Финансовый комитет парламента Ирака проголосовал за сокращение расходов государства в 2021 году. Депутаты обещают урезать неэффективные траты, но, похоже, все закончится очередными акциями протеста. Международная редакция ФАН разбиралась, как изменения в бюджете могут отразиться на социальной стабильности страны.
После голосования членов парламентского комитета по финансам бюджет Ирака на 2021 год сократился со 113,1 до 89,6 млрд долларов. Такое решение было продиктовано желанием властей снизить дефицитную нагрузку.
"Комитет проголосовал за сокращение дефицита федерального бюджета с 47 до 19 процентов", — объяснил глава комитета Хайтам аль-Джабури.
После прошлогодних массовых протестов, причиной которых стали в том числе социальные проблемы, над Ираком нависла угроза нового бунта: очевидно, что снижение государственных трат вновь обострит напряженность в обществе.
Багдад идет на крайние меры
Изначально проект бюджета на 2021 год в Ираке основывался на прогнозе доходов чуть меньше 61 млрд долларов от продажи нефти. Эта статья должна была составить порядка 80% от общего объема поступлений в государственную казну. Для покрытия всех расходов официальному Багдаду не хватало около 50,3 млрд долларов.
Нынешний иракский бюджет рассчитывался из прогноза стоимости нефти от 42 до 44 долларов за баррель, о чем заявлял глава министерства нефти Ихсан Абдул Джаббар.
"В настоящее время Ирак продает нефть по цене выше 50 долларов за баррель. Дополнительные доходы пойдут в казну", — добавил Джаббар.
Крупнейшими покупателями иракской нефти являются Индия, Китай и США. По данным иракского ведомства, в январе экспорт топлива был увеличен с 2,846 до 2,868 млн баррелей в сутки. Через ключевые транспортные узлы — порты в Басре — ежедневно проходило около 2,77 млн баррелей нефти. Впрочем, и этих объемов не хватило, чтобы обеспечить стране достаточный доход.
В 2020 году Ирак в среднем зарабатывал около 3,5 млрд долларов в месяц от продажи нефти. При этом на зарплаты государственных служащих и пенсии Багдад ежемесячно тратил около 5 млрд долларов. Главная проблема с дисбалансом казны Ирака — страна зарабатывает меньше, чем тратит.
Так, самые крупные расходы Ирака, по данным на 2021 год, приходятся на энергетический сектор — 22,7 млрд долларов. На втором месте траты на социальные нужды — 21,6 млрд долларов. Порядка 15,8 млрд приходится на расходы по управлению провинциями, еще 8,2 млрд — на сектор образования. Помимо этого страна должна возмещать внутренние и внешние займы. На эти цели выделено 15,1 млрд долларов, но долги Ирака постоянно растут.
На сегодняшний день государственный долг Багдада составляет почти 68,9 млрд долларов, а к концу года он вырастет до 99,3 млрд долларов. В эту сумму включена внутренняя задолженность в размере 70,3 млрд долларов.
Главная нагрузка на бюджет
Ситуация с недостаточными доходами от продажи нефти и растущими долгами усугубляется главной проблемой государства — коррупцией.
"Массовые хищения, мошенничество с закупками, отмывание денег, контрабанда нефти и широко распространенные откаты привели Ирак на дно международных рейтингов, подпитывают политическое насилие и препятствуют эффективному государственном строительству. Политическое вмешательство в деятельность антикоррупционных органов и политизация коррупционных вопросов, слабость гражданского общества, отсутствие безопасности, нехватка ресурсов и несовершенство правовых норм ограничивают возможности правительства обуздать растущую коррупцию", — говорится в аналитическом исследовании негосударственной организации Transparency International.
При этом внешне Багдад пытается вести борьбу с хищениями. Так, 14 октября 2020 года правительство Ирака одобрило план экономических реформ под названием "Белая книга". В нем описан переход от централизованной плановой экономики к рыночной. Среди предлагаемых мер — сокращение числа государственных служащих, поддержка частного сектора и введение "надлежащего управления".
Как в Ираке пытались решить проблемы
Еще одним экстренным шагом по спасению государственной экономики стал запрос в Международный валютный фонд (МВФ), сделанный Ираком в январе 2021 года. Багдад попросил кредит в размере 6 млрд долларов, чтобы частично покрыть дефицит бюджета.
"Иракские власти запросили чрезвычайную помощь у МВФ в рамках Инструмента быстрого финансирования и заявили о своем намерении также запросить более долгосрочное соглашение с фондом в поддержку запланированных экономических реформ", — пояснили в международной организации.
