Как известно, первый вывод войск США и их союзников из Ирака имел место в конце 2011 года после завершения их миссии по свержению режима Саддама Хусейна (операция "Иракская свобода"). За период пребывания американского военного контингента в Ираке в 2003 - 2011 гг. построить новое иракское государство по западным лекалам так и не удалась, страна надолго погрузилась в атмосферу всеобщего хаоса и насилия. Внутриполитический кризис усугубила кампания так называемой насильственной "дебаасизации" страны, когда десятки тысяч арабов-суннитов были изгнаны с военной и государственной службы, подверглись гонениям, репрессиям, многие из них были казнены, брошены в тюрьмы, другие скрылись за рубежом. На базе зародившейся в стране еще в 2006 году иракской ячейки "Аль-Каиды" (запрещена в РФ) появилось "Исламское государство" (запрещено в РФ), в которое влились подпольные группировки иракских баасистов . Наспех сколоченная США иракская армия не смогла противостоять бандформированиям джихадистов в 2014 г. и позорно бежала, бросив боевую технику и тяжелое вооружение. Значительная часть территории Ирака была захвачена джихадистами, возникла реальная угроза взятия ими Багдада.
Созданная под эгидой США международная коалиция в течение 2014-2018 гг. наносила ракетно-бомбовые удары по позициям и базам ИГ, вместе с курдскими ополченцами и остатками армии Ирака проводила наземные операции по освобождению Ирака. После разгрома джихадистов ИГ по соглашению с правительством Ирака в стране оставались несколько тысяч американских военнослужащих, которые оказывали помощь иракским военным в освоении поставляемых Вашингтоном современных вооружений и в ведении контртеррористической борьбы с остатками бандформирований ИГ.
Присутствие небольшого военного контингента ВС США в Ираке (2500 чел.) использовалось также Вашингтоном для логистической и другой поддержки американских военных на Восточном берегу реки Евфрат в Сирии (от 900 до 1500 чел.), которые под предлогом борьбы с разрозненными отрядами ИГ поддерживают курдских ополченцев и лояльные им арабские племена Заевфратья.
Начало 2024 года ознаменовалось заявлением иракского премьер-министра Мухаммеда Шиа ас-Судани о начале процедуры вывода войск США и их союзников с территории страны. Предлогом к такому решению послужили ракетные удары американского беспилотника по военным объектам в Багдаде, в результате которых был убит поддерживаемый Ираном один из лидеров иракской шиитской милиции "Харакат Хизбалла ан-Нуджаба" Муштак Талеб ас-Саиди и еще один полевой командир, несколько человек были ранены.
Якобы эта акция Вашингтона явилась ответом на удары ракет и беспилотников по базам США в Ираке и Сирии проиранских шиитских группировок. Уместно напомнить, что 3 января 2020 года примерно также был убит в Багдаде руководитель одной из иранских спецслужб генерал Касем Сулеймани. И, если тогда протесты иракских властей ограничились предупреждениями в отношении своих американских союзников и дебатами в парламенте, то сейчас их реакция оказалась более жесткой. Этому способствовали события вокруг сектора Газа, когда не только Иран, но и весь арабский и мусульманский мир требует решительно осудить действия Израиля и остановить кровопролитие в Газе. Косвенным виновником трагедии Газы называют и союзника Израиля – администрацию США.
Премьер ас-Судани рассчитывает в сложившейся ситуации на поддержку его инициативы по выдворению военных США и их союзников из страны большинством депутатов парламента. До 7 октября 2023 г. у него такой уверенности не было, поскольку курды, арабы-сунниты и часть арабов-шиитов могли заблокировать его предложение. Сейчас же, под давлением Тегерана и поддерживающих иракское правительство проиранских шиитских группировок, ас-Судани надеется оперативно провести в нужном для себя ключе работу двустороннего комитета для принятия мер по окончательному прекращению присутствия сил Международной коалиции в Ираке. Предполагается в состав этого комитета включить и представителей коалиции. Сроки возможного вывода войск США и их союзников из Ирака пока не называются.
