Встреча глав государств России, Ирана и Турции в Тегеране 7 сентября по вопросу ситуации в сирийской провинции Идлиб, как и любая другая попытка координации усилий на этом направлении, должна бы только приветствоваться. Но сохраняются большие сомнения в результативности этой встречи. Скорее всего, это станет лишь очередной "сверкой часов" или высказыванием разных точек зрения. Общеизвестно, что позиции руководств РФ, Ирана и Турции в целом по ситуации в Сирии и, в провинции Идлиб, в частности, заметно расходятся, если не сказать – диаметрально противоположны. Иранские аятоллы подталкивают Асада к силовому решению проблемы Идлиба. Они бы хотели зачистить этот район не только от радикальных исламистских группировок арабов-суннитов и туркоман, но и заодно расправиться с силами вооруженной оппозиции. Новые жертвы среди мирного населения и масштабные разрушения жилого фонда и инфраструктуры Сирии Тегеран не волнуют. Главным для теократического режима Хаменеи/Роухани остается расправиться с политическими противниками Асада и любой ценой сохранить свое военное присутствие в этой стране. Иранские власти готовы воевать в Сирии до последнего сирийца-суннита.
Эрдоган, в свою очередь, высказывается категорически против новой военной операции в Идлибе сирийских правительственных войск и шиитских иностранных наемников (КСИР Ирана, ливанская "Хизбалла", иракские милицейские формирования "Хашд аш-Шааби", боевики из Афганистана, Пакистана, Йемена). Он высказывает опасения по поводу возможной массовой гибели мирного населения и нового неуправляемого потока беженцев в Турцию. Эрдоган считает целесообразным в соответствии с ранее достигнутым в Астане соглашением сохранить эту зону деэскалации и продолжить мирные переговоры между Дамаском и оппозицией.
Анкара тем самым стремится не допустить окончательного разгрома вооруженной оппозиции в Сирии и обращается по этому вопросу за помощью и содействием в ООН, к руководствам США и стран ЕС. Эрдогана устраивает фактическая оккупация турецкими войсками северо-западных районов Сирии и создание на этом плацдарме альтернативных правительству Асада органов власти и новой армии из числа протурецко настроенных сирийцев. В провинции Идлиб также имеются блок-посты и патрули турецких военных. Турецкие власти считают, что рано или поздно к власти в Дамаске придет дружественное Анкаре правительство арабо-суннитского большинства.
Кремль пытается "примирить непримиримое" и призвать Анкару и Тегеран к консенсусу по судьбе Идлиба и в целом, по ситуации в Сирии. Однако, как представляется, судьбу провинции Идлиб должны все же решать не в Анкаре, Тегеране и даже не в Москве, а в Женеве или Астане за столом переговоров сами сирийцы. Пора бы возобновить диалог между силами внешней и внутренней оппозиции и правительством Асада. Хорошо бы подключить к этому процессу и сохраняющих нейтралитет в гражданской войне сирийских курдов. В случае тупиковой ситуации во внутрисирийском диалоге, было бы оправданным инициировать проведение в Сирии масштабной миротворческой операции в формате ООН. Пока в этой стране будут оставаться иностранные войска (Ирана, его сателлитов, Турции, РФ и США) мира в Сирии и условий для возвращения миллионов беженцев и перемещенных лиц достигнуть вряд ли удастся. Только сами сирийцы самостоятельно или с помощью структур ООН могли бы остановить эту бессмысленную и беспощадную бойню с применением тяжелых видов оружия. Правительственные войска и вооруженная оппозиция на данном этапе вполне способны самостоятельно покончить с остатками террористических группировок типа "Исламское государство" и "Джабга ан-Нусра" (запрещены в РФ). Нужды в пребывании на территории Сирии десятков тысяч иностранных военных контингентов и наемников нет. Войска Ирана, их шиитские сателлиты, ВС Турции своим вмешательством во внутренние дела Сирии лишь провоцируют новые вооруженные столкновения в этой многострадальной стране.
Эксперт по проблемам Ближнего Востока Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Сирия, Идлиб, Россия, Иран, Башар Асад, сунниты, шииты, КСИР, Хизбалла, Реджеп Тайип Эрдоган, Али Хаменеи, Хасан Роухани, ООН, Исламское Государство, Джабга ан-Нусра