Аннотация: Ницше — один из самых влиятельных философов 20 века, чья философия стала основой для возникновения постмодернизма. Все усилия этого философа были направлены на создание высшего человека. В Средние века в Европе действовали неизменные нравственные законы, порабощавшие людей. Через свою философию он стремился сломить централизм этих моральных ценностей.
Ницше считал, что исторически обмен моральными ценностями начался через иудаизм и развился в рамках христианской морали. Эта моральная система до такой степени повлияла на европейскую мораль, что господствующей моралью на Западе стало рабство. Согласно Ницше, христианская мораль является маской, скрывающей страхи слабых, и орудием в руках среднего класса, созданным для ослабления мужества благородной и сильной личности. Поэтому такие понятия, как свободная воля и ответственность, на самом деле являются выражением умственного стремления слабых людей с рабским мышлением отмстить благородным.
Это исследование касается концепции этики в философии Ницше, и мы также проанализировали взгляды некоторых курдских писателей на эту тему. Чтобы познакомиться с концепцией этики, мы сначала обсудили ее с точки зрения нескольких философов. Затем мы обсудили взгляды трех курдских писателей на концепцию этики и философию Ницше. Вот почему мы выбрали трех писателей, потому что наш объем работы очень короток. То есть требования к авторству и публикации ограничили рамки нашего исследования. В конце статьи мы представили результаты.
Начало концепции этики
Этика как философская концепция считается фундаментом социального бытия. Этика – это система ценностей, которая стремится поднять личность и индивидуальную жизнь на высший уровень. Сущность человека раскрывается и в его нравственном образе. Итак, если мы хотим познать сущность человека, мы должны смотреть на образ человека, который он представляет нам через акт нравственности. Человек - единственное существо на земле, которое пытается организовать свои ценности и поведение через свои желания и стремления. Чтобы доказать свою индивидуальность, он старается иметь в своих действиях такие качества, как добро, честь, самоотверженность, терпимость и мужество. ((Этические нормы направлены на то, чтобы направлять человеческие действия, то есть наполнять содержанием практический аргумент перед принятием конкретного морального решения, поэтому моральные утверждения или суждения являются оценками.)). [7]. Человеческая жизнь не была лишена моральных ценностей на протяжении всей истории, и мы не можем представить человеческое общество без моральных ценностей, потому что мораль формирует структуру жизни человека и общества. Следовательно, отсутствие морали или изъяны в моральных ценностях являются основной причиной краха человеческого общества. Ключевые различия между этикой и моралью: Этика - это формальная система убеждений, определяющая наше поведение, в то время как мораль носит более личный характер и может варьироваться от человека к человеку. Этика обычно основана на логических рассуждениях и общем наборе ценностей, в то время как мораль часто основана на внутреннем инстинкте или религиозных убеждениях.
"Корень понятия "этика" относится к греческому слову "этос", что в переводе означает "поведение". О философии "мораль" говорят, анализируя определение этики, её теории, подходы и разные философские школы.” [4].
Этика была важна на всех этапах истории философии. Здесь мы представляем наиболее важные философские школы и подходы, которые обсуждали концепцию этики как врата, а затем переходим к нашему собственному обсуждению, которое является этикой с точки зрения Ницше.
Вопрос этики — один из важнейших для мысли Сократа. Понятно, что с точки зрения Сократа желание является центром человеческой мысли и нравственных действий. Взгляд Сократа на этику - это открытие истины и добра через Логос. Это имеет отношение к теории познания, потому что связь между добродетелью и знанием является одним из основных принципов философии Сократа. Для Сократа единственным мотивом и моральным принципом человека является желание, потому что он считает, что это познание добра.
Дэвид Юм, шотландский философ, считается основоположником особого подхода к философии этики. Юм говорит: "Возьмите любое преступное деяние, расследуйте его во всех его аспектах, а затем посмотрите, сможете ли вы определить факт или элемент, лежащий в основе зла, так что вы не сможете определить элемент зла, если не исследуете себя". "Тематический состав моральной философии Юма пространен. Именно относительно морали Юм, насколько это можно судить по оглавлениям его произведений, трактующих о морали, намеренно, если не программно, говорит об аффектах, воле, способностях, на основе которых оказываются возможными моральные суждения, о разуме и чувстве (как началах морали), добродетели и пороке, справедливости, собственности, благожелательности и себялюбии и т. д." [8.C. 73]. Моральная философия Юма известна как эгоистичная философия. Это означает, что мораль есть нечто эгоистичное. Она реализует эти ценности через сознание и знание. То есть для Юма человеческий опыт занимает центральное место в понимании моральных ценностей. Ибо без опыта нельзя отличить ценность добра от ценности зла.
Джон Стюарт Милль считается пропагандистом утилитаристского движения. Философия утилитаризма основана на принципе, что целью каждого существа является только получение удовольствия или выгоды, а все остальное — лишь набор инструментов, предназначенных для достижения пика удовольствия; Благо, следовательно, есть абсолютное благо, и мы должны следовать ему везде, где оно существует; Боль — это абсолютная война и зло, и ее следует избегать любой ценой. Согласно Миллю, "польза должна быть основой постоянного блага и интереса человека как развитого существа" [1.C.35]. Поэтому добрые дела — единственное, что доставляет нам удовольствие, а дурные дела всегда причиняют нам боль. Когда человек совершает злой поступок, он живет в постоянной душевной боли. Нравственность — это осязаемый опыт, достойный наблюдения, и на основе удовольствия и боли измеряются мораль и поведение. Любое поведение, причиняющее нам боль, аморально, и наоборот, любое поведение, доставляющее нам удовольствие, нравственно.
