Взаимоотношения курдов и евреев, по всей видимости, являются одними из самых древних. Исторические источники свидетельствуют, что еврейский народ начал свое существование в области Месопотамия – в пределах современного Курдистана. Позже часть из них мигрировала на юго-запад, заселив побережья Средиземного моря, где сегодня расположен Израиль, но основная масса продолжала оставаться в Месопотамии. Согласно Библии, родоначальник еврейского народа Авраам (происходивший по прямой линии от Сима, сына Ноя) был выходцем из города Ур в Месопотамии (современный курдский город Урфа в Турции). Начиная с талмудического периода и в раннем Средневековье, большая часть еврейского народа проживала в Курдистане. В поздние Средние века и в Новое время, многие евреи из-за исламского гнета иммигрировали в Европу и Америку.
На сегодняшний день имеются множество исследований ученых разных стран мира, которые полагают, что курды и евреи имеют общих предков, живших в Месопотамии, точнее в приграничных районах современных Ирака и Турции. Есть версия о близкой и даже родственной связи евреев с курдами по материнской линии. В 1990 г. группа английских генетиков (Майкл Хаммер, Карл Скореки и др.) установили наличие особого гена, так называемого "Cohen Modal Haplotype", сокращенно "Гаплотип", у 45% евреев-ашкенази и 56% евреев-сефардов. На основании этих исследований в 1999 г. К. Бринкман установил общий гаплотип для курдов, который, по его мнению, почти ничем не отличается от еврейского. Подробнее: Brinkmann C., Human Y-chromosomal STR haplotypes in a Kurdish population sample. International Journal of Legal Medicine. 1999. 181-183.
Согласно результатам исследований еврейской группы ученых-генетиков, возглавляемой профессорами Еврейского университета Ариэллой Оппенхейм и Мариной Фейрман, большинство еврейского народа мира и жителей современного Курдистана имеют наиболее близкое генетическое сходство, чем между евреями и арабскими народами, в окружении которых они живут. По мнению ученых, доминирующий гаплотип курдов только на одну микрочастицу отличается от гаплотипа у евреев. Если у двух мужчин Y-гаплотипы совпадают, то это означает, что они родственники и происходят от одного предка. Следовательно, евреи и курды имели общих предков, проживавших в районах современных государств Ирака и Турции. Полный текст исследования опубликован в ноябрьском номере журнала "American Journal of Human Genetics" за 2001 год.
Историк С. Галямов со ссылкой на Библию (Ветхий завет) пишет: "Иаков, патриарх и родоначальник народа Израилева, сын Ревеки, получив благословение Исаака, уготованное его старшему блату Исаву, по желанию своей матери бежал в Курдистан (Месопотамию), где жил его дядя Лаван. По прибытию в Харран (Падан-Арам), Лаван принял Иакова с радостью как родного сына своей сестры Ревеки. Иаков служил у него пастухом в течение 7 лет. Затем Лаван по типично курдскому обычаю выдал за него первоначально свою старшую дочь Лию, и еще через 7 лет, женил его на своей младшей дочери Рахили. Так Иаков исполнил слова своего отца Исаака, заповедавшему ему: "Не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей" (Быт.28: 1-2; 1-5). Придя в Падан, Иаков женился на дочерях своего дяди и, прожив около 20 лет, сказочно разбогател, стал обладателем многочисленных стад овец. Здесь, в Падане, в горах Загрос в Курдистане, у Исаака и его жен Лии и Рахили родились дети, ставшие впоследствии родоначальниками-патриархами 12 колен (племен) израилевых". Подробнее: С. Галямов, Древние арии и вечный Курдистан, М. 2007, с.404-414.
