Очередной многомесячный правительственный кризис в Ираке сопровождается массовыми акциями протеста и захватом здания парламента митингующими. В конце июля 2022 года демонстранты начали сидячую забастовку в парламенте и разбили палаточный лагерь у его стен. Они выступают против выдвижения на пост премьер-министра араба-шиита Мухаммеда ас-Судани, которого считают ставленником Ирана. Чтобы предотвратить погромы и беспорядки в так называемой "зеленой зоне" столицы, где расположены правительственные здания и диппредставительства, в центр Багдада были введены войска. И хотя в канцелярии исполняющего обязанности главы правительства Мустафы аль-Каземи заверяют, что военные не будут использовать против демонстрантов боевые и резиновые пули и дымовые шашки, обстановка в центре Багдада остается весьма напряженной.
Традиционно, иракская армия старается не вмешиваться во внутриполитические конфликты, ведь она после свержения Саддама Хусейна была деполитизирована и в ней служат представители различных конфессиональных и этнических групп населения (арабы-шииты, арабы-сунниты, курды, туркоманы, другие). В министерстве обороны и службах безопасности также подтверждают, что военные и силовики других ведомств доказали свою лояльность иракскому народу и не будут вмешиваться в политические процессы.
Главной причиной сегодняшнего кризиса власти в Ираке стала неспособность избранного в октябре 2021 года парламента сформировать новое правительство, избрать премьер-министра и президента страны. Как известно, "Движение садристов", возглавляемое авторитетным шиитским лидером Муктадой ас-Садром, набрало относительное большинство голосов избирателей, однако к власти прийти не смогло: переговоры с другими блоками и партиями о формировании нового кабинета министров оказались в тупике из-за непримиримости сторон, в первую очередь, из-за позиции проиранских шиитских группировок.
Трудно сказать, чем закончится противостояние политических сил в стране на этот раз. Предыдущие подобные конфликты удавалось разрешать с помощью посредничества президента Иракского Курдистана Масуда Барзани, который умел убеждать представителей блоков арабов-шиитов и арабов-суннитов в необходимости взаимных уступок и поиске компромисса во благо иракского народа. Сейчас Масуд Барзани по возрасту оставил пост президента курдского региона и остается лишь общепризнанным лидером иракских курдов. Вряд ли сейчас он или другой курдский лидер смогут также эффективно примирить непримиримое, т.е. добиться компромиссной фигуры на пост премьера из числа шиитского большинства страны, кандидатуру которого бы могли поддержать в парламенте арабы-сунниты и курды. В принципе, последние согласны с достигнутой после свержения С.Хусейна договоренностью о прерогативах выдвигать на пост премьера араба-шиита, соответственно, на пост спикера парламента – араба-суннита и на пост президента – курда. Такое разделение власти в стране всех устраивает.
Поэтому предложенный арабами-шиитами кандидат, как правило, поддерживается суннитами и курдами. Кризис на этот раз осложняется и отсутствием единства среди ведущих курдских партий (ДПК и ПСК) по поводу кандидатуры на пост президента страны. Хотя в Ираке эта должность носит больше представительский характер, а главную роль в принятии важных политических и экономических решений играет премьер-министр, но, как гарант конституции, и в межгосударственных отношениях президент тоже весьма важен. До последнего времени ведущая курдская партия ДПК уступала этот пост представителю ПСК, но на этот раз выдвинула своего кандидата. Одной из причин такого решения стали результаты выборов в федеральный парламент, в результате которых ДПК получила 31 место по сравнению с 17 местами ПСК. Безусловно, внутрикурдская борьба за пост президента страны отвлекает курдских лидеров от более активного участия в поиске компромисса между шиитскими блоками по кандидатуре нового премьер-министра.
Похоже на то, что на этот раз политический тупик в Багдаде затянулся надолго и перспектив его мирного разрешения пока не просматривается. Искусственно созданное британской администрацией по итогам Первой мировой войны на базе трех провинций (веляйетов) Османской империи (Басра, Багдад, Мосул) государство Ирак демонстрирует свою нежизнеспособность. Коренные противоречия между основными группами населения (арабами-шиитами, арабами-суннитами и курдами) провоцируются все большим расколом внутри арабо-шиитского большинства. При этом крайне негативную роль играют иранские власти, которые пытаются манипулировать своими ставленниками в Ираке и все больше вмешиваются во внутренние дела соседней страны.
Победившее на парламентских выборах 2021 года "Движение садристов" можно отнести к национально-патриотическим силам иракского общества, которые выступают за равноудаленность Багдада от Вашингтона и Тегерана. Их лидер Муктада ас-Садр не приемлет зависимости властей Ирака от политики иранских аятолл, которые разжигают межконфессиональные распри и конфликты в самом Ираке и в арабском мире в целом. Подрывная деятельность проиранских военно-политических группировок в Ираке типа шиитской милиции "Хашд аш-Шааби", попытки их вмешательства в сирийский конфликт – все это вызывает недовольство не только арабов-суннитов и курдов, но и патриотически настроенной части арабов-шиитов.
Муктада ас-Садр считает, что Ираку настало время дистанцироваться от Ирана и проводить более самостоятельный курс во внешней и внутренней политике, иначе страна может развалиться на несколько анклавов по примеру Сирии или превратиться в марионетку Тегерана. Он считает, что Ирак должен оставаться частью арабского мира и быть толерантным ко всем конфессиям.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов