В ответ на обвинения Дамаска в агрессивных действиях и оккупации турецкими войсками северных районов Сирии, Эрдоган вновь вытащил на свет давно устаревшее сирийско-турецкое Аданское соглашение 1998 года, которое якобы позволяет ему вторгаться на территорию Сирии на глубину до 5 км для борьбы с отрядами турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК). В Москве также проявили интерес к этому архивному документу.
Следует учитывать, что за истекшие после подписания упомянутого соглашения 20 лет ситуация вдоль сирийско-турецкой границы коренным образом изменилась. Сирийское руководство уже с 1998 года отказалось от поддержки турецкой РПК и ее сторонников среди сирийских курдов. Лидер РПК А.Оджалан был выдворен из САР и позже оказался в турецкой тюрьме, где отбывает пожизненный срок. Сама организация оказалась раздробленной, турецкие спецслужбы взяли ее деятельность под плотный контроль. В руководстве РПК стало больше этнических турок-провокаторов, чем курдов.
Еще во времена правления Хафеза Асада баасистские власти Сирии развязали очередную волну репрессий против своих курдов (сотни тысяч из них были лишены гражданства, десятки тысяч брошены в тюрьмы и лагеря, запрещены все курдские партии и организации, как и обучение и общение на курдском языке, из приграничных с Турцией районов курдов депортировали в малопригодные для жизни пустынные районы, на их место заселяли арабские семьи и т.п.). То есть, предлог или повод для вторжения турецких войск в Сирию и проведения там трансграничных операций уже тогда был полностью исчерпан.
Сегодня северо-западные районы Сирии и примерно 400 км турецко-сирийской границы контролируют турецкие войска, которые вторглись туда в 2016-2018 гг. в результате двух масштабных военных операций и не на глубину в 5, как это предусмотрено Аданским соглашением, а в 100 и более километров (гг. Идлиб, Африн, Манбидж).
Северо-восток Сирии пока остается под контролем курдских ополченцев при поддержке ВС США. За все время гражданской войны сирийские курды ни разу не пересекали турецкую границу и не осуществляли каких-либо враждебных действий по отношению к Анкаре. Также они сохраняли нейтралитет во внутрисирийском вооруженном конфликте и лишь защищали свои территории от боевиков ИГИЛ, пополнение которым перебрасывалось в основном из Турции.
Тем не менее, Эрдоган продолжает размахивать жупелом террористической угрозы, якобы исходящей с северо-востока Сирии. Он пытается убедить Москву, Вашингтон и все мировое сообщество в том, что ведущая сила сирийских курдов – Партия демократического союза (ПДС) тесно связана с РПК, и поэтому с ней нужно бороться как с террористической группировкой. Не исключено, что эта грязная пропагандистская кампания преследует целью обелить самого Эрдогана и его окружение, которые в 2012-2016 гг. превратили Турцию в транзитный коридор и базу радикальных исламистов. Через территорию Турции десятки тысяч джихадистов со всего мира отправлялись на войну в Сирию и Ирак, в Турции они проходили обучение, лечение и вооружались. Эрдоган и его родственники торговали с ИГИЛ нефтепродуктами и другими товарами, осуществляли массовую нелегальную миграцию беженцев в страны ЕС. И сейчас турецкие власти поддерживают в Сирии не только вооруженную оппозицию и бандформирования туркоманов, но и десятки террористических группировок исламистов в Идлибе, Алеппо, Африне и других районах Сирии. На базе оппозиционной Свободной сирийской армии (ССА) и исламистов на северо-западе Сирии Анкарой создаются новые органы власти, спецслужбы и полиция.
Эрдоган не устает повторять, что эти земли он Асаду никогда не вернет и в ближайшее время продолжит движение своих войск от г.Манбидж на северо-восток Сирии, чтобы создать буферную зону по всей протяженности турецко-сирийской границы. О глубине своего нового вторжения в Сирию Эрдоган пока не распространяется, но явно не собирается ограничиваться 5 км Аденского соглашения. Якобы, Анкара и Вашингтон договаривались о 35-километровой буферной зоне на севере Сирии, но всем известно, как Эрдоган придерживается подобных договоренностей. Москва также всерьез рассматривает турецкое предложение, однако хотела бы, чтобы эту буферную зону контролировали турецкие и сирийские правительственные войска. Вряд ли Эрдоган пойдет на какие-то договоренности с Дамаском, ведь он по-прежнему считает Асада "убийцей сирийского народа" и нелегитимным президентом. Как заявляют в Анкаре: "Пока Асад у власти, мира в Сирии не будет".
Не учитываются и другие сложности с возможным реанимированием Аданского соглашения. Так, Асаду надо вначале договориться с лидерами курдских ополченцев, чтобы они пропустили правительственные войска на границу с Турцией, но окружение Асада и его иранские спонсоры категорически против каких-либо переговоров с курдами. Они предпочитают разоружение курдских ополченцев силой.
Непросто и чисто технически осуществить вывод на границу с Турцией сирийских правительственных войск. Дело в том, что в распоряжении Асада их явно недостаточно, едва хватает на контроль за Дамаском, районами компактного проживания алавитов и центральной частью страны. 80-ти тысячный иностранный шиитский корпус (КСИР Ирана, "Хизбалла", шиитские наемники афганцы, пакистанцы, иракцы, йеменцы, другие) вряд ли можно будет задействовать в охране сирийско-турецкой границы. Да и в этих пустынных и горных районах нет соответствующей инфраструктуры, военнослужащим будет просто негде размещаться. Доверять же курдам охрану госграницы, как это сделано в соседнем Ираке, Асад не спешит.
В целом, есть серьезные основания полагать, что под предлогом реанимации Аданского соглашения и усиления борьбы с террористами в лице ПДС, Эрдоган намерен нанести очередной удар по курдскому национальному движению в регионе, взять под свой контроль все северные районы Сирии и с этого плацдарма оказывать военно-политическое давление на Дамаск. Настоящие же террористы еще долго будут активно использоваться Анкарой и ее союзниками в Эр-Рияде, Аммане и других столицах региона для дестабилизации ситуации в контролируемых правительством Асада и его иранскими союзниками районах САР.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН
Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Сирия, Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, Аданское соглашение, Турецкий Курдистан, РПК, Абдулла Оджалан, Сирийский Курдистан, Идлиб, Африн, Манбидж, США, армия США, Исламское Государство, Россия, PYD, Свободная сирийская армия, Башар Асад, армия Сирии, Иран, КСИР, Хизбалла