В религиозном плане в древней курдской религии езидизме и иудаизме есть много сходств, приведем лишь несколько из них. Скорее всего, езидизм стал оказывать влияние на иудаизм с эпохи вавилонского плена. Арийское влияние особенно явно прослеживается в иудейском учении о "Двух духах", упоминаемом в иудейских кумранских текстах. К примеру, упоминание о семи ангелах в священных писаниях – "Книга Еноха" и "Книга Товита", было заимствовано из зороастрийского учения о "Семи бессмертных святых", а само это учение восходит к езидскому учению о "Семи святых ангелах во главе с Малик Таусом". Позже эти идеи через иудаизм были восприняты христианством и исламом. Влияние езидизма проявилось и в области учения о мироздании. В частности, иудейская идея о Сотворении мира почти полностью соответствует езидской мифологии, за исключением того, что в езидизме – в Сотворении мира Богу помогали семь ангелов; от Адама и Евы произошли 72 народа в т.ч. евреи, а езиды произошли от одного Адама.
Обе религии категорически не практикуют прозелитизм. В езидизме никогда не было, и нет до сих пор миссионерской проповеди среди других народов с целью обращения иноверцев в свою религию. Иудаизм является национальной религией еврейского народа, также принципиально не занимается миссионерством (обращение в иудаизм - гиюр является исключением и только по настоятельной просьбе прозелита).
Езидизм и иудаизм являются строго монотеистическими религиями и не допускают существование не только нескольких богов (политеизм), но и силы равной Богу. Идея Бога как двойственность или троицы в иудаизме считается родственной многобожию. Так и езидизм не признает многобожия как, например, в исламе разделение божественной силы на доброго Аллаха и злого Иблиса, который неподвластен Богу.
В основе обеих религий преданность Богу, милосердие и любовь к людям. Иудаизм считает, что еврейский народ был избран ради божественной цели, выполнение которой приносит благо не только ему самому, но и всему человечеству. Езидизм проявляет по отношению ко всем людям высшую степень милосердия. Так, утренняя молитва езидов гласит: "Господи дай сначала 72 народам (по езидским преданиям Бог сотворил 72 народа), а затем нам езидам".
Основным отличием иудаизма от езидизма являются следующие моменты: Согласно книге Ветхого Завета израильский народ воспринимает Бога как своего собственного (национального) Бога, в отличие от богов других народов – считается, что израильский народ поклоняется Истинному Богу и так как он является избранным народом, то это является его законной привилегией. В езидизме Бог один для всех, только в отличие от других народов Бог возлюбил их и наделил покровительством архангела Малика Тауса. Евреи – это народ надежды, который верит в мессию (машиах), в пришествие силы, которая будет способна восстановить могущество еврейского народа и величие израильского государства. В езидизме нет понятия мессия, езиды живут земной жизнью, каждый день покланяются Богу и надеются на повседневную помощь Малика Тауса. В езидизме нет пророка или ходатая, каждый езид напрямую обращается Богу без посредников. Если обращение в иудаизм очень сложно, но все же возможно, в отличие от иудаизма, где евреи – это этно-религиозная группа, включающая тех, кто рожден матерью-еврейкой и тех, кто обратился в иудаизм, в езидизме – езидами являются только те, кто рожден от матери и отца езидов.
Главное, что объединяет два древних народа – езидов и иудеев, это долголетие. Многие древние религии и народы, имевшие государства исчезли и про них забыли, даже сегодня есть народы, которые стоят на грани исчезновения. Езиды и евреи на протяжении всей истории не имели государства (Израиль как государство появилось после тысячелетнего скитания еврейского народа относительно недавно – в 1948г.), но эти народы не исчезли и не ассимилировались, и даже сохранили свой язык и культуру. Невольно возникает вопрос: В чем причина этого феноменального долголетия? Езиды считают, что все блага, которыми они обладает, дарованы им Творцом. И все, что у них есть – это дар божий. Если они до сих пор существуют, то на это есть воля Бога.
