Известную турецкую певицу Сезен Аксу обвинили на родине в оскорблении религии. После жестких высказываний Реджепа Эрдогана артистку травили в интернете, возле дома собирались толпы недовольных. Это не первый такой случай. Из-за неосторожных слов даже сажали в тюрьму. Свидетельствует ли это о радикальной исламизации Турции, разбиралось РИА Новости.
Слышали и привыкли
Пять лет назад Сезен Аксу, чьи альбомы разошлись по миру 40-миллионым тиражом, спела: "Поздоровайся с невежественными Евой и Адамом". Тогда этому значения не придали. Но под Новый год она решила выпустить клип.
Из текста песни очевидно: под библейскими персонажами подразумеваются все ныне живущие. Однако Адам в исламе считается первым пророком. И на певицу с критикой обрушились участники "Движения за национальное выживание", которое связано с правящей "Партией справедливости и развития". У дома Аксу организовали акцию протеста.
Затем высказался сам Эрдоган. Выступая после пятничной молитвы в Большой мечети Чамлык в Стамбуле, президент заявил: "Никто не смеет порочить Его святейшество Адама. Наш долг — вырвать языки тем, кто это делает. Никто не смеет порочить Ее святейшество Еву".
Сезен Аксу, поначалу никак не комментировавшая ситуацию, после речи президента сделала пост в Facebook. Поблагодарив тех, кто ее поддержал, она отметила: "Как вы понимаете, дело не во мне — в стране". В ее новой песне звучит фраза: "Ты не сможешь вырвать мне язык".
Турецкие артисты и художники выступили в защиту певицы. Актер Дженко Эркал был особенно резок. "В какой конституции прописаны подобные меры наказания? Наверное, в законодательстве каменного века, — иронизировал Эркал. — Президенту не подобает так говорить. Но мы от него уже всякое слышали, привыкли". Заметим, в стране предусмотрена уголовная ответственность за оскорбление главы государства.
Бывший премьер Ахмет Давутоглу, некогда считавшийся главным оппонентом Эрдогана, сказал: "Разговоры про вырывание языка у алтаря мечети не научат уважать святыни. Это уже не первый пример, когда президент использует религию в личных интересах".
Пуля за песню
В 2018-м певицу и актрису Зухал Олджай вызвали в суд. На концерте она изменила строчку песни и вместо "работа, влияние, карьера, деньги — все пустое, все ложь" спела "Реджеп Тайип Эрдоган — все пустое, все ложь". И сделала неприличный жест.
Хотя певица объяснила, что не хотела оскорбить главу государства, ее приговорили к десяти месяцам тюрьмы. И это еще мягко: по таким обвинениям в Турции могут дать до четырех лет.
В 2015-м восходящая 19-летняя звезда Мутлу Кайя вышла в финал турецкого аналога шоу "Голос". И получила пулю в голову. Около месяца была в коме, но выжила. Судя по ее Instagram, сейчас чувствует себя хорошо.
Следствие предполагало, что за покушением стоят ее родственники. Кайя — из курдов, родилась в провинции Диярбакыр, где традиции сильно ограничивают женщин. В итоге вину на себя взял ее молодой человек. Он сообщил, что его оскорбило "недостойное" поведение подруги, посмевшей выступить на сцене.
Размытые запреты
Гайки стали закручивать в 2016-м, после попытки государственного переворота. Особенно это коснулось публичных фигур. Широкий резонанс вызвал арест писателя Ахмета Алтана, обвиненного в причастности к заговору. В тюрьме он написал книгу "Я больше никогда не увижу мир" и смог через адвокатов тайно передать текст для публикации. В 2021-м его освободили. Международная организация "ПЕН-клуб" считает, что по числу находящихся в заключении литераторов Турция лидирует в Европе и Центральной Азии.
Угодить за решетку можно не только из-за высказываний о религии и политике. В прошлом году девушку-блогера Пынар Йылдырым, известную под ником Pucca, приговорили к пяти месяцам и 18 дням за оскорбление мужчин. В ее постах из соцсетей шла речь о геях: дескать, на ТВ их так много, что мужской пол стал "неполноценным и бесхарактерным".
