Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Езидизм и Зороастризм: сходства и отличия

Просмотры9023Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2020-04-17
Езидизм и Зороастризм: сходства и отличия

С начала  XXI столетия в мире наблюдается рост интереса к истории и религии езидской общины и делаются попытки их нового переосмысления. Предметом настоящего исследования являются езидизм и зороастризм, которые в современной науке в зависимости от мировоззренческой позиции разных авторов имеют разное представление. Уже много лет ведутся полемики, что езиды это зороастрийцы, другие утверждают, что езиды это самостоятельная община и никак эти религии не связаны. На самом деле история езидизма и зороастризма настолько тесно взаимосвязана, что невозможно изучать езидизм не знакомясь с зороастризмом и наоборот. Чтобы лучше познать собственно зороастризм, его корни, его основные богословские предпосылки, нужно внимательно изучать езидские священные гимны, которые стали основой священного писания зороастрийцев – Авеста, и которая во многом построена на принципах езидского вероучения. При анализе не только зороастризма, но и всех известных миру древних индоиранских религии, таких как митраизм, зурванизм, манихейство, маздакизм, ведизм и других, легко заметить, что по своей сущности они во многом схожи с езидизмом, имеют идентичную мифологию, символы и ритуалы, названия некоторых божеств и мифических героев. Подобно тому, как христианство и ислам зародились в лоне иудаизма, эти все иранские религии теснейшим образом связаны с езидизмом, влияние которого на эти культы было основополагающим. 

Согласно езидизму, религия берет начало со дня Сотворения Богом человека и непрерывно существует до наших дней. В его священных писаниях говорится, что сначала Бог создал семь ангелов и назначил Малика Тауса верховным ангелом; затем при помощи ангелов сотворил мир – Землю, Небосвод, Солнце и Луну; после чего, Бог создал Адама и Еву, и из плоти Адама создал Бин Сефара. От Адама и Евы произошли 72 народа, а от Бин Сефара община езидов; назначил Малик Тауса  покровителем езидской общины и ниспослал через него езидам священные гимны. В предисловии к священной книге езидов "Джелва" говорится: "И послал Бог в этот мир, Малик Тауса, чтобы он отделил свою избранную общину и доставил ей истину познания, и освободил ее от страха и заблуждений. Это было сделано сначала изустно, с глазу на глаз, затем посредством этой книги, которая называется Джелва, и чтение которой не дозволено для тех (людей), которые стоят вне этой общины". В другой священной книге езидов "Черная Книга", написанной в XII веке говорится: "До появления Христа в этом мире мы имели одну (монотеистическую) религию, которую другие называют идолопоклонством. Евреи, христиане и мусульмане причинили вред нашей религии. Иранцы тоже".  

Если верить езидской мифологии, то езидизм существует вечно и является  первоисточником по отношению не только к зороастризму, но и к другим мировым религиям. Согласно езидской версии Зороастр (курд.Зардашт) был езидом, а зороастризм является ответвлением от езидизма. В частности, в книге езидского шейха Хасана, написанной в 1246 году, говорится: "Зердашт родился в стране Дасин, в месяце апрель в среду, в деревне Дрин в южной части горы Маклуб. Он прошел обряд омовение в Святом источнике Святыни Лалиш. Сначала он занимался совершенствованием езидизма, но затем под влиянием некоего священника по имени Арджас, изменил свое отношение к езидизму и на основе езидской священной книги "Джелва" развил новую религию – зороастризм.   Зороастр выступил против  замкнутой системы езидизма, предложил реформировать религию и открыть доступ для посвящения не только по рождению, но и всех желающих. По его мнению, это было необходимо для того чтобы увеличить численность верующих и усилить общину за счет привлечения новых адептов. Его идея вызвала гнев высшего духовенства, которые считали езидов избранным народом и были сторонниками просвещения и совершенствования исключительно людей по рождению от отца и матери езидов. Зороастр был объявлен предателем веры и изгнан из общины. Потерпев неудачу в своей миссии среди соплеменников, Зороастр обратился к другим народам и был принят как пророк сначала среди многих инородцев, а затем стал приобретать популярность и среди своих бывших единоверцев.  

Согласно езидскому учению, у Бога 1001 имя (имеется ввиду множество имен), одно из которых [Азда – Ez da – Ezdae min], что в переводе с курдского значит [мой создатель]. От самоназвания [Азда] происходит название религии [Аздаи или Аздаизм] – современное Езидизм, а в Авесте получило название [Маздаизм]. В некоторых источниках зороастризм часто ошибочно сопоставляется с  маздаизмом. На самом деле это одна и та же религия, название зороастризм дано греками, традиционное название зороастризма  на авестийском языке [маздаизм], на древнеперсидском языке пехлеви [маздасн], а последователи этой религии в Авесте называются [маздаясна], что  означает – почитающий Бога. Сам Зороастр новую религию называл "Бадини", что означает "Благая вера". 

То, что аздаизм-маздаизм предшествовал зороастризму, признают и сами последователи зороастризма: "Поскольку как до, так и после зороастризма последователей религии называют "маздаясни", то Заратуштра был реформатором предшествующей ему религии маздаясни, а не основателем новой религии. В свое время Заратуштра использовал предыдущие концепции или возможно, его последователи включили элементы предыдущей религии  в зороастризм, так как учение Заратуштры в разное время было достаточно разным, и постоянно менялось, так как он изначально испытывал большие трудности с тем, чтобы заставить других слушать его. Есть и другие причины предполагать, что Заратуштра был реформатором. Его последняя концепция "маздаясни" сильно отличалась от предыдущих концепций, обозначаемых как "маздаясни". Есть объяснение этим утверждениям: "Маздаясни" в переводе прямо означает поклонение Богу, а не название религии. Форма и доктрина поклонения до Заратуштры сильно отличались от той, которую проповедовал Заратуштра, точно так же, как современные религии, исповедующие поклонение Богу, то есть поклоняющиеся Богу, радикально отличаются. Считается, что "Мазда" – это авестийское имя Бога, а не замена Бога – иное предположение может привести к неверным выводам. Мазда или Бог, на протяжении веков может иметь разные имена, также как и слово "Бог" может меняться на разных языках. 

Ахура Мазда, которого пророк Зороастр провозгласил единым Богом, не был идеей Зороастра, он существовал и до проповеди пророка. Ахура Мазда не означают одно слово. Ахура – это бытие (материя), а Мазда – это Бог (дух). Вот почему последователи зороастрийской религии называют себя "маздаясни", а не "ахураясни". В Авесте Ахура-Мазда – безначальный творец, пребывающий в бесконечном свете, создатель всех вещей и податель всего благого, всеведущий устроитель и властитель мира и высший объект почитания зороастрийцев, а маздаясна или маздаясни означает "поклоняющийся Богу" . Известный исследователь зороастризма Мэри Бойс пишет: "Маздаизм (маздеизм)  –  название ряда древнеиранских религий, предшествующих зороастризму. В отличие от зороастризма, в маздаизме Ахура-Мазда один из богов, равный Митре . По мнению Ценера, до зороастрийский Ахура был, несомненно, также связан и с концепцией истины или представлением о некоей "упорядоченности космоса", равно как и с водами, и со светом или с солнцем.  

Версии, что езиды один из древнейших народов мира, придерживаются многие ученные с мировым именем: Н. Я. Марр, И. М. Дьяконов, Субхаш Как, Т. Барроу,  Р. Изади, Тауфик Вахби, А. Ментешашвили и другие. Исследователь религий Курдистана Рашад Миран считает, что наиболее известная миру древняя религия зороастризм возникла в Мидийской империи VII-VI в. до н.э. путем выделения из маздаизма – первоначального вероучения, которое реформировал Зороастр. В Мидии новая религия не была принята и категорически отвергнута единоверцами, а сам пророк Зороастр был назван "предателем веры".  Историк Тоснэ Рашид пишет: "Езидизм –  также ранее известен как маздаизм, авест.- mazdayasna, курд. " behdini" - "благая вера". Заратустра  представлял свою религию как альтернативу религии маздаясна. Он разделил божества на злых и добрых "ахура" и "даэва". Даэва стало означать злое божество, а Ахура доброе. Так, почитатели Бога – "даэваясна" для последователей нового зороастрова учения превратились в почитателей злого божества, что впоследствии послужило поводом для распространения небылиц о езидах. Зороастрийцы себя называли последователями "маздаясна", а последователей прежней религии "даэваясна".  В "Аван яшт" Авесты (5.94) мы читаем о "даэваясни", поклоняющиеся "даэве". В главе 19 Вендидада "давэваясни" противопоставлен "маздаясни". С тех пор как в Авесте даева и дев стали олицетворять злые качества и демонов, поклонники Ахура Мазды начали использовать слова "даэва – дэв", чтобы обозначать все демонические силы. После этого нововведения (введения двоебожия), несмотря на то, что учение Зороастра сначала носило характер дуалистического монотеизма, уже в первые десятилетия после смерти пророка произошло ее превращение в многобожие.