Несмотря на то, что сокращение военного присутствия США за рубежом вписывается в общую национальную стратегию Вашингтона, которую последовательно проводили в жизнь президенты Обама, Трамп, Байден, вывод американского военного контингента из Ирака может существенно нарушить сложившийся в стране и регионе баланс сил или статус-кво. Как выше было отмечено, не все политические силы в постсаддамовском Ираке настроены проирански. Арабские националисты в лице арабов-суннитов и национально-патриотические силы арабов-шиитов под руководством авторитетного духовного и военного лидера Муктады ас-Садра выступают за равноудаленность Багдада от Вашингтона и Тегерана, за подлинные суверенитет и независимость страны. Они считают себя прежде всего частью арабского мира.
Большая часть курдских политиков поддерживает пребывание Международной коалиции войск под эгидой США. Они даже высказывают готовность предоставить территорию Иракского Курдистана как самостоятельного субъекта федерации для баз США на случай принятия решения федеральными властями по выводу американских войск. Поэтому уход американцев из Ирака может сопровождаться обострением внутриполитической борьбы и даже распадом страны на анклавы (шиитский, суннитский, курдский). Не следует забывать и о том, что на последних парламентских выборах в Ираке победу одержал на волне антииранских настроений именно блок Муктады ас-Садра и только после затяжного парламентского и правительственного кризисов, чтобы избежать масштабных уличных столкновений и жертв среди населения, ас-Садр вынужден был отозвать своих представителей из парламента и исполнительных органов власти и уйти в оппозицию нынешним проиранским властям. Сотни тысяч его сторонников готовы в любое время вновь выйти на улицы и потребовать смены власти в Багдаде.
Вывод войск США из Ирака может не только сопровождаться попытками Ирана усилить свои позиции в этой стране и превратить ее в свой плацдарм на Арабском Востоке, но и существенно затруднит связь с внешним миром неподконтрольных Дамаску Курдского автономного района (Рожавы) и арабов Заевфратья. До последнего времени американский военный контингент в Сирии и так называемые Силы демократической Сирии (СДС) использовали территорию Ирака и военные базы США для снабжения своего региона всем необходимым, а также для экспорта нефти, нефтепродуктов, зерна и т.п. на мировой рынок. Уход ВС США из Ирака будет означать полную блокаду американских баз и СДС. Дамаск, Анкара и Тегеран давно вынашивают планы по установлению контроля над богатыми нефтью и газом северо-восточными районами Сирии и Восточным берегом реки Евфрат. Поскольку мирные переговоры по созданию коалиционного правительства и принятию новой конституции Сирийской Арабской Республики в Астане и Женеве заморожены по инициативе Дамаска, то вывод войск США из Сирии может сопровождаться новыми военными конфликтами правительственных войск и проиранских иностранных шиитских отрядов, с одной стороны, и курдских ополченцев вместе с арабами СДС, - с другой. Не исключено, что и Турция может воспользоваться моментом, чтобы расширить оккупационную зону в Сирии за счет вторжения своих ВС и прокси-сил в районы компактного проживания курдов. Ослабление центральной власти в Ираке может сопровождаться и новыми вторжениями турецких войск в его северные районы. Предлогом для подобных операций может быть спровоцированная турецкими спецслужбами активизация боевиков турецкой Рабочей партии Курдистана в иракском приграничье.
Таким образом, борьба за влияние в Ираке со стороны США, Ирана, Турции и арабских стран провоцирует все новые внутри и внешнеполитические кризисы и конфликты в этой стране. Искусственно созданный Великобританией на осколках Османской империи по итогам Первой мировой войны Ирак вновь оказывается на грани гражданской войны и распада. Вмешательство США во внутренние дела Ирака и длительное пребывание его войск в стране ограничилось свержением режима Саддама Хусейна и разгромом "Исламского государства", но не принесло прочный мир и стабильность в эту страну и регион в целом.
Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук
Теги: Станислав Иванов