К слову, турецкое телевидение сложно назвать фривольным. В фильмах нельзя показывать даже целующиеся пары, не говоря уже о более близких контактах. Запрещена и демонстрация любых брендов, изображение размывают — как и сигареты или алкоголь.
Если подобные сцены попадают в эфир, телекомпанию могут оштрафовать. Верховный совет радио и телевещания (RTÜK) наделен неограниченными цензурными полномочиями, поэтому поводом для взыскания может стать что угодно. Турецкие СМИ обратили внимание: авторов сериала "Большая ложь" привлекли к административной ответственности за историю о человеке, который обманывал свою жену.
Достается и соцсетям. В 2020-м парламент обязал зарубежные площадки в течение двух суток удалять материалы по запросу властей.
Эффект от аффекта
На Западе внутреннюю политику Эрдогана критикуют. Особенно в США, где предоставили политическое убежище исламскому проповеднику Фетхуллаху Гюлену. Его называют одним из главных противников турецкого президента и возможным организатором неудавшегося переворота.
В 2020-м Госдепартамент выпустил 72-страничный доклад о дискриминации в Турции по разным мотивам. Одна глава посвящена гендерным и семейным проблемам, другая — религиозным. Ссылаясь на независимые группы мониторинга, авторы документа утверждают: в стране много сексуального насилия. Не исчезла и практика "убийств чести", когда гибнут женщины. Больше всего преступлений — на юго-востоке (именно оттуда родом певица Мутлу Кайя).
Страдают и религиозные меньшинства: алевиты, христиане, последователи Армянской апостольской церкви. В докладе приводится высказывание бывшего депутата турецкого парламента Тумы Челика. По его словам, резонансное похищение семейной пары халдеев-католиков в деревне Кованкая — дело рук неких "сторонников государства". Другие источники, правда, утверждают, что за этим стоят курдские группировки.
Согласно отчету фонда Гранта Динка за 2019-й, в турецкой прессе было более пяти тысяч публикаций, направленных против этнических и религиозных групп. Не обошли стороной и атеистов.
Отвечая Вашингтону, МИД Турции обвинил авторов документа в политизации прав человека. "Там необоснованные претензии, недостоверные сведения и необъективные комментарии. Это укрепляет предположения о том, кто был организатором путча", — отметили в Анкаре.
Неполный привод
Многие турки упрекают Эрдогана за отход от идеалов Ататюрка. В первую очередь — от секуляризации, то есть освобождения общества от религиозного контроля. В светских школах курс религии стал обязательным. Музей Айя-София превратился в действующую мечеть, византийские фрески скрыли полотнами ткани.
Эрдоган даже публично говорил: "Турция ни в чем не противоречит вере "Талибана*". Я считаю, что мы сможем лучше поладить". Но это сочли популизмом: Анкара стремится максимально расширить влияние в Центральной Азии и на Ближнем Востоке.
Тем не менее в Турции легальны алкоголь и даже проституция — до шариата пока далеко. По данным исследовательского центра Pew (CША), введение системы традиционного исламского права одобрили бы лишь 12 процентов мусульман страны. Для сравнения: в Египте — 74 процента, в Палестине — 89, в Афганистане — 99.
Ссылаясь на турецкие и международные источники, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский подсчитал: примерно треть населения Турции не хочет исламизации. Однако в 2012-м армию отстранили от политики. Именно военные были гарантом сохранения светского режима, поясняет эксперт.
А тем временем по интернету гуляет карикатура, изображающая "Турцию Ататюрка и Турцию Эрдогана". Слева — основатель республики на фоне девушек в вечерних платьях, солдат с винтовками и музея Айя-София. Справа — нынешний президент на фоне женщин в хиджабах, янычар и возрожденной мечети.
* Организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.
Теги: Турция, Реджеп Тайип Эрдоган