Ложное обвинение
Так сложилось, что в земной жизни за последние два столетия с образом Малика Тауса у некоторых народов мира создалось ложное представление. Причина тому, ложное обвинение со стороны мусульманских элит. Как известно, в ранний период формирования ислама, у мусульман был совершенно иной взгляд на Ангела Павлина. Приблизительно с 12 века, мусульманские власти с целью расширения своих владений – захвата земель, имущества, покорения и исламизации езидов, изменили свое отношение к Ангелу Павлину. Они стали использовать всевозможные методы и способы, в том числе идеологическую и исламскую пропаганду, чтобы очернить езидизм в глазах окружающих народов и вынудить езидов, обратиться в ислам. При помощи известных исламских богословов, взяв за основу некоторые отрывки из езидского учения, а также противоречивые идеи из других древнеиранских религий близких к езидизму (зороастризм, митраизм, манихейство), мусульманские власти извратили истинный смысл догматов и нравственную философию езидского религиозного учения относительно идеи Малика Тауса и представили его всеобщим духом зла. Для усиления оскорбительного и превратного отношения мусульман к Малику Таусу, мусульманские священники взяли отдельные характеристики Ангела Павлина из езидизма и зороастризма, и связали их с утвердившимися в авраамических религиях образом сатаны.
Из зороастризма ими была взята идея ограниченности божественной власти. Как известно учения Зороастра делит Бога на доброе и злое начало – Ахура-Мазда (сила света) и Ангро-Манью (сила тьмы). Свои силы эти начала проявляют посредством ахуров (ангелов) и дэвов (бесы). По зороастризму, каждый человек носит в себе часть хорошего и плохого, представляет собой смешение двух чувств.
Из езидизма – "Черной книги" и других текстов, мусульманскими богословами были извлечены противоречивые сведения и разные версии толкования взаимоотношений Бога и Малик Тауса. Приведем некоторые из них:
- Ангел Павлин был в райском саду, когда был сотворен Адам. По велению Всевышнего, все великие ангелы поклонились первочеловеку – Адаму, а Малик Таус из своей гордыни отказался исполнить повеление Бога, за что он был, низвергнут с небес. Это проявление гордыни привело его к падению и утвердило вечную вражду между Богом и Ангелом Павлином;
- Ангел Павлин не поклонился Адаму, потому что повиновался только Богу. Перед сотворением Адама, Бог велел всем семи великим Ангелам не склоняться ни перед кем, кроме него. Неповиновение Малик Тауса объясняется его особой преданностью Богу как своему создателю – он отказался поклониться Адаму, потому что его творцом является сам Господь, и он из преданности поклоняется только ему и никому больше. Несмотря на это, Бог низверг его за неповиновение и отправил в ад;
- Ангел Павлин за неповиновение Всевышнему был низвергнут, но за свое искреннее раскаяние перед Богом в виде его слез, которыми он наполнил ад в течение 7 тысяч лет, Бог простил ему его проступок и он вновь он был вознесен на небо в пантеон ангелов;
- есть и такая версия, что некоторые езиды считают своего архангела лишь временно несущим наказание за свое неповиновение Богу. Они верят что, в конце концов, он будет прощен и Бог снова восстановит его высокое положение среди небесной иерархии. А до тех пор, пока Малик Таус не прощен, езидам запрещено упоминать имя падшего ангела даже под созвучными именами. Эта часть езидов ждут возвращения Малик Тауса как Мессию-Спасителя;
- религия езидов строжайшим образом запрещает проклинать дьявола, а также произносить его имя или другие эквиваленты этого имени. В свое оправдание в поклонении дьяволу, езиды утверждают, что человек не вправе и не может вступать в отношения Бога и ангелов, так как это не его уровня дело, напротив, его долг почитать их всех одинаково. А поклонение дьяволу объясняют тем, что его как злое начало, надлежит всемерно умилостивлять и задобрить.
- езиды считают Малика Тауса царем (князем) всей вселенной, включая Землю. А мусульмане и христиане приписывают титул "Князя сего мира" Люциферу.
