В Ираке уже в течение шести месяцев отсутствует действующий закон о федеральном бюджете. Это произошло из-за сохраняющейся громоздкой бюрократии, политических разногласий и давления со стороны разных групп, пытающихся нарушить существующие соглашения между Эрбилем и Багдадом по положениям законопроекта.
Региональное правительство Курдистана (КРГ) имеет постоянно действующее соглашение с федеральным правительством Ирака о путях решения ключевых проблем, стоящих между ними, в том числе о деталях федерального бюджета и законе об углеводородах.
Они уже договорились в принципе о доле Эрбиля в федеральном бюджете, а также о соответствующих условиях соглашения, что в конечном итоге привело к формированию этого кабинета в Багдаде.
Это соглашение также должно было отразить окончательный проект закона о федеральном бюджете, а также текущие усилия по разрешению других споров. Однако некоторые члены финансового комитета федерального парламента в прошлом месяце изменили детали законопроекта о бюджете и добавили в него другие положения.
Официальные лица КРГ, включая президента региона, отреагировали на эти поправки, охарактеризовав их как "неконституционные", нарушающие федеральный статус Курдистана, закрепленный в конституции страны. Сейчас растет консенсус в отношении того, что эти поправки враждебны Эрбилю и приведут к еще большим осложнениям в отношениях с Багдадом.
В марте Багдад утвердил законопроект о бюджете, покрывающий расходы на 2023–2025 годы. Бюджет составляет почти 200 триллионов динаров, при этом 12,67 процента от общего бюджета выделено Курдистану. В свою очередь, Курдистан будет делиться доходами от продажи сырой нефти с Багдадом.
Законопроект о бюджете разрабатывался несколько месяцев. Этому предшествовал политический тупик, сложившегося после парламентских выборов в Ираке в октябре 2021 года. И федеральное правительство Ирака, и Эрбиль месяцами ждут утверждения бюджета для реализации программ инвестиций и развития.