Философия долга, возглавляемая Иммануилом Кантом, полностью отвергла теорию морали, основанную на удовольствии и боли. Кант прилагает все усилия, чтобы освободить понятие морали из тисков человеческих желаний и склонностей. В целом центральным тезисом Канта в политической и моральной философии является необходимость отличать инстинкт и эмоцию от разума. Истинная Этика достигается за счет отбрасывания чувств, преодоления инстинкта и следования разуму. Кант всегда утверждал, что человек ни при каких обстоятельствах не имеет права использовать других как средство для достижения своих целей. Человек не средство, а цель. Поскольку каждый должен иметь свою собственную степень человечности, чтобы его можно было считать объективным, обращение должно осуществляться в рамках независимости и уважения его воли". "Метафизические основания морали" обсуждают основополагающие принципы, составляющие основной постулат о том, что мораль является основной ценностью, стоящей над внешними обстоятельствами, намерениями и внутренними убеждениями [9]. По Канту мораль - это поведение двух свободных людей, поэтому условие морали состоит в том, что люди свободны, потому что, если они не свободны, они не могут взять на себя ответственность за действия, которые они совершают. Что делает человека свободным, так это главная обязанность делать добро. Абсолютный долг, например, быть хорошим ради славы или совершать добрые дела ради угождения Богу и достижения небес неправильно с точки зрения долга. Этот философский взгляд считает, что добро - это долг и что нужно выполнять свой долг.
Этика Ницше с точки зрения курдских писателей
Ницше, возможно, считается величайшим философом, оставившим после себя большое влияние на этику. Прежде чем стать философом и говорить о познании и природе мира, Ницше был великим мыслителем в области этики. Поэтому можно сказать, что Ницше — самый смелый философ, высказавший свои взгляды в этой области.
Взгляды Ницше как мировоззрение оказали глубокое влияние на философию в целом. Курды как нация постоянно использовали взгляды этого философа для ознакомления с движениями модерна и постмодерна. Одна из наиболее важных книг в этой области — "Ницше и пост-ренессанс" доктора Мохаммеда Камаля. Доктор Камаль является экспертом и профессором восточной философии в Мельбурнском университете. Доктор Камаль находится под сильным влиянием философии Хайдеггера и постоянно подчеркивает, что у него экзистенциальное мышление о жизни и мире. Эта книга представляет собой научное путешествие по мыслям Ницше и влиянию философии Ницше на постмодернизм. Эта книга состоит из двух половинок. Каждая половина состоит из нескольких частей. Что больше всего подчеркивается в этой книге, так это роль Ницше в создании нового начала и новой метафизической традиции, которую он позже назвал постмодернизмом. В четвертом разделе он настаивает на важном философском термине, нигилизме Ницше, который отличает его от нигилизма Шопенгауэра. Его аргумент в поддержку нигилизма Ницше состоит в том, что это оптимистический нигилизм, в отличие от нигилизма Шопенгауэра, который является пессимистическим. По этому поводу он говорит: "Очевидно, что без запрограммированного нигилизма практичность не может обсуждаться о высоком человеке и будущем человека, проблемы морали и ценностей. Так создается сверхчеловек. Поэтому Ницше изо всех сил старался сделать свое ничто оптимистическим и запрограммированным ничто, чтобы создать Сверхчеловека. Если это ничто становится пессимистическим ничтожеством, оно представляет собой большую опасность. Поэтому д-р Мохаммед начинает свое рассуждение с того, что поднимает вопрос о новых ценностях у Ницше. [2.C.130]. С этой точки зрения доктор Мохаммед так объясняет философию ценностей и морали Ницше: "В своей философской программе Ницше переходит от упразднения ценностей к установлению иного рода ценностей. Для него никчемность становится ценностью, Ницше считал, что для того, чтобы стать сверхчеловеком, человек должен отказаться от всех навязанных этических норм и восстать против них. Так что человек может жить без нравственных ценностей, но он не может жить без нравственных ценностей. Таким образом, человек может жить без ценности этики, но он не может жить без ценности морали. Моральная бесполезность — это революционное поведение и отношение, против этих ценностей нужно восстать. Решение должно быть оставлено на усмотрение человека, который обладает моралью и решает, какие действия хорошие, а какие плохие. Здесь Ницше хочет вернуть человеку достоинство, лишенное и занятое моральными ценностями.
Хавжин Мохаммед, курдский писатель, говорит об этике Ницше: "Он всегда считал, что моральные концепции имеют сильную историческую основу и основаны на этом отмененном событии прошлого. Ценности перехода между моралью господина и моралью раба называются революцией рабов Революция рабов не физическая революция, а передача ценностей. После этой революции добрые дела великой нравственности становятся не добродетелью, а дурной нравственностью. Поскольку рабы слабее