Детальное рассмотрение источников и устных традиций этих двух религий позволяет говорить о том, что езидизм и зороастризм не просто близки, но и имеют множество сходств в догматике, религиозных обрядах, и даже в терминологии, что, несомненно, говорит о том, что у них общие корни. В основе этих двух религий – вера в Бога; почитание ангелов; кастовая система общества; наследственный статус священнослужителей; ритуал омовения святой водой и очищения огнем; ритуал похорон – обязательна церемония поминок по усопшему, траур соблюдается в течение разных сроков, в зависимости от степени родства – от нескольких месяцев до одного года; дуализм (мир по их представлениям является ареной борьбы двух сил – добра и зла); поклонение солнцу и огню; почитание четырех стихий (земля, воздух, огонь и вода); бережное отношение к природе – категорически запрещается осквернение земли, огня и воды; предпочтение во всем белого цвета, прежде всего в одежде; перевоплощение душ; существование рая и ада, моста в потусторонний мир и т.п. 

Молитвы зороастризма во многом имеют сходство с молитвами последователей езидизма и также произносятся с поднятыми вверх на уровне груди двумя ладонями и лицом, обращенным к солнцу. Количество ежедневных молитв также как и у езидов пять, но наиболее важными и обязательными являются утренняя и вечерняя молитва (на восходе и закате солнца). Также как и у езидов священные тексты должны передаваться изустно. В зороастризме учение передавалось исключительно в устной форме, поскольку зороастрийцы считали любое письмо искажающим Правду устной речи Пророка. Несмотря на это, в III в. н. э. зороастрийское учение было изложено в Авесте.

Совпадают также основные религиозные праздники – в середине весны, середине лета, праздник уборки зерна, праздник возвращения домашнего скота с летних пастбищ, середина зимы, праздник поминовения усопших и Новый год в месяце апрель (курд.Нисан). Обязательными атрибутами встречи Нового года являются лампады с огнем, крашеные яйца и цветы. Все эти предметы имеют определенный смысл – огонь символизирует очищение, яйцо символ зарождения жизни, цветы – расцвет, яркость и многообразие жизни. Главный праздник в зороастризме, также как и в езидизме, приходится на 20-е числа декабря (на день зимнего солнцестояния, когда начинается увеличение светового дня) – "посвящен Богу – Айда Эзид",  в зороастризме "посвящен Богу Солнца – Митре". Ни один праздник, церемония или обряд как в езидизме, так и в зороастризме не обходился без огня, который зажигается в храмах. У езидов эти праздники сохранились до наших дней. 

Есть также сходства в терминологии: религия называется "даена" (соврем. дин); священники пир; праздники - "джежн", "ид - айд" и т.п. Совпадает также число ангелов, только езидскому архангелу Малик Таусу, в зороастризме противопоставлен Амеша Спента. Даже главный символ зороастризма – "Фаравахар", сильно напоминает езидский символ "Божественного павлина", к крыльям и хвосту которого добавлен человеческий образ с солнечным диском. Все это в езидизме сохранилось до сих пор. 


