Курды являются одним из главных народов, создавших Месопотамскую цивилизацию. Они обладали большим влиянием в этой географии и создали множество крупных государств, в том числе и Мидийскую империю. География расселения курдов пережила много этапов исторического развития, что сформировала общественную жизнь курдского народа в соответствии с этими историческими этапами. Наличие двух важных рек Тигра и Евфрата, богатая природными ресурсами, эта земля привлекала различных захватчиков, что приводило к созданиям и уничтожениям множества государств в этом регионе. Наличие многочисленных племен и кланов на территории Курдистана, каждая из которых имеет свою историю, тесно связано с этим великим прошлым. Фактом является то, что каждое племя или племенная конфедерация имеет такое же названием и занимает ту же территорию, где в прошлом было курдское правление. Упоминаемые в древнегреческих, древнеримских, а также во многих исламских источниках курдские племена и ныне живут на этих же территориях под теми же названиями или различными вариантами этих названий, что является очень важным в исследовании курдской истории.
Предполагается, что упоминаемые в разных источниках как Куртиои (Kurtioi), Куртиэ (Kurtie), Кортиджайх (Korticaykh), Кордух (Korduh), Кордиа (Kordia), Бакурда (Bakurda), Кордуене (Korduene), Карду (Kardu), Кардай (Karday), Карда (Karda) и многие другие подобные названия, первоначально принадлежало одному из племен, но в дальнейшем стало общим этническим названием всех курдских племен на территории Курдистана. Согласно этому предположению, вплоть до трехсотых годов до н.э. курдские племена жили под своими именами и время от времени создавали свои великие государства. Упоминаемое в шумерских и аккадских источниках королевство Субару (Сибару) (Subaru / Sibaru) было основано на территории, где сегодня проживает племя Зибари. На территории упоминаемой в "Анабазисе" Ксенофонта как Гордиена и сегодня проживает племя Герди. Не случайным также является проживание на территориях Халдаин /Келдани (Хелдаин, Халдаин) (Khaldain / Keldani, Xeldain - Haldain) курдского племени Халди, а также названия местности Ахлат (Хэлат), Чылдыр (Хылдыр), Чалдыран (Хылдыран) и другие. Аналогичным образом упоминаемые в истории Паразы, сегодня это племена Бараз и Берази; Батна и Ботанои – Ботан/Бохти. Упоминаемые в армянских источниках Мамиконы – племя Мамекан, Сапикан-ы – племя Сипкан. Упоминаемые в древнегреческих источниках Хадхабаны (Hadhaban) – племя Хызбан (Hızban), Базейн-ы – племя Бызни, Баграти и Багравенды – Багыран (Бекиран-Бекран), Белкания – Беликан. Несомненно, упоминание курдских племен в истории не ограничиваются лишь этими примерами, но это уже будет темой следующей статьи.
Несмотря на многочисленные упоминания курдских племен в древнегреческих и древнеримских источниках, в исламских источниках они появляются лишь в 943 г. в произведениях аль-Масуди (арабский историк, географ и путешественник – ред.) и в 951 в произведениях аль- Истахри (арабский географ – ред.).
В своей книге "Сурет эль Ард" (Suret El Ard) (977 г.) географ Ибни Хавкал (İbni Havkal) дает информацию о курдских племенах.
Аль-Масуди в своей книге "Марудж" (Maruc) дает сведения о племенах Бавенде (Bawende) и Шухджан (Şuhcan) в регионе Динавер и Хамадан, о племени Маджурдан (Macurdan) в регионе Кенгавер, племенах Хызбани (Hizbanî) и Сарат (Sarat) в регионе Азербайджан, о племенах Шаданджан (Şadancan), Лазба (Лури) (Lazba (Lurri)), Маданджан (Madancan), Мазданакан (Mazdanakan), Барисан (Barisan), Халли (Джелали) (Xallî (Celali)), Джабарки (Cabarkî), Джавани (Cavani), Мустакан (Mustakan) - в регионе Джибал, в Сирии о племени Дабабыла (Dababila), в Мосуле и Джуди о христианских курдских племенах Якуби (Yakubî) и Джуркан (Curkan).