Евреи жили на курдских землях на протяжении большей части истории своего народа. Отношение курдов к евреям исторически всегда было толерантным, они никогда не подвергались таким преследованиям как в других регионах Ближнего Востока. На протяжении долгой истории, спасаясь от преследований, евреи не раз находили убежище среди курдов. Так, евреи спасались среди курдов от ассирийцев, армии Македонского и римлян. В 12 веке евреи бежали в Курдистан от насилия со стороны крестоносцев в Сирии и Палестине. В середине 13 века евреи бежали к курдам из Багдада и других городов региона, захваченных монголами. Именно в курдских районах они находили убежище и вливались в существующие здесь испокон веков еврейские общины. Хотя большинство курдов сейчас мусульмане, среди них никогда не было антисемитизма, как среди многих арабов, турок и персов. Этот факт подчеркивают сами евреи. Курдско-еврейская коллективная память не помнит ни одного случая столкновения курдов и евреев на этнической или религиозной почве.
После создания государства Израиль в 1948 г., евреи из мусульманских стран стали массово иммигрировать в еврейское государство. Ирак был в числе нескольких ближневосточных стран, объявивших войну вновь созданному государству Израиль. С того момента в Ираке резко усилилось сионистское движение. После появления на карте мира еврейского государства, евреи повсеместно стали притесняться арабскими властями, препятствующими, в том числе и их выезду из страны. Со слов еврейских репатриантов, давления стали ощущать даже те еврейские общины арабского мира, которые почти ассимилировались, были сильно интегрированы в арабское общество и участвовали в культурной и деловой жизни страны.
В 1950-51 годах Израиль начал операцию "Эзра и Нехемия" в ходе, которой почти все евреи Ирака были репатриированы. Единственным союзником Израиля оказались курды. Тогда "Моссад" воспользовался помощью курдов, которые помогли репатриироваться в Израиль тысячам евреев. В качестве ответной меры Израиль стал помогать курдам. В 1960-х гг., когда резко обострились отношения между курдами и иракским баасистским режимом и начались жестокие бои против регулярной иракской армии, на помощь курдам пришел Израиль. Надо сказать, что эта помощь была весьма кстати, так как курдские партизанские отряды "пешмерга" были слабо вооружены и плохо подготовлены к противостоянию регулярной хорошо вооруженной и многочисленной армии. Сотни профессиональных израильских инструкторов в этот период стали тренировать бойцов курдских военизированных формирований пешмерга. При личном участии главы "Моссада" Меира Амита была создана разведывательная спецслужба Курдской демократической партии – "Парастин". Надо заметить, что этот шаг Израиля не только был лишь знаком дружбы и благодарности к курдскому народу, но был составной частью доктрины Бен-Гуриона "О союзе периферийных государств Ближнего Востока", которая предусматривала поставку оружия и поддержку всех движений и сил, противостоящих интересам Израиля. Не говоря о том, что Ирак был злейшим врагом Израиля, поэтому многие офицеры израильской армии, а также сотрудники спецслужб с удовольствием стали приезжать в Курдистан и проводить там курсы военной подготовки.
Сначала 1960-х годов Израиль стал поставлять оружие и другим курдам – Ирана, Турции и Сирии, борющимся за свою независимость. Евреи всегда были и остаются сторонниками независимости курдов от чужеземных поработителей. Но особое значение для Израиля всегда имели курды Ирака, потому что они участвовали в боях против не только правительственных войск Ирака, но и войск другого арабского государства – Сирии, где у власти также находилась партия "Баас". В результате поддержки израильтянами иракских курдов значительные контингенты сирийских и иракских войск постоянно были отвлечены от границ Израиля. А занятость иракских войск подавлением восстания курдов на севере страны, помешала участию Ирака в "Войне Судного дня" 1973 г. против Израиля, так как требовало вывода подразделений иракской армии, как с внутреннего курдского фронта, так и сосредоточенных на границах с Ираном.
