В последнее время все чаще можно в различных СМИ встретить публикации о заметном стремлении Турции развить и укрепить свои многоплановые связи с Израилем. Теме оценки состояния нынешних взаимоотношений этих двух государств уделяло неоднократно внимание и "Новое Восточное Обозрение", разбираясь, в частности, с вопросом: Турция и Израиль – друзья или враги?
Взаимоотношения между двумя странами в последние десятилетия развивались волнообразно, вызвав, в частности, в 2010 году кризис после того, как израильтяне расстреляли 10 турецких активистов, пытавшихся на судне "Мави Мармара" достичь берега в осаждённой Газе в поддержку палестинцев. В конечном счете в мае 2018 года Турция выслала посла Израиля и отозвала своего собственного из-за израильских нападений на Газу и решения Соединённых Штатов перенести своё посольство из Тель-Авива в Иерусалим. В то же время не секретом является и то, что экономические связи продолжались, и среди строительных компаний, с 90-х годов занимающихся строительством еврейских поселений на палестинской территории, имеются и турецкие, как, например, Yılmazlar Construction Group, обновившая свои отношения с Израилем в 2002 году.
Что же касается Израиля, то он воспринимает Турцию как страну важных для него финансовых потоков и одного из центров мировой торговли, ключом и стратегически важным местом для своего господства на Ближнем Востоке. Отсюда и объясняются шаги Тель-Авива по согласию на поддержание с Турцией секретных контактов, одним из которых, в частности, было недавнее общение главы Национальной разведывательной службы Турции Хакан Фидана с израильскими официальными лицами в рамках инициированных Турцией усилий по нормализации отношений. Эти последние контакты, по сообщениям источников, касались, в частности, восстановления связей между Турцией и Израилем до уровня послов.
Как отмечает по этому вопросу The Jerusalem Post, таким шагом Турция рассчитывает не только показать свое дружественное отношение к Израилю и евреям, но и получить дивиденды в глазах администрации Джо Байдена. При этом издание подчеркивает, что "это модель, которая использовалась и раньше… Однако пока неясно, будет ли Израиль потакать Турции и игнорировать её поддержку ХАМАС".
И вот на днях из Анкары последовало очередное предложение помириться с Израилем и завершить затянувшийся двусторонний конфликт. Отставной адмирал, профессор политологии Джиат Яайджи (Cihat Yayci), приближенный Эрдогана, опубликовал в декабрьском ежемесячном журнале "Turkeyscope" Центра Моше Даяна при Тель-Авивском университете статью с предложением урегулировать морскую экономическую границу между Израилем и Турцией. Это, в частности, он видит за счет урезания, прежде всего, интересов Кипра, отношения с которым у Анкары в последнее время серьезно ухудшились на фоне турецкой экспансии в Восточном Средиземноморье. Правда, в комментариях к этой статье главный редактор журнала "Turkeyscope" — доктор востоковедения Эйтан Коэн Янаржик (Dr. Hay Eytan Cohen Yanarocak) подчеркнул: "Для того, чтобы повысить уровень отношений Израиля с Турцией, чтобы добиться их настоящей нормализации, необходимо восстановить взаимное доверие, для чего, прежде всего, нужно вернуть послов и консулов".
Суть турецких предложений состоит в том, чтобы установить между Турцией и Израилем границу морской экономической зоны за счет Кипра и путем перекраивания морских экономических зон передать Израилю ряд кипрских блоков. Заявляя об указанных предложениях, Анкара пытается сыграть на том, что граница зон между Израилем и Кипром по-прежнему является спорной, несмотря на все подписанные соглашения. А поскольку речь идет об экономических водах, в которых на кипрской стороне находится газовое месторождение "Афродита" со 100 млрд куб.м газа, стоимостью в $9 млрд, то новая демаркация морской границы представляется Анкарой как очень дорогой подарок Тель-Авиву, но только при одном условии: Израиль будет иметь дело с Турцией и никаких дел с Кипром, чье мнение совершенно не интересует Эрдогана. При этом Анкара не скрывает, что и у нее тоже есть "претензии" к Кипру, предлагая таким образом Израилю произвести "обмен интересами", заключив соглашение.
Также адмирал Джиат Яайджи предлагает Израилю не строить дорогой газопровод EastMed в Грецию через Кипр, а подсоединиться для поставок газа в Европу к турецкой магистрали — более практичной и дешевой, явно имея ввиду "Южный газовый коридор" из Азербайджана, который проходит через Турцию.
Примечательно, что весьма похожее соглашение, только за счет Греции, Турция уже подписала ранее с ливийским правительством в Триполи, вызвавшее возмущение не только Афин, но и Брюсселя, Каира и Тель-Авива. Причем автором идеи этого соглашения с Ливией также был бывший турецкий адмирал Джиат Яайджи.
Как комментируют это предложение Дж.Яайджи израильские СМИ, Анкара уже второй раз за последние четыре месяца использует сферу энергетики в попытке перемирия с Израилем. О явно целевой направленности на сближение со стороны Турции свидетельствуют также не только участившиеся контакты между представителями секретных служб двух государств, но и то, что сам Эрдоган в последние месяцы прекратил свои открытые оскорбительные выпады против Израиля.
Относительно предлагаемого Израилю соглашения об установлении морской границы с Турцией, израильские наблюдатели уже назвали его "турецким гамбитом", в котором вместо пешки Эрдоган хочет пожертвовать… Кипром, с которым Израиль до сих пор не договорился о морской границе.
Предлагаемое Анкарой соглашение о взаимовыгодном разграничении морской экономической зоны пока достаточно критически воспринято в израильских экспертных кругах. В частности, звучит четкое предупреждение, что, в случае согласия на него, он может поссорить Израиль не только с Кипром и Грецией, но и с новым партнером по мирному процессу – ОАЭ, чей формальный правитель — кронпринц Мухаммад бин Зайд недавно подписал оборонный договор с Грецией. При этом не исключается, что напряженность в отношениях между ОАЭ и Эрдоганом с его партнерами в Катаре может привести и к серьезному кризису в отношениях между Тель-Авивом и Абу-Даби.
В этих условиях экспертами высказывается мнение, что Израиль определенно не пойдет на предлагаемое Анкарой соглашение и предательство своего союзника Кипра, а это, в свою очередь ставит под сомнение победу "турецкого гамбита". Что же касается Турции, то Тель-Авив намерен настаивать на изменении сначала ею своего публичного отношения к Израилю, на прекращении его делегитимизации в глазах турецкого населения, а также на свертывании ее отношений с ХАМАС. При этом Израиль показывает, что, если Эрдоган это сделает, то еврейское государство найдет пути для восстановления официальных взаимовыгодных отношений между двумя странами, которые были в прошлом.
Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".
Теги: Владимир Одинцов