В написанном позже аль Масуди книге "Танбих" (Tanbih) он рассказывает о племенах Базинджан (Bazîncan), Нушавиран (Nûşaviran), Бузикан (Buzîkan) и Кикан (Kîkan). Аль- Истахри же рассказывает о племенах Зыван (Zivan), Лавалиджан (Lavalican), Беразан (Berazan), Карийан (Karîyan) и Базанджан (Bazancan). Более подробную информацию о курдских племенах дает ибни Хавкал (İbni Havkal). Он рассказывает о 33 курдских племенах и сообщает, что число курдских племен более ста.
Путешественники и биографы Ибни Халикан (из племени Хеликан) и Ибни Фадлан (Фадлан это ветвь племени Шаддадидов), которые сами были по происхождению курдами, также дают информацию о курдских племенах в своих произведениях. Более развернутую информацию о курдских племенах дают историки Шарафхан Битлиси (1543— 1601/02) - основоположник курдской историографии – ред.), Эвлия Чалаби (1611 – 1682 гг. - османский путешественник, более 40 лет путешествовавший по Османской империи и сопредельным странам – ред.) и Макризи (Такиюдди́н Абуль-Абба́с А́хмад ибн Али́ аль-Макри́зи (1364 – 1442 гг.) – египетский историк и географ – ред.). Сопоставляя все эти списки курдских племен, начинаешь понимать с каким многогранным и развитым народом имеешь дело.
Для формирования племени, вне зависимости от численности населения, требуются 4 важных элемента:
1. Наличие в племени аристократической семьи и руководителя
2. Присутствие класса слуг и их семей, названных абитами.
3. Наличие земель, принадлежащих членам племени или принадлежащих высшему сословию племени
4. Нахождение в племени класса духовенства, состоявшего из Мулла и Шейхов
Таким образом одно племя состояла как минимум из двух ветвей. Те в свою очередь состояли как минимум из двух колен (Bav - отец), каждое колено из 2 семей (Malbat), и каждая семья из двух домов (Mal). Другими словами, в племя входило как минимум 2 ветви, 4 колена, 8 семей и 16 домов.
Наименьшая единица племени Mal (дом) включала в себя отца, сына, внука, правнука, праправнука со всеми их детьми, что в среднем составляло от 300 до 600 человек. Если существовал семейный союз, превышающий эти 5 поколения, то их называли Атэ (Ate). Если в прошлом две Ate будучи родственниками сформировывали союз, то этот союз называли Taxim (Таксим). Все племена состояли из таких объединяющих структур. Если как минимум две племени объединялись, то это конфедерация называлось Ebr"i (Эбр), которая была меньше чем Мир (Mîr). Племена, которые не имели семейного союза, также были единицей местного самоуправления.
Для управления племенами создавалась администрация, которая состояла из Mala Arfê (Мала Арфэ - Дом знающих), Mala Şewrê (Мал Шевре - Дома Советов) и Mala Şer"ê (Мала Шер-э - Дом войны), которые полностью были автономны.
Mala Arfê был своего рода собранием компетентных людей, которые решали все проблемы, возникающие в племени. Численность людей, участвующих в Mala Arfê, должно было быть не четным и не меньше семи человек. Еще одним из условий было то, что участники должны были быть в халате и перед ними на подносе должен был лежать меч и Коран.
Mala Şewrê был чем-то вроде госсовета и состояла из членов семьи. Членство передавалась от отца к сыну. Поскольку членство передавалась от отца к сыну, механизм принятия решений опиралось на принятые в прошлом решения. Если вопрос невозможно было решить, то обращались в Mala Arfê. Принятое ими решение безоговорочно утверждалось.
Mala Şer"ê состояло из духовенства, которая оценивала, соответствуют ли эти решения принципам религии, которой придерживается племя. Если решение соответствовало, то его утверждали с помощью фетв. Если же принятые Mala Arfê и Mala Şewrê решения противоречили законам религии, то Mala Şer"ê отменял их.
Участвующие в этих племенных учреждениях мужчин называли Мулла (Melle), Шех (Şêx), Пир (Pîr), Старейшина (Bavê Kal - Баве кал), Отец (Baba) и Дед (Dede), а женщин - Мать Пира (Dîya Pîr – Дийа Пир) или же Мать Шеха (Diya Şêx – Дийа Шех).
Кроме этих учреждений было еще одно сословие Эгидан (Egîdan), которое подчинялось только вождю племени. В него входили известные своей храбростью, мужеством и смелостью люди, которые следили за исполнением принятых решений.
