В последнее время в российских и зарубежных СМИ разгорелась дискуссия о роли и значении турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК) на Ближнем Востоке. Что же это такое: курдская прогрессивная организация или провокаторы от имени курдского народа? Мнения разделились, многие по-прежнему считают РПК передовым отрядом курдского национального движения, другие - относят ее к врагам курдского народа.
Как известно, изначально эта группировка создавалась иностранными спецслужбами для ведения подрывной деятельности в Турецкой Республике. Ничего общего, кроме своего названия, с рабочим движением она никогда не имела. Позже РПК утратила и право называться курдской. Ее идейной основой были смесь вульгарного марксизма-ленинизма, троцкизма, национализма и анархизма. Одно время территориальной базой этой организации служила соседняя Сирия. После Аданского сирийско-турецкого мирного соглашения 1998 года и ареста турецкими властями ее лидера Абдуллы Оджалана в 1999 году РПК стала работать под жестким контролем турецких спецслужб. Лозунг борьбы за независимость или автономию курдов со временем был снят лидерами РПК и заменен на создание конфедерации народов Ближнего Востока, что соответствовало неоосманским взглядам турецких имперских кругов.
Постепенно в кругу функционеров РПК (апочистов) стали преобладать этнические турки. Организация превратилась в послушное орудие турецких спецслужб для дискредитации курдского национального движения. Появились искусственно созданные турками новые террористические группировки типа "Ястребы Курдистана", "Мстители Курдистана" и им подобные. Как правило, после терактов этих псевдокурдских молодежных группировок в стране начиналась "охота на ведьм", проводились массовые репрессии и карательные акции в районах компактного проживания курдов. Арестам и внесудебным преследованиям подвергались и депутаты Меджлиса из числа легальных парламентских прокурдских партий. Подтверждением тесной связи так называемых курдских террористических группировок с турецкими спецслужбами можно считать отсутствие каких-либо задержаний "террористов", следственных действий по отношению к ним или судов. Жупел мнимой угрозы курдского национального движения стал на долгие годы удобным инструментом в руках турецких властей.
Причем Анкара с максимальной выгодой для себя разыгрывала эту антикурдскую карту не только в самой Турции, но и в соседних Сирии и Ираке. Так, под предлогом борьбы с террористами войска Турции вошли в Сирию, где провели уже три военно-карательные операции против курдских ополченцев и мирного населения. В результате, оказались оккупированы обширные районы северной Сирии, где проводятся массовые этнические чистки, совершаются убийства курдов, изгоняются десятки тысяч курдских семей, на их место заселяются лояльные туркам арабы-сунниты и туркоманы, насаждается протурецкая администрация, создаются новые силовые структуры.
Нормой стали ракетно-бомбовые удары и артиллерийско-минометные обстрелы приграничных с Турцией иракских районов. Здесь тоже гибнут мирные жители, разрушаются деревни, инфраструктура. Якобы, причиной агрессивных действий ВС Турции в Ираке служат функционеры и боевики РПК, которые совершают налеты на турецких военных и полицейских, а потом укрываются на базах и в лагерях на севере Ирака. Гостеприимство властей Иракского Курдистана, которые в свое время разрешили курдам-беженцам из Турции расселиться во временных лагерях на своей территории, обернулось против самих иракских курдов.
Зона на стыке границ Турции, Ирака и Ирана превратилась в вотчину РПК, где боевики этой организации занимаются рэкетом пастухов в Кандильских горах, контролируют контрабанду наркотиков, оружия, нелегальную миграцию, ведут вербовочную работу среди курдской молодежи. Пользуясь "прозрачностью" границ Турции с Ираком и Ираном, боевики РПК свободно перемещаются в этих трех государствах. Складывается впечатление, что турецкие власти умело манипулируют преступным бизнесом и подрывной деятельностью РПК и жестко контролируют их.
Таким образом, сегодня пресловутая РПК превратилась в "троянского коня" Анкары в курдском национальном движении, дискредитирует и подрывает его изнутри. Иракские власти в Багдаде и Эрбиле пока не в состоянии очистить территорию страны от функционеров и боевиков РПК и вынуждены лишь обращаться с призывами к турецким и иранским властям оградить мирное население иракских приграничных районов от новых налетов авиации и артобстрелов этих стран.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Турецкий Курдистан, РПК, Турция, курды, Сирия, Абдулла Оджалан, Ирак, армия Турции, Кандиль, Сирийский Курдистан, Иракский Курдистан