Особые отношения Израиля к курдам Ирака также проявились во время операции США и международной коалиции против Ирака в 1991 г., из-за оккупации последним Кувейта. Как известно, после начала операции "Буря в пустыне", шииты на юге страны и курды на севере подняли инспирированные США восстания против багдадского режима. Во время контрнаступления иракских войск, коалиционные войска отступили, и Саддам Хуссейн жестоко подавил курдское восстание. Тогда Израиль организовал масштабную гуманитарную помощь курдскому населению путем поставок через турецко-иракскую границу медикаментов, продуктов, одежды, палаток и других средств первой необходимости. Еврейские организации по всему миру развернули активную кампанию в поддержку курдов Ирака, а также мощные пропагандистские и лоббистские мероприятия в правительствах своих стран, особенно в США, по оказанию давления на Ирак и призывами к международному сообществу защитить курдов от репрессий со стороны Саддама Хусейна.
С момента официального образования Автономного Иракского Курдистана в 2005 году, Израиль несколько раз призывал международное сообщество признать право курдов на суверенное государство. В 2017 г. Израиль был одним из первых в мире, который признал результаты референдума о независимости и заявил, о своей поддержке курдского государства. Многие эксперты отмечают, что такое государство могло бы стать единственным реальным союзником и экономическим партнером Израиля на Ближнем Востоке. И сегодня израильтяне не прекращают сотрудничество с иракскими курдами, в Курдистане работают израильские компании, создаются совместные предприятия и другие социально-экономические проекты.
Многие из курдских евреев в Израиле за последние годы полностью интегрировались в израильское общество. Тем не менее, о Курдистане и курдах они вспоминают с любовью, хотя уже многие из них помнят эти времена уже смутно. Они и их потомки по-прежнему поддерживают тесную культурную связь со своей прежней родиной и остаются патриотами Курдистана. Это особенно видно, когда против курдов происходит очередной геноцид или чрезвычайное событие. К примеру, когда иракские курды на референдуме голосовали за независимость, сотни курдских евреев в Израиле собрались в иерусалимском Парке Независимости в их поддержку. Основатель организации "Еврейская Коалиция за Курдистан" Джоэл Рубинфельд, в связи с еврейско-курдской дружбой заявил: "Существует родство между двумя народами, еврейским и курдским, которое выходит за рамки политических расчетов. Мы – две нации с населением в несколько миллионов человек, которые в целом выступают за западные ценности, такие как терпимость, прогресс, равные права для женщин, и которые на Ближнем Востоке и за его пределами противостоят тирании и фанатизму".
Со своей стороны, курды поддерживают евреев в ближневосточном регионе, в Иракском Курдистане евреи обладают равными с мусульманами правами. В автономии официально признаны восемь конфессий, каждая из которых имеет право на свободное вероисповедание, свои молельные дома и культовые сооружения. В региональном парламенте зарезервированы 11 мест для представителей национальных и религиозных меньшинств, в том числе и евреи. Израильтяне, и не только иракского происхождения, свободно ездят в Курдистан, причем с израильскими паспортами, хотя с ними в арабский мир доступ категорически запрещен. В Эрбиле функционирует Еврейское представительство по связям с иудаизмом, которое отчасти можно рассматривать как дипломатическую миссию. Сам факт, что в этом проблемном для Израиля ближневосточном регионе, евреи без страха могут ходить по улице и более того прийти в свою синагогу, является высшим свидетельством дружбы и уважения к евреям со стороны курдов.
Курды и евреи – это народы, связанные дружбой уходящей в глубину веков. Сегодня эти два народа находящиеся в одинаково враждебном к ним ближневосточном окружении и испытывающие огромные страдания в своем стремлении к миру и независимости, прекрасно понимают, что обречены на союз. Курдские представители поддерживают контакты с Израилем и еврейской диаспорой США, встречаются с американскими и европейскими активистами в надежде заручиться поддержкой еврейского лобби в вопросе о независимости Курдистана. Генетические исследования показывающие, что курды и евреи могли иметь общих предков, а также дружественные отношения на протяжении многих тысячелетий, должны побудить курдов и евреев внимательнее относиться друг к другу, чтобы сохранить и поддерживать дружбу и в будущем.
Дасни Юрий Романович
кандидат политических наук,
Директор института,
заместитель председателя ученого совета НИИ ЕИР
Теги: Юрий Дасни