Для лучшего понимания форм правления, давайте рассмотрим Ebr (конфедерацию) двух соседних племен - племени Милан и Берази, о котором сохранились сведения, датируемые концом 18 века.
Конфедерация Мылан (Мылли) состояла из следующих племен: Элийа (Elîya), Бергухан (Berguhan), Бэски (Beskî), Буджах (Bucax), Чэкали (Çekalî), Чэмикан (Çemikan), Чиа Рэш (Çîya Reş), Данан (Danan), Дэши (Deşî), Дырежан (Dirêjan), Хаджи Бэйрам (Hecî Beyram), Хошийан (Xoşîyan), Исе Адэт (Îsê Adet), Изоли (Îzolî), Джанбэги (Canbegî), Кэландылан (Kelandilan), Кассийани (Kassîyanî), Кэват (Kewat), Кэлыш (Keliş), Хэлкан (Xelkan (Xellacan - Хелладжан)), Ком Реш (Kum Reş), Мэндан (Mendan), Мэрд (Merd), Матмийа (Matmîya), Манли (Manli), Мэшкан (Meşkan), Насрийан (Nasrîyan), Порха (Porxa), Санан (Sanan), Шаркан (Şarkan), Шыван (Şivan), Тыркан (Tirkan), Зэйдан (Zeydan), Зырафкан (Zirafkan), Хэчкан (Heçkan) и Хыдрэкан (Xidrekan).
Система управления и распределение обязанностей было следующим:
Глава племени – Зор Тэмир Паша (Zor Temir Paşa)
Ответственная за решение женских вопросов – Рахима Хатун (Rehime Xatûn)
Ответственный за науку и издание фетв – Мулла Али (Melle Elî)
Духовные лидеры – Семья Шейха Сейдайе Джызрави (Şêx Seydayê Cizrawî)i
Ответственный по правовым вопросам и судам - Племя Хыдрекан (Xidrekan)
Ответственный за вооруженные силы племени – Девреше Эвдийе Шарки (Dewrêşê Evdîyê Şarkî)
Ответственный за флаг племени – Амер Аха (Amer Axa)
Посол – Сэраптун Амер бек (Seraptûn Amer Beg)
Ответственный за корреспонденцию – Иса бек (İsa Beg – племянник Зор Темир Паши)
Руководители по вопросам науки - Ариф Авдое Шарки (Arif Evdoyê Şarkî) и Мухаммед Багыр (Mihemed Baqir)
Конфедерация Берази (Berazî) состояла из следующих племен: Эладинан (Eladînan), (Дыдан) Didan, Дынан (Dinan), Кэрэгэчан (Qeregêçan), Кэтикан (Kêtikan), Мэафан (Meafan), Мир (Mîr), Охийан (Oxîyan), Пижан (Pîjan), Курдикан (Kurdîkan), Шедадан (Şedadan), Шехан (Şêxan) и Зэрван (Zerwan).
Система управления и распределение обязанностей было следующим:
Глава племени – Хэмойэ Кэрхо (Hemoyê Kerho)
Ответственная за решение женских вопросов – Шаре Хатун (Şarê Xatûn)
Ответственный за науку и издание фетв – Мулла Салых (Melle Salih)
Духовные лидеры – Семьи Шеха Беркел (Şêx Berkel), Шеха Бозан (Şêx Bozan) и Шеха Хусайне Косан (Şêx Hûsênê Kosan)
Ответственный по правовым вопросам и судам - Семья Алладина (Aladdin)
Ответственный за вооруженные силы племени – Кархойе Кетыки (Kerhoyê Kêtikî)
Ответственный за флаг племени – Шех Зарет Койу (Zaret Köyü şeyhleri)
Посол – Мелик Сымаил Кэрэгечи (Mêlik Simail Qeregêçî)
Ответственный за корреспонденцию – семья Мардеки (Mardekî)
Руководители по вопросам науки - Ариф Хаджи Алиэ Эббасок (Arif Heccî Elîyê Ebbasok)
Курдские племена
Данный ниже список курдских племен, составлен с востока на запад. Племена, вошедшие в этот список, могут быть в составе какой-либо конфедерации, либо не входить в конфедерацию, но быть частью крупного племени.
В опубликованный Мехрдадом Р. Изади (Mehrdad R. Izady - современный писатель, эссеист. Специализируется на Ближнем Востоке, в частности на курдах – ред.) список были включены племена, которых не было в его списке, но о них есть информация в различных источниках. В то же время многие племена не вошли в список из-за отсутствия необходимой информации о них. Не стоит ставить под сомнение, что вошедшие в список племена не являются курдскими. По мере накопления информации о племенах, не вошедших в список, они тоже будут включены.
I - РЕГИОН ХОРАСАН
(историческая область, расположенная в Восточном Иране. Название "Хорасан" известно со времени Сасанидов – ред.)
A- Северный Хорасан
(необходимо отметить что все племена в этом регионе говорят на диалекте курманджи. В основном это сунниты, но есть среди них и последователи шиизма)
1. Конфедерация Зафран (Zafran) - известны также под именами Заферан (Zaferan) и Чемишгезек (Çemişgezek). Живут на востоке Хорасана (Иран и в Туркменистане. Конфедерация состоит из следующих племен:
Амаран (Amaran), также известны под именами Амеран (Amêran) и Омеран (Omeran)
Амиран (Amîran)
Бакран (Bakran), также известны под именами Бычран (Biçran), Бэкран (Bekran) и Бекиран (Bekiran)
Бачван (Baçvan), также известны под именами Бачйан (Baçyan) и Бачийан (Baçîyan)
Баделан (Badelan), также известны под именами Бахадыран (Bahadıran), Бадыллы (Badıllı), Бадэл (Badel) и Бадил (Badil)
Бериван (Berîvan) также известны под именами Брикан (Brîkan) и Бахервенд (Baherwend). Говорят на диалекте Лаки курдского языка и являются последователями яресанизма (ахле хак или какаи - синкретическая религия, основанная султаном Сахаком (Sahak) в конце 14-го века. Общее количество приверженцев Яресанизма от 2 до 3 млн. чел.)
Буракай (Burakay) (Связаны с племенем Буракай в Восточном Курдистане. Говорят на южном диалекте курманджи. Являются мусульманами суннитами.
Гевлийан (Gewlîyan)
Хизолан (Hîzolan) также известны под именами Изоли (Îzolî), Изолан (Îzolan), связаны с племенем Изол (Îzol), проживающего в городах Элязаге (Elazığ) и Урфе (Urfa) в Северном Курдистане. Точно не известно, что стало причиной переселения племени. Есть предположение, что их переселил из Северного Курдистана в Хорасан Надир шах (Надир шах Афшар –шах Ирана, основатель династии Афшаридов – ред.)
Хазоан (Hazoan), также известны под именем Хэмзакан (Hemzakan). Тесно связаны с упоминаемыми в античных источниках племенем Хазабан (Hazaban / Hadhaban/Hizban (Хадхабан/Хизбан)
Хеведан (Hevedan) также известны под именем Хемедан (Hemedan) и Мыхемедан (Mihemedan), говорят на северном диалекте курманджи, являются последователями езидизма (синкретическая религия, которая сочетает в себе элементы зороастризма, христианства, иудаизма и ислама. Веруют в существование единого Бога и его семи ангелом, главным из которых является Малак Таус (он же Джабраил) – ред.)
Изан (Îzan)
Джелали (Celalî)
Кайкан (Kaykan) также известны под именами Кейикан (Keyikan) и Кейкани (Keykanî). Считается, что это племя происходит от управляющего курдами в древности семьи Кей (Key).
Кова (Kowa) также известны под именами Кован (Kovan), Кавийан (Kavîyan) и Ковенд (Kowend)
Кукбан (Kukban), также известны под именами Кукбаникан (Kukbanikan), Куханикан (Kuhanîkan) и Кухпаникан (Kuxpanîkan). Это племя тесно связано с племенем Кухпыник (Kuxpinîk), проживающего в в городе Урфа и его окрестностях.
