Как известно, по просьбе президента Касыма-Жомарта Токаева в Казахстан направлен контингент вооруженных сил ОДКБ, в основном, это российские военнослужащие. Официальные власти стран-участниц этой организации почему-то решили назвать этот контингент миротворческим.
Насколько оправданно и законно такое название и само вмешательство иностранных вооруженных сил в казахстанский конфликт?
По сложившейся в ООН и других международных организациях практике, миротворцы направляются в зоны региональных конфликтов, как правило, по согласованию со всеми сторонами конфликта. Исключение может быть сделано в случае массовой гибели мирного населения, чтобы, например, остановить геноцид того или иного племени (Руанда, Бурунди) или прекратить кровопролитие. В таких случаях проводится операция по принуждению к миру или гуманитарная операция. Решение на применение военной силы в том или ином конфликте принимается консенсусом всеми постоянными членами Совета Безопасности ООН.
Пока мы слышали лишь обращение президента Токаева к ОДКБ с просьбой о военной помощи. В качестве повода или предлога к вводу иностранных войск на территорию своей страны он назвал восставших жителей террористами и указал на какую-то их гипотетическую связь с зарубежными силами. Этот свой тезис президент не раскрыл и остается только догадываться, что он имел в виду?
ОДКБ изначально создавалась как организация для коллективной защиты всех стран-участниц от внешней агрессии. До сих пор этим положениям своего Устава она и следовала. Даже в период агрессии Азербайджана при поддержке ВС Турции в сентябре 2020 года против непризнанной Республики Нагорного Карабаха и Армении, ОДКБ не решилась вмешаться в тот конфликт и остановить массовую гибель людей.
Сейчас же, как по мановению волшебной палочки, в Казахстане объявился военный контингент ОДКБ, который якобы вместо местных сил безопасности и армии будет охранять государственные учреждения и другие важные объекты.
Так что же получается, значит силовые структуры Казахстана заняли нейтральную позицию во внутреннем конфликте восставших с властями или даже частично перешли на сторону бунтовщиков? Тогда иностранные военные ОДКБ превращаются в интервентов, прибывших для поддержки обанкротившегося режима Токаева-Назарбаева. Кстати, последний уже благополучно приземлился на частном самолете в г. Дубае (Объединенные Арабские Эмираты), где его семья имеет дорогостоящие объекты недвижимости и счета в банках.
В складывающейся ситуации наиболее взвешенную политику заняло китайское руководство, которое расценило конфликт в Казахстане как чисто внутреннее дело этой страны.
Не мешало бы и правителям стран ОДКБ проявить подобную мудрость и воздержаться от применения военной силы в Казахстане.
Эксперт по вопросам региональной безопасности, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов