По мере завершения основной фазы боевых действий с бандформированиями радикальных исламистских группировок все более остро встает вопрос о дальнейших целях пребывания иностранных военных на территории Сирии. До последнего времени это объяснялось необходимостью борьбы с силами международного терроризма. Но вот "Исламский халифат" разгромлен, его столица г.Ракка освобождена, остатки боевиков ИГИЛ ищут убежища в других странах.
Вторая по значению террористическая группировка "Джабга ан-Нусра" заметно снизила свою активность, сменила название на "Джабга Фатх аш-Шам". Сохранившиеся "джихадисты" рассредоточились в основном в провинции Идлиб и пригороде Дамаска Восточная Гута. Поскольку в этих районах дислоцируются отряды, так называемой, умеренной оппозиции и проживает значительное число мирных жителей, они объявлены зонами деэскалации, где должен соблюдаться режим прекращения огня.
Большую часть сирийско-турецкой границы и три северных кантона (Африн, Кобани и Камышлы) контролируют отряды курдских ополченцев "Партии демократического союза" (ПДС), северо-восточные районы (провинцию Ракка, восточный берег реки Евфрат) взяли под контроль отряды "Демократического альянса" при поддержке спецназа и армейской авиации США.
За годы семилетней войны с оппозицией и противостояния "джихадистам" ряды сирийской регулярной армии заметно поредели (потери в боях, дезертирство, переход целых частей и подразделений на сторону оппозиции). Численность ВС Сирии сегодня никто назвать не может, но можно предположить, что она составляет всего несколько десятков тысяч человек. Уровень их боеготовности и боеспособности желает быть лучшим. Естественно, что такое войско не способно вести наступательные операции и взять под контроль государственные границы и всю территорию страны.
Чтобы компенсировать ущербность такой ситуации, главные спонсоры Дамаска в лице иранских аятолл не только взяли на содержание семью Асада, его госаппарат и армию, но вынуждены были создать, так называемый, шиитский иностранный легион. В это войско вошли воинские части КСИР Ирана, отряды ливанской группировки "Хизбалла", наемники и добровольцы из Афганистана, Пакистана, Йемена и Ирака. Каким-то образом в Сирии оказалась и запрещенная законодательством России ЧВК "Вагнера". По оценкам, эта шиитская армия и ЧВК насчитывают до 80 тыс. человек.
По указанию из Тегерана иракские шиитские формирования "Хашд аш-Шааби" пытались 20 февраля т.г. войти в город Африн, якобы для поддержки курдских ополченцев ПДС в борьбе с турецкими захватчиками. Создалась реальная угроза прямого боестолкновения проиранских и турецких вооруженных сил. При первых же залпах турецкой артиллерии эта колонна шиитских наемников развернулась в обратном направлении и позорно покинула Африн. Несмотря на продолжающиеся просьбы ПДС о помощи, правительственные войска Сирии в эту провинцию пока не прибыли, то ли по причине отсутствия у Дамаска необходимых резервов, то ли из-за нежелания Асада вступать в боестолкновения с турецкими войсками. Не исключено, что Дамаск выжидает полного разгрома курдских ополченцев, чтобы потом договориться с Анкарой о разделе сфер влияния в провинции Африн. Опыт предыдущих военных авантюр турецкого руководства показывает, что турки, захватив чужую территорию, уже ни под каким предлогом ее не оставляют. Так и в Африне, еще не установив контроль за большей частью провинции, Анкара насаждает новые органы власти из числа протурецких, арабо-суннитских или туркоманских представителей, на них же возлагается выполнение полицейских функций и совместная с турецкими властями охрана госграницы.
В какой-то мере аналогичной выглядела предпринятая в ночь с 7 на 8 февраля попытка наступления наемников ЧВК "Вагнера" на восточном берегу Евфрата под Дейр эз-Зором. Нападение на позиции курдских ополченцев и попытка взятия под свой контроль нефтеперерабатывающего завода на восточном берегу Евфрата закончилась ответным массированным ударом авиации и артиллерии ВС США. Наемники и поддерживающие их вооруженные боевики понесли значительные потери и вынуждены были в панике отступить.
Эти два эпизода послеигиловского противостояния в Сирии показывают, что Тегеран пытается компенсировать военную импотенцию режима вовлечением в открытые вооруженные конфликты наемников, что чревато новыми, ничем не оправданными, жертвами среди местного населения. Курды Африна и курды на восточном берегу реки Евфрат являются полноправными гражданами САР. Дамаску следовало бы защитить их от турецкой военной агрессии и от банды "Вагнера" и провести с ними на равных переговоры о будущем государственном устройстве Сирии. Курды могли бы не только надежно защищать часть госграниц страны, но и стать посредниками в межарабских конфликтах суннитов и алавитов и способствовать созданию коалиционного правительства. Примерно такую роль играют христиане (марониты) в Ливане, где сохраняется довольно хрупкий баланс суннитских и шиитских политических сил. Велика роль и иракских курдов в деле сохранения иракского государства. С сирийскими курдами не надо воевать, ведь они неоднократно заявляли, что готовы сотрудничать с любыми властями в Дамаске при условии гарантий их законных прав и свобод в новой конституции страны.
Казалось бы, это аксиома, но региональные хищники в лице руководств Ирана и Турции намерены воевать в Сирии до последнего сирийца или курда. Тегеран и Анкара едины в своем стремлении разгромить курдское национальное движение в регионе. Они панически боятся, что примеру иракской и сирийской курдских автономий могут последовать турецкие и иранские курды. Эрдоган и Хаменеи хотели бы посадить в Дамаске свое марионеточное правительство или хотя бы сохранить контроль за частью территории этой страны. Мир в Сирии им не нужен.
Настало время ставить вопрос о выводе из Сирии всех иностранных военных формирований, в первую очередь, Турции и Ирана, а затем США и РФ. Любая миротворческая операция здесь возможна лишь под эгидой ООН. Демилитаризация страны – ключ к продолжению межсирийского диалога в Женеве. Сегодня становится все более очевидным, что Эрдоган и иранские аятоллы рвут Сирию на части и провоцируют все новые боестолкновения и междуусобицу. Привлекать Анкару и Тегеран к спасению оставшегося в стране сирийского народа (менее 50 % довоенной численности), это все равно, что поручать гиене и шакалу спасать раненую лань.
Эксперт по Ближнему Востоку Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Сирия, Исламское Государство, Джебхат ан-Нусра, Сирийский Курдистан, PYD, Сирийские Демократические Силы, США, армия Сирии, Иран, армия Ирана, шииты, Хашд аш-Шааби, сунниты