Используя эти противоречия и воздержанность езидов от привычного для мусульман оскорбления дьявола, мусульманские богословы сделали вывод, что езиды являются ярыми поклонниками и защитниками злого духа. А езидский миф о том, что Малик Таус творил вселенную вместе с Богом, вдохновил исламских философов на неверное толкование Малика Тауса как духа, отделенного от Бога и противостоящего ему. И поскольку исламская традиция утверждает, что Бог вечно благ и бесконечно добр, и не может приносить людям зло, это сразу логически делает Малика Тауса злым духом.
Начиная с 12 века и в течение всех последующих столетий мусульманские элиты стали изо всех сил утверждать, что Ангел Павлин это шайтан. И надо заметить, что исламские власти, используя искаженное представление об истинной природе Малика Тауса, успешно достигли своей цели. Клеветнический антиезидский религиозный заговор быстро набрал силу.
В усилении этой клеветы, мусульманскими священниками были приняты несколько фетв (решение муфтия или иного исламского авторитета, обязательного к соблюдению для всех мусульман), по которым езиды официально были объявлены дьяволопоклонниками и каждый правоверный мусульманин был обязан их повсеместно преследовать. В мечетях муллы, во время проповеди убеждали прихожан, якобы Аллах "проклял езидов" и, прочитав молитву, в конце произносили "проклятия езиду". Хотя то, что езиды поклоняются дьяволу в Коране ничего не сказано. Но, зато из Корана известно, что когда Аллах хотел мусульманам что-то сообщить, он делал это через пророка Мухаммеда. Однако о проклятии езидов пророк ничего не говорил. Следовательно, обвинение мусульманской элиты по определению являются ложью. По сути, со стороны мулл это подстрекательство на братоубийственные нападения на религиозной почве с целью уничтожения езидов и насильственного обращения в ислам.
Хорошо организованная и широко поддерживаемая мусульманскими властями антиезидская политика еще больше усугубило положение езидов. Мусульмане даже те, которые никогда не видели езидов, стали считать Малик Тауса падшим ангелом и отождествлять с шайтаном, а езидов поклонниками дьявола, заслуживающие презрения и смерти.
В христианском мире искаженное представление об Ангеле Павлина стало особенно широко распространяться с 18 века, когда европейские страны в поисках расширения своих владений, рынков сырья и сбыта стали активно интересоваться Ближним Востоком. Под влиянием исламской антиезидской пропаганды, неосведомленные христиане тоже стали называть Малика Тауса дьяволом. По этой же причине христиане, которые ранее боготворили птицу павлин стали постепенно менять свое мировоззрение. Взамен прежнего восторга и восхваления павлина, даже появилась поговорка, что птица павлин обладает красотой ангела, но бесовским криком дьявола.
Искаженное представление о Малик Таусе, порожденное исламским клеветническим джихадом смогло настроить множество народов против езидов. Старая традиция веры в павлина все больше стала терять свой первоначальный смысл, и вместо него возникло представление об Ангеле Павлине, как о символе злого духа. Фактически, усилиями мусульманских лидеров и богословов было совершено безбожное слияние двух противоречивых образов – существующего в авраамических религиях и сознании верующих мусульман и христиан падшего ангела, с езидским пресвятым Ангелом Павлином, якобы проклятого Богом и ставшего сатаной. И таким образом, исламскими теологами был создан новый всемогущий и неподвластный Богу – самостоятельный образ Бога-Дьявола.
Несмотря на вопиющую ложь, в глазах иноверцев это обвинение в корне исказило реальную систему религиозных верований езидов в Ангела Павлина, особенно в мусульманском окружении создало предпосылки для того, чтобы считать архангела Малик Тауса воплощениям зла, а езидов в этой связи поклонниками дьявола. В результате, ложной антиезидской пропаганды, езиды на протяжении последних столетий постоянно и жестоко подвергаются гонениям за то, что они почитают Малик Тауса, которого иноверцы по надуманному мусульманскими властями обвинению стали отождествлять с падшим ангелом.
