давайте освободим нашу землю от оккупантов и создадим свободное государство турков и курдов, и также как тысячу лет живем вместе в мире и братстве, так и будем жить. Есть сотни фотографий и других доказательств посещения Кемалем курдских беков. В результате этого обмана курды активно включаются в войну.
Война за независимость завершается возвращением Восточной Фракии, Смирны и других территорий, отторгнутых Севрским мирным договором.
1 ноября 1922 года Великое национальное собрание Турции принимает закон о разделении султаната и халифата, при этом султанат упраздняется.
В июле 1923 года был подписан Лозаннский мирный договор, определяющий границы нынешней Турции, и на котором курдская делегация отказалась от создания собственного государства.
29 октября 1923 была провозглашена Турецкая республика, и Ататюрк, стал её первым президентом.
После распада Османской империи курд вновь становиться курдом, туркмен – туркменом, араб – арабом, а вот горючая смесь потомков исламизированных и отуреченных армян, греков, славян, евреев, а также потомки янычар и европейских пиратов начинают называть себя анатолийскими турками.
Согласно энциклопедии Эфрона и Брокгауза, предками турков были "урало-алтайские племена", но из-за массы переселенцев других национальностей они давно утратили аутентичность, и теперь турки — это потомки греков, болгар, сербов, албанцев и армян. Такие же сведения дают и генетическое исследование анатолийских турков - от 3,6 до 9% турок имеют тюркские гены. Вопрос происхождения анатолийских турок заинтересовал и турецкого этнографа Махтурка. "Он поехал в Среднюю Азию и на Алтай, чтобы найти там родственные туркам национальности, отыскать общие сказания, одинаковые элементы в узорах и на одежде, общие ритуалы. Он забирался в глухие аулы и отдаленные стойбища, но ничего не нашел.
Более того, его удивило, что антропологически люди в Средней Азии сильно отличаются от турок. И тогда у профессора возникла теория, что официальная история приукрашает реальность, и в XII веке тюркские племена начали свою миграцию из-за бескормицы. Они двинулись сначала на юго-восток, а затем в Иран и в Малую Азию.
Этнограф отметил, что чистокровные турки есть в Турции до сих пор, они сохранили монголоидную внешность и компактно проживают всего в нескольких районах страны". - http://smi2.mirtesen.ru/blog/43630065523/Kto-takie-
turki-na-samom-dele
"Лишь после кемалистской революции общим самоназванием турецкого народа стал этноним турки. Точнее, официальным этнонимом стало слово "тюрки" ("тюрклер"), а для уточнения, что речь идет именно о турках, стали употреблять словосочетание "турецкие тюрки", "тюрки Турции" ("Тюркие тюрклери").
И турецкий язык сравнительно недавно стал общенациональным языком всего турецкого народа. В османский период у турок имелись три языка. Был османский ("османлыджа") – официальный и литературный язык с письменностью, основанной на арабо-персидской графике, с преобладанием в лексике арабских и персидских слов. Был турецкий (тюркский) – разговорный язык крестьянства и городской бедноты. И был арабский – язык религии, язык исламского образования и учености". - http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43764237162/
Iz-etnicheskoy-istorii-turok
Османский язык на 80-85 % состоял из иранских и арабских слов.
После провозглашения республики, Турция отказывается от арабской вязи и по приказу Мустафы Кемаля внедряется латинский алфавит с некоторыми дополнительными буквами. "После внедрения латиницы открылись возможности для более глубокой языковой реформы. Мустафа Кемаль основал лингвистическое общество. Оно поставило себе задачей уменьшить и постепенно удалить арабские и грамматические заимствования, многие из которых закрепились в турецком литературном языке.