Наряду со многими сходствами имеются и отличия в некоторых ритуалах (например, таинство крещения, в ходе которого посвящаемый в религию трижды погружается в воду; похорон, в ходе которых мертвых не предают земле, а оставляют на специальном камне). Зороастрийцем может стать любой человек независимо от происхождения, кроме того возможно и насильственное обращение в религию. В езидизме запрещено миссионерство в любой форме, тем более насилия. В езидизме нет пророка, считается, что между человеком и Богом не может быть посредника. Наиболее существенным отличием езидизма от зороастризма является дуалистическое многобожие и открытость религии. Зороастризм построен на дуалистической идее извечного антагонизма двух богов – добра и зла – Ахура Мазда (Ормазда) и Ангра-Маинью (Аримана) и  их непримиримой борьбы, в  которой победу непременно одержит Ормазд, а от адепта требуется активное участие в борьбе на стороне светлого начала. При этом Ариман, являющийся в ней олицетворением зла, представлен духом, существовавшим вечно и равным по силе со светлым божеством Ахура Мазда. Зороастризм полагает, что между ними происходит непримиримая борьба, которая должна окончиться победой доброго начала. В езидском учении, как известно, не существует двух Богов – добра и зла, есть один Бог, который есть все, он Вездесущий, Всесильный и Всемогущий и все подвластно ему; никто не в силах противостоять ему и ничто не может произойти без его воли. Бог несет только добро, а зло исходит от самого человека, которые свой грех или вину хочет переложить на кого-то другого, то есть зло является результатом греховности свободной воли самого человека. 

Как видим, в зороастризме менялись ритуалы, терминология, символика, а суть оставалась прежней. Исходя из этого, можно утверждать, что езидизм является первоисточником по отношению к зороастризму, а не наоборот. Мы коснулись лишь главных положений двух религий, чтобы продемонстрировать взаимосвязь езидизма и зороастризма. Безусловно, для более подробного сравнения нужны специальные исследования, которые, как нам известно, в мире до сих пор не проводились.


Будучи замкнутой религией, езидизм никогда не претендовал, да и в силу своих постулатов, не мог претендовать на статус мировой религии. Завоевание Александром Македонским в 331 г. до н.э. Месопотамии привело к коренным изменениям в расстановке политических сил в регионе, которое сильно повлияло на быт и религиозное сознании людей. Смешение разнородных культур и верований вызвало к жизни множество конфликтов, и породили духовный кризис. Закрытый в плане прозелитизма езидизм был существенным препятствием для привлечения новых адептов и тем самым усиления общины за счет других народов. Единственным выходом из сложившейся ситуации было установление на государственном уровне такой религии, чьи догматы могли бы послужить основой для религиозной экспансии и духовного подчинения других народов. В этих условиях лучшим решением было учение Зороастра. В V– IV вв. до н. э. зороастризм получил развитие в государстве Ахеменидов, так как его правители были сильно заинтересованы в расширении границ своего государства и увеличении числа поданных. Это решение дало толчок постепенному распространению зороастрийской религии среди народов этого государства. В отличие от езидов, зороастрийцы стремились обратить в свою веру как можно больше людей. Культ Зороастра, покровительствующий власти и проповедующий прозелитизм, особенно пришелся по нраву Сасанидским царям, которые сначала сами приняли зороастризм, а затем стали обращать в эту религию других. Хотя изначально они исповедовали езидизм, о чем свидетельствует источники, в частности, арабский историк Ш. Фаттах пишет: "слова Сасанидского царя Шапура II (310—379 гг.) – я по происхождению эзди", вырубленные на скале, указывают на то, что он – из езидов (Фаттах 1969: 16).   

В Сасанидской империи (I – II век н. э.) зороастризм превратился в государственную религию с письменно зафиксированными догматами в виде "Авеста". Из истории Сасанидов видно, что его правители связывают культ света и огня Зороастра с идеей имперской государственности. Впервые в истории, Сасаниды использовали религию как геополитический инструмент для завоевания мира. В империи Сасанидов число поклонников Зороастра было столь велико, что зороастризм вполне мог бы стать мировой религией, однако этого не произошло. В VII в.н.э. в Месопотамию вторгся ислам. После убийства в 652 году шахиншаха Йездигерда III, империя Сасанидов была уничтожена и поглощена Арабским халифатом.  