Подобное обвинение является вопиющей ложью и плодом глубокого заблуждения верующих людей, корыстно навязанного им мусульманскими властями. Это обвинение является полностью вымышленным и никак не связано с достоверным езидским учением, и не имеет ничего общего с представлениями самих езидов об этом архангеле.
Правда, в том, что езиды почитают Малик Tayca как истинное божество. И это божество никак не связано с существующим в исламе и христианстве падшим ангелом.
Во-первых, согласно езидизму Бог всесилен и всемогущ, и нет во вселенной силы, которая могла бы ему противостоять. Бог создатель и повелитель не только всего сущего, но и Малика Тауса. Бог представляет духовный мир, Малик Таус – материальный. Езиды не верят в возможность противостояния духовного и материального. Для езида догма, что все в нашем мире подвластно Богу, в том числе и Малик Таус и нет в мире силы, которая может быть выше и сильнее него.
Во-вторых, в езидских священных писаниях нигде не говорится, о существовании сверхъестественной силы зла и тем более о том, что Малик Tayc злой дух или падший ангел. Наоборот, отвергается самая мысль об изгнании его с неба: "…я вложил всю материю в твои руки, говорит ему Бог в Черной Книге"; по его собственному заявлению в книге Откровение: "… я был и есть, и нет мне конца. Я одно из тех семи божеств, которые отныне правят миром в течение десяти тысяч лет". В истинном езидизме Малик Таус никогда не "падал", он изначально, как и все твари божьи, в том числе ангелы, как обладал свободой выбора между добром и злом, так и обладает и как все твари божьи полностью подвластен Творцу. Учением отвергается даже сама мысль о поклонении силам зла или тьмы. Во время молитвы езиду указано поклоняться исключительно источнику света (солнцу) и никогда источнику тьмы. Езидизм категорически отрицает любое зло со стороны Всевышнего и созданных им архангелов. Религия утверждает, что все чувства, в том числе добро и зло исходят от самого человека и являются формой его свободного нравственного волеизъявления. У человека с рождения заложены универсальные понятия о доброте и справедливости, но со временем у каждого образуются своя мораль. Поэтому каждый человек сам должен отвечать за свои поступки, за то, что он делает, и не искать оправдание на стороне. Весьма красноречиво по этому вопросу сказал русский писатель 19 века В. Г. Белинский: "Создает человека природа, но развивает и образует его общество".
В-третьих, в курдском языке вообще нет слова обозначающее злой дух (дьявол, сатана, шайтан или их эквивалент), а используемое курдами слово "шайтан" арабского происхождения.
В-четвертых, хотя езиды не поклоняются дьяволу, езидскими священниками действительно запрещено произносить его имя вслух или упоминать его в разговоре. По этому поводу в "Черной Книге" сказано: "Никому из нас не позволено произнести его имя и ничего такого, что походило бы на него, в роде: шайтан (сатана), кайтан, шар (зло) шат (река) и тому подобное, точно также мы не произносим: малун (проклятый), или ланат (проклятие), или нал (подкова), или других слов, имеющих подобный звук". Этот запрет езидское духовенство объясняется следующим образом: "Если вы беседуете о Боге и его светлых слугах, то эта медитация вызывает положительную энергетику. Но, когда вы говорите о злом духе, то он будет присутствовать с вами своей отрицательной энергией. Ругать его не надо, ибо за это может последовать негативная реакция, тем более что у тебя нет истинных знаний о нем. А потому следует избегать места, где ведутся беседы о дьяволе. Кроме того, находясь в исламском окружении, где мусульмане отождествляют Малик Тауса с шайтаном и проклинают его, во избежание нежелательных последствий, не следует вступать с ними в диспут, чтобы избежать нападения". Так что, если езиды не ведут беседы о дьяволе, и уходят с того места, где его ругают, вовсе не означает, что они его боготворят, и никак не может быть основанием для их причисления к его поклонникам.