Мылан (Milan) или Мылли (Millî) тесно связаны с племенем Мылан (Мылли) в Северном Курдистане. Муздакан (Muzdakan) или Мездекан (Mezdekan)
Палувулан (Paluvulan)
Пехлаван (Pehlawan) или Пеллеван (Pêllewan)
Гарман (Qarman), также известны под именами Гахраманан (Qehramanan) и Гереманан (Qeremanan)
Керечурлу (Qereçurlu) или Керечур (Qereçul)
Кечкан (Qeçkan)
Рэшван (Reşwan) или Решвенд (Reşwend)
Рутакан (Rutakan) или Руттикан (Ruttikan)
Шаран (Şaran)
Шейхан (Şêyxan) также известны под именами Шехан (Şexan), Шехани (Şêxanî) и Шейх Хани (Şeyh Xanî). Связаны с племенем Шехан (Şêxan) или Шейханлы (Şeyhanlı) в Северном Курдистане. Являются мусульманами суннитами. Считают себя потомками имама аль-Бакра (Мухаммад ибн Али аль-Бакир – пятый шиитский имам – ред.) Т.е. таким образом возводят свою родословную до пророка Мухаммеда.
Шаман (Şaman) или Бычаран (Biçaran)
Силсепоран (Sîlsêporan)
Сивакан (Sîwakan) также известны под именами Сиверег (Sîwêreg) и Сэвикан (Sêwîkan). Вероятнее всего племя переселилось в Хорасан из Сиверека (город и район в провинции Шанлыурфа Северный Курдистан – ред.), на это переселение указывает и диалект Дымилли, на котором они говорят. Придерживаются ортодоксального алевизма. Считается, что в прошлом они были конфедерацией племен.
Суфийан (Sufîyan) или Софийан (Sofîyan)
Топкан (Topkan)
Веран (Wêran)
Зейдан (Zeydan)
2. Конфедерация Шадан (Şadan) или Шедад (Şedad) – проживают в южной части Хорасанского региона. Конфедерация состоит из следующих племен:
Алан (Alan) или Элан (Elan)
Буган (Bugan) или Беган (Began)
Дирган (Dîrqan) также известны под именами Зынган (Zirqan) или Зырыкан (Zirikan). Есть предположение, что племя связано с курдским племенем Зырыги (Ziriqî) в Ливане
Гериван (Gerîvan)
Гурдан (Gurdan) или Курдан (Kurdan)
Инран (Înran)
Джабан (Caban), также известны под именами Жапан (Japan), Жабан (Jaban) и Шебан (Şe"ban)
Джуйан (Cuyan)
Кахан (Kahan)
Копран (Kupran)
Митран (Mîtran)
Кэрэбашан (Qerebaşan)
Кыличан (Qilîçan)
Племена, не входящие в конфедерацию
Лак (Lak) живут между Абивардом (Abiward) и Чахчаха (Çahçaha), говорят на лакском диалекте курдского языка. Являются последователями яресанизма
Кэрэчур (Qereçûr) проживают в западных и северо-западных районах Хорасана
Зенд (Zend), также проживают между Абивардом (Abiward) и Чахчаха (Çahçaha), говорят на лакском диалекте курдского языка. Являются последователи яресанизма. Представители этого племени - Керим хан Зенд (Керим-хан Зенд Мохаммад — правитель Ирана с 1763 по 1779 год. Основатель иранской династии Зендов – ред.) и другие основали династию, которая правила Ираном в течении 50 лет.
Б - Регион Кохистан (Koxîstan) –Бырджанд (Bircand)
Бохлули (Bohluli), также известны под именами Бехлулиан (Behlûlîyan) и Балули (Balûlî). Говорят на лакском диалекте курдского языка. Являются последователями яресанизма (ахли хак). По одной из версий считается, что основателем яресанизма был курдский мудрец Бахлули Дана (Бахлули Зана), который жил в 8-9 вв. Поэтому не случайно, что племя называется Бахлули и придерживается яресанизма.
Менавенд (Menawend) – живут на северо-востоке Бырджанда. Говорят на лакском диалекте курдского языка. Являются последователями яресанизма.
Рушнавенд – живут между регионами Рашавендом (Raşawend) и Табас-Масина (Tabas Masîna). Говорят на лакском диалекте курдского языка. Являются последователями яресанизма.
Топканан (Topkanan) живут на юге Бырджанд (Bircand) в районах Кешмар (Keşmar) и Бакран Кух (Bakran Kuh). Говорят на северном диалекте курманджи, являются мусульманами суннитского толка.
Источник - http://www. Bitlisname.com
Обработал и перевел с турецкого языка
Публицист – переводчик
Анаре Барие Бала (Зердеште Кал)
Теги: Анаре Барие Бала