Министр финансов страны Али Аллави также не исключал, что Багдад может запросить у фонда еще 4 млрд долларов недорогих кредитов в рамках целевой программы, связанной с правительственными реформами.
Дополнительно власти приняли решение о девальвации национальной валюты. К подобным мерам обычно прибегают для управления внутренним рынком в тех случаях, когда основной доход государство получает в иностранной валюте.
Поскольку Ирак продает нефть за доллары, а его бюджет привязан к динару, снижение курса дало правительству дополнительный внутренний доход, который позволил компенсировать потери. Но у этой меры есть обратная сторона — например, снижение покупательной способности собственной денежной единицы.
В Ираке повышение курса доллара привело к сокращению доходов населения и увеличению инфляции до 25%, а также к новым протестам — граждане, недовольные резким ростом цен на товары первой необходимости, вновь вышли на улицы, требуя отменить решение о девальвации.
Протестные настроения
Фактически демонстрации, спровоцированные обрушением курса национальной валюты, стали продолжением прошлогодних протестов. Тогда поводом для выхода людей на улицы стала нехватка электроэнергии: недовольные социальными проблемами граждане устраивали митинги и марши, перекрывали дороги, жгли покрышки.
"Сам по себе иракский протест не однороден — на самом деле в большинстве своем граждане требуют решения давно уже известных и набивших оскомину проблем, а политические лозунги и агитация просто наслаиваются на социальное недовольство. Нехватка питьевой воды, "кумовство" и коррупция в силовых структурах, предвзятость правоохранительных органов, необходимость реформ в здравоохранении и образовании, а также решение проблемы нехватки электроэнергии — вот что заботит Ирак", — объяснял Telegram-канал "Рыбарь" в самый разгар прошлогодних митингов.
В нынешнем году протестные настроения вновь обострились. В частности, в Насирии на улицы вышли сотни демонстрантов, которые требовали расследовать убийства гражданских активистов и освободить похищенного общественного деятеля Саджада аль-Ираки. Акция быстро переросла в столкновения с полицией, а в толпу митингующих полетели гранаты со слезоточивым газом, спецназ открыл по демонстрантам стрельбу.
"Силы безопасности стреляют боевыми пулями по протестующим на площади Аль-Хабоби в центре Насирии. Столкновения продолжаются", — написал в своем аккаунте Twitter журналист Раад Хашим.
Самая масштабная за последние годы акция протеста у офиса компании Dhi Qar Oil продолжается уже почти девять месяцев. Ее проводят выпускники инженерных, административных, экономических и технических вузов. Активисты требуют от властей отказаться от ограничения занятости в государственном секторе в 2021 году.
Но именно это решение и планирует реализовать официальный Багдад. На этапе обсуждения проекта бюджета на 2021 год иракский минфин заявил, что не предусматривает создания рабочих мест в государственном секторе из-за финансового кризиса, в который погрузилась страна.
"Если нынешняя ситуация сохранится и если цены на нефть будут низкими, существует реальная вероятность того, что все больше и больше людей будут участвовать в забастовках или в протестах", — уверен сотрудник аналитического центра Century Foundation Саджад Джияд.
В сухом остатке
Финансовый комитет парламента Ирака пока только проголосовал за сокращение расходной части бюджета, утвердить его официально предстоит в ближайшем будущем. Но уже сейчас очевидно, что продвигаемые властями меры по выходу из кризиса вряд ли спасут ситуацию. Решение о сокращении бюджета финансовый комитет принимал в тяжелое время — на фоне планов урезать добычу нефти.
Пересмотр сделок по торговле топливом с зарубежными государствами начался со снижения поставок нефти индийским компаниям. Иракский нефтяной ретейлер, компания SOMO, снизил объемы поставок ряду индийских предприятий на 10-20%.
"Мы никогда не ожидали, что Ирак сократит объемы. Это происходит в то время, когда мы готовимся к увеличению производительности, поскольку спрос на топливо восстанавливается", — говорят участники индийского рынка.
SOMO объясняет причины своего решения снижением поставок для всех азиатских покупателей. Утверждается, что это необходимо для компенсации перепроизводства, которое было зафиксировано в прошлом году.
В свою очередь, иракский министр нефти Ихсан Абдул Джаббар также заявил, что Багдад вынужден в нынешнем году компенсировать более высокие объемы производства в соответствии с условиями ОПЕК.
Сейчас власти Ирака балансируют между рисками возобновления уличных протестов и банкротства страны. Если не сократить бюджетные расходы, правительство столкнется с полным отсутствием денег в казне еще до конца года, что в конечном итоге чревато куда большими проблемами.
Теги: Ирак