На самом деле, мусульманские власти преследовали и продолжают преследовать езидов только за то, что они не хотят им подчиниться, принять ислам, и хотят сохранить свою исконную религию. Человечество, не зная истинной сущности езидского вероучения, глубоко заблуждается в роли и значении Малик Тауса и в завете Бога о назначении его правителем сего мира. Богапознание в езидизме легкодоступно для понимания – есть всемогущий Бог, который сотворил все сущее и все в нашем мире подвластно ему. Очевидно, что мусульманские священники вырвали из контекста езидского учения именно то, что было угодно их властям – объявить езидов язычниками, безбожниками и еще хуже поклонниками дьявола, для того чтобы настроить против них всех мусульман и с их помощью подчинить их своей власти. Они грубо исказили характеристику Ангела Павлина и связали его со своей религиозной концепцией зла – якобы существующей силы неподвластной Богу, которую на протяжении многих веков мусульмане и христиане приписывают сатане. Кроме того, им на руку сыграла неграмотность некоторых езидских священников с одной стороны, и некомпетентность в религиозных вопросах некоторых "выскочек" езидов-мирян с другой, которые из-за своих необдуманных высказываний, незнания основ езидской религии, своими догадками и мнениями навлекли на езидскую общину напрасную ненависть и вражду окружающих народов.
Надо заметить, что сегодня, когда в мировой литературе распространились труды христианских и некоторых мусульманских исследователей, журналистов и просто путешественников с опровержением бытующего мнения о езидах, когда участились личные контакты людей разных религий с езидами, отношение к езидам и их религии изменилось в лучшую сторону. Безусловно, знакомство иноверцев с езидским вероучением, его догматами, и обрядами, может пролить свет на темные вопросы истинного езидства, и окончательно прояснить, что Малик Таус не имеет ничего общего с существующим в религии и сознании мусульман и некоторых христиан, понятием злого духа. Поэтому нет никаких оснований обвинять езидов в поклонении дьяволу. Тем более что никто из нас достоверно не знает об объективной реальности окружающего нас мира.
Талисман
Из истории нам известно, что люди с древних времен пользовались предметами, с которыми связывали надежды на защиту, счастье, удачу и т.д. То, что чаще всего оправдывало их надежды, называли талисманами или амулетами. Многие ученых склоняется к мнению, что вера в талисманы началась одновременно с появлением человека и его страха перед силами природы. Талисман с изображением павлина наиболее распространенный оберег, который в том или ином виде издревле присутствовал в культуре большинства народов.
В системе культовых (обрядовых) предметов езидов, одним из главных талисманов является изображение Малика Тауса, В езидской традиции с древних времен талисман павлина был и остается особенной силой. Образы в виде павлина и реже петуха в езидизме весьма символичны, так как они связаны с ангелом-покровителем езидов Малик Таусом. Магическая сила этого талисмана заключена в павлиньем хвосте. Украшения, фигурки и изображение павлина являются символом духовности, считаются одними из самых сильных талисманов и играют важную ритуальную роль.
Согласно традиции, в качестве талисмана могут быть любые изделия – фигурки, изображения или украшения павлина, а также его перья. Примечательно, что павлинье перо имеет семь основных цветов, подобно цветам радуги, поэтому ассоциируется с великими ангелами. Считается, что талисман павлина несет в первую очередь защитную функцию, оберегает своего владельца от порчи, сглаза, недуга и других неприятностей, устраняет негативные посылы, направленные против человека, создает положительный энергетический щит вокруг человека; активизируют энергию славы, приносит удачу и счастье, притягивает богатство, процветание и любовь. Нательные талисманы используются для того, чтобы получить индивидуальные материальные блага, везение, известность, славу, любовь.
В езидизме существует еще один символический образ: два павлина, стоящие друг против друга с двух сторон Древа Жизни. Они считаются символом счастья и любви. Людям, желающим найти свою половинку, создать семью этот магический символ помогает устроить свою личную жизнь. А тех, кто уже обрел свою вторую половинку, этот талисман оберегает от конфликтов и разногласий, брачный союз будет крепким и счастливым, а у супругов непременно родятся дети. Любовь не единственное значение символа "двусторонний павлин". Этот талисман также приносит удачу в работе, способствует предпринимателям встретить хорошего делового партнера или укрепить деловые связи.