Завоевание арабами Сасанидской империи привело к резкому падению влияния зороастрийской религии на территории так называемого Большого Ирана и впоследствии к ее почти полному забвению. Не только зороастризм,  но и митраизм, маздакизм и другие древнеиранские религии, которые в свое время боролись против езидизма за право быть главной религией, остались в историческом прошлом. В отличие от многих древних религий, которые пришли в упадок и стали частью истории, езидизм под покровительством Малик Тауса, с взлетами и падениями, подвигами и поражениями, не только дошел до наших дней, но и почти в неизменном виде сохранился и продолжает самоотверженную борьбу за сохранение религии данную Богом. Главным символом езидизма испокон веков является солнце, езиды уверены, что все приходит и уходит, а солнце, как светило, так и будет светить. 



Ваши мотивированные комментарии и замечания можете направить на эл. почту: info@eziin.org


Дасни Юрий Романович

кандидат политических наук,

Директор института, заместитель председателя ученого совета НИИ ЕИР

Теги: Юрий Дасни


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

К очередной антикурдской провокации в Турции

2024-10-25 Станислав Иванов
К очередной антикурдской провокации в Турции

23 октября 2024 года в столице Турции Анкаре на объекте аэрокосмической корпорации Tusaş произошел теракт. Трое вооруженных преступников обстреляли один из КПП предприятия и осуществили подрывы взрывных устройств...

Новый кризис на Ближнем Востоке

2024-10-23 Станислав Иванов
Новый кризис на Ближнем Востоке

К великому сожалению, возникший после нападения боевиков ХАМАС и "Исламского джихада" (запрещено в РФ) на Израиль 7 октября 2023 года новый кризис на Ближнем Востоке не только продолжается, но и имеет тенденцию к расширению как по географии, так и по масш

Маховик насилия на Ближнем Востоке продолжает раскручиваться

2024-09-29 Станислав Иванов
Маховик насилия на Ближнем Востоке продолжает раскручиваться

Вслед за громким убийством одного из лидеров радикальной палестинской группировки ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране был убит в Бейруте 27 сентября 2024 года в результате серии авиаударов ВВС Израиля лидер ливанской шиитской группировки "Хизбалла"...

Дороже нефти и золота: смогут ли курды, Иран и Турция поделить воду?

2024-09-19 Андрей Сизов, newizv.ru
Дороже нефти и золота: смогут ли курды, Иран и Турция поделить воду?

На днях произошло событие, незаслуженно обойденное вниманием крупнейшими СМИ и мировой общественности. Масуд Пезешкиан стал первым президентом Ирана, посетившим Иракский Курдистан...

Не станет ли Турция "Троянским конем" в БРИКС?

2024-09-18 Станислав Иванов
Не станет ли Турция "Троянским конем" в БРИКС?

Как сообщается в СМИ, Турция подала официальную заявку на вступление в БРИКС и этот вопрос будет рассматриваться уже на октябрьском 2024 года саммите организации в столице Татарстана г. Казани...

Иракский Курдистан как авангард курдского национального движения за свои права и свободы

2024-09-16 Станислав Иванов
Иракский Курдистан как авангард курдского национального движения за свои права и свободы

В отличие от курдов Турции, Сирии и Ирана, которые пока официально не имеют прав даже на культурную национальную автономию, иракские курды смогли добиться статуса субъекта федерации в постсаддамовском Ираке с самыми широкими правами и полномочиями...

Афгано-пакистанские отношения испытываются на прочность

2024-09-10 Станислав Иванов

4-7 сентября 2024 года произошли вооруженные столкновения с применением тяжелого оружия между афганскими и пакистанскими пограничниками и военными...

Скрестить сирийского ежа с турецким ужом вряд ли удастся

2024-08-28 Станислав Иванов
Скрестить сирийского ежа с турецким ужом вряд ли удастся

Российские власти вместе с Ираном и Ираком продолжают прилагать значительные политико-дипломатические усилия по снятию напряженности в турецко-сирийских отношениях, а в идеале, - по восстановлению атмосферы доверия, дипломатических и других отношений межд

16 августа – дата основания ДПК и день рождения ее лидера, Масуда Барзани

2024-08-16 Kurdistan.Ru
16 августа – дата основания ДПК и день рождения ее лидера, Масуда Барзани

78 лет назад, 16 августа 1946 года, в Багдаде состоялось подпольное собрание представителей курдских групп, которое вошло в историю как I съезд "Демократической партии Курдистана" (ДПК)...