Радикалы из лингвистического общества были также настроены против арабских и персидских слов как таковых, даже если они составляли значительную часть языка, на котором каждый день говорил турок. Общество готовило и публиковало список чужеродных слов, осуждённых на выселение. А тем временем исследователи собирали "чисто турецкие" слова из диалектов, других тюркских языков, древних текстов, чтобы найти замену. Когда ничего подходящего не находили, изобретали новые слова. Термины европейского происхождения, столь же чуждые турецкому языку, не подвергались гонениям, и даже импортировались, чтобы заполнить пустоту, создавшуюся после отказа от арабских и персидских слов". - http://turtsiya.takustroenmir.ru/a_turtsiya&reformi-atatyurka&5.htm.
Таким образом "в турецкий язык вошло много слов из западноевропейских языков, из интернациональной лексики" - http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43764237162/Iz-etnicheskoy-istorii-turok"
В то же время попытка отделиться от тысячелетнего культурного наследия вызывала скорее обеднение, чем очищение языка. В 1935 году новая директива остановила на некоторое время изгнание привычных слов, восстановила какую-то часть арабских и персидских заимствований". - http://turtsiya.takustroenmir.ru/a_turtsiya&reformi-atatyurka&5.htm
Очень интересно и происхождение самого Ататурка. Мать Ататурка была еврейкой. "Доподлинно неизвестно происхождение его отца, некоторые источники утверждают, что его предки были турками-переселенцами из Сёке, другие настаивают на балканских (албанских или болгарских) корнях Ататюрка, в семье говорили по-турецки и исповедовали ислам, хотя среди противников-исламистов Кемаля в Османской империи было распространено мнение, что его отец принадлежал к иудейской секте дёнме, (буквально — отступники) — каббалистическая секта, вышедшая из иудаизма,) одним из центров которой был город Салоникё" - https://ru.wikipedia.org/wiki/Ататюрк,_Мустафа_Кемаль.
Истребив и изгнав остатки не исламизированного и не отуреченного христианского населения Анатолии (геноцид армян, греков, ассирийцев), Турция начала истребление курдов, так как курды оставались единственным крупным нетурецким этносом.
"В ходе войны за независимость Ататюрк давал курдам обещания национальных прав и автономии, чем и приобрёл их поддержку. Однако немедленно после победы эти обещания были забыты. Образовавшиеся в начале 1920-х годов курдские общественные организации (такие, как в частности общество курдских офицеров "Азади", Курдская радикальная партия, "Курдская партия") были разгромлены и объявлены вне закона." - https://ru.wikipedia.org/wiki/Ататюрк,_Мустафа_Кемаль
В 1925 г. Великое национальное собрание Турции запретило курдский язык, курдскую национальную одежду, курдские песни и сами курды были объявленными "горными турками", "по неизвестной науке причине забывшими свою турецкую идентичность." Слова "курд" и "Курдистан" были изъяты из учебников. Книги на курдском языке конфисковывались и сжигались.
В 1934 году был принят "Закон о переселении" (№ 2510), по которому министр внутренних дел получил право изменять местожительство различных народностей страны в зависимости от того, насколько они "адаптировались к турецкой культуре". В результате тысячи курдов были переселены на запад Турции; на их место заселялись боснийцы, албанцы и прочие".
В ответ на репрессии со стороны государства начались курдские восстания. Наиболее крупными из которых были восстание Шейх Саида в 1925 г., Араратское восстание 1927—1930 годов во главе с полковником Ихсаном Нури-пашой, провозгласившим в Араратских горах Араратскую курдскую республику, Дерсимское восстание 1936 году в районе Дерсим и другие. Но все эти восстания были потоплены в крови.
В 1991 году в Турции был снят запрет на курдский язык и ношение курдской одежды, а в 2012 г. курдам было разрешено преподавать курдский язык в качестве факультативного предмета в школах. Но к сожалению, и сегодня в Турции официально нет ни одного курда, а есть, правда уже не горные турки, а турки с курдскими корнями, хотя сами турецкие политики говорят о 20 млн курдах.
Материал подготовил Анаре Барие Бала (Зердеште кал)
Теги: Анаре Барие Бала