Поэтому езиды предпочитают иметь дома изделия, картины, перья павлина и носить украшения с его изображением, полагая, что, находясь в доме и на теле, этот талисман способен защитить своего владельца от несчастья и принести ему удачу. При этом учение езидов содержит упоминания о том, что ни в коем случае нельзя в доме держать чучело павлина или части его тела, а тем более, категорически нельзя есть мясо павлина. Эти атрибуты создают негативную энергетику, плохо влияют на здоровье, разрушают ауру дома.
В то же время, талисман павлина у езидов имеет свои особенности, которые обязательно нужно учитывать при его использовании. По утверждению езидских священников, для того чтобы талисман или амулет павлина действовал, не имеет никакого значения из какого материала это изделие или украшение сделано: золото, серебро, драгоценный камень или стекло. Ценность изделия зависит от личного материального состояния или желания владельца талисмана выделиться, то есть материал, из которого он сделан, будет лишь показателем вашего достатка. Священники также говорят, что талисман павлина имеет силу оберега с момента его приобретения, но в любом случае будет лучше, если это изделие или украшение отнести в езидскую святыню (зиккурат) и освятить лично для его обладателя.
Сила талисмана зависит от правильного расположения. Чтобы павлин выступал в качестве талисмана, следует соблюдать определенные правила. При этом неважно, где он находится, будь то, дом, рабочее место, автомобиль или нательное украшение. Нужно следить за тем, чтобы этот мощный символ был расположен в чистом и светлом месте, всегда оставался чистым и имел привлекательный вид, и регулярно заботиться о нем. Лучшим место для талисмана считается южная сторона, направление к солнцу. Действие талисмана может также усилить наличие рядом огня (камин, свеча), но в любом случае это должно быть светлое и чистое место. Для любви или делового партнерства рекомендуется расположить фигурки двух павлинов напротив друг друга, то есть создать пару. Это будет служить укреплению семейных уз, гармонии в отношениях и удаче в работе.
Талисман павлина нужно носить с добрыми помыслами. Езидские священники уверяют, что изделия и украшения с павлином необходимо носить исключительно с добрыми помыслами. Каждый миг следует помнить о том, что только человек, глубоко верующий в Бога, будет находиться под постоянной защитой Малика Тауса. В голове человека постоянно должен присутствовать благодарный посыл к Ангелу Павлину – периодически нужно благодарить его за то, что он оберегает в трудные минуты жизни и посылает вам мысли, наставляющие на путь истинны.
Павлин – большой ценитель ласки и похвалы. Поэтому талисман павлина нуждается в регулярной заботе. Время от времени владелец талисмана должен разговаривать с ним, выражать свою признательность и восхищение, превозносить его красоту. Также иногда следует брать его в руки, поглаживать фигурку, изображение или перо птицы. То есть, человек всячески должен заботиться о том, чтобы "задобрить" Ангела Павлина.
Только в случае правильного обращения, талисман павлина будет обладать невероятной силой оберега и обеспечит именно тот эффект, который ждет от него его владелец. В противном случае, изделие или изображение павлина, будет восприниматься всего лишь как украшение и не более того. В благодарность за набожность и преданность, Малик Таус привлечет благополучие и удачу в жизнь своего поклонника.
***
Автор выражает благодарность руководителю Езидского культурного центра "Лалиш" в Духоке (Иракский Курдистан) шейху Шамо, религиоведу Шамо Динани из Духока (Иракский Курдистан), пиру Хасану Исебиа из Рязани (Россия), шейху Муразу Брояну из Санкт-Петербурга (Россия), за консультации в ходе написания настоящей статьи.
Юрий Дасни
кандидат политических наук,
Директор института езидской истории
Теги: Юрий Дасни, езиды, езидизм