О курдском флаге

2024-08-15 Анаре Барие Бала
О курдском флаге

"Я был рождён в тени курдского флага в Мехабаде, и я готов служить и умереть ради этого флага" – Масуд Барзани...

Ирак между молотом и наковальней

2024-08-14 Станислав Иванов
Ирак между молотом и наковальней

Раздираемый внутренними противоречиями Ирак оказался вновь перед дилеммой - выбором своих стратегических внешних партнеров. На их роль претендуют Иран и США...

Ближний Восток вновь на грани большой войны

2024-08-07 Станислав Иванов
Ближний Восток вновь на грани большой войны

Убийство 31 июля 2024 года в Тегеране главы политбюро палестинской радикальной группировки ХАМАС Исмаила Хании и ликвидация в результате воздушного удара Израиля...

Езиды Ирака после геноцида ИГИЛ

2024-08-04 Юрий Дасни
Езиды Ирака после геноцида ИГИЛ

Исламизм — один из самых значимых и трагичных явлений езидского геноцида. Оказавшись в исламском окружении езиды на протяжении всего последнего тысячелетия в регионе своего автохтонного проживания испытывают на себе систематические преследования...

Эрдоган угрожает Израилю вторжением

2024-07-30 Станислав Иванов
Эрдоган угрожает Израилю вторжением

28 июля 2024 года Эрдоган заявил, что Турция может войти в Израиль так же, как в свое время вошла в Нагорный Карабах и Ливию. По его мнению, туркам "просто нужно быть сильными, чтобы сделать такие шаги"...

К попыткам создать антииранский альянс на Ближнем Востоке

2024-07-26 Станислав Иванов
К попыткам создать антииранский альянс на Ближнем Востоке

Нападение 7 октября 2023 года на Израиль боевиков радикальных палестинских организаций ХАМАС и "Исламский джихад" (организация запрещена в РФ), последовавшие удары по территории Израиля ракетами и беспилотниками исламистских группировок "Ансар Аллах" (Йе

Тупиковая ситуация в секторе Газа может привести к большой войне

2024-07-25 Станислав Иванов
Тупиковая ситуация в секторе Газа может привести к большой войне

Новая масштабная вспышка насилия на Ближнем Востоке после нападения боевиков радикальных палестинских группировок (ХАМАС и Исламский джихад ) на Израиль 7 октября 2023 года продолжает оставаться одной из основных угроз региональной безопасности...

Отражение в российских СМИ роль Пешмерга в войне против ИГИЛ

2024-07-15 Расул Фряд Исмаил
Отражение в российских СМИ роль Пешмерга в войне против ИГИЛ

Аннотация: Целью исследования является освещение роли Сил Пешмерга регионального правительства Курдистана в борьбе с ИГИЛ (запрещено в России), считающимся одной из самых жестоких террористических организаций в мире, оказавшим непосредственное влияние на

Сирийские курды идут наперекор Вашингтону и Анкаре, - И.Субботин

2024-06-04 centrasia.org
Сирийские курды идут наперекор Вашингтону и Анкаре, - И.Субботин

Автономная администрация северо-востока Сирии, находящаяся в зоне фактической ответственности США, заявила о готовности провести муниципальные выборы 11 июня вопреки давлению Турции...

Проба сил или отложенная война между Ираном и Израилем

2024-06-04 Станислав Иванов
Проба сил или отложенная война между Ираном и Израилем

Особенностью новой волны насилия в регионе стала активизация радикальных исламистских группировок, которые стали играть ведущую роль в протестной идеологии и политике на Ближнем Востоке...

К трагической гибели президента Ирана Эбрахима Раиси

2024-05-21 Станислав Иванов
К трагической гибели президента Ирана Эбрахима Раиси

Руководство РФ, как и ряд других лидеров государств, выразило свои искренние соболезнования в связи с трагической гибелью президента Ирана Э. Раиси и сопровождавших его лиц...

Иран и США обсудили эскалацию на Ближнем Востоке

2024-05-19 eadaily.com
Иран и США обсудили эскалацию на Ближнем Востоке

США и Иран на этой неделе провели в Омане "непрямые переговоры" по вопросу недопущения эскалации напряженности на Ближнем Востоке. Об этом сообщил в пятницу портал Axios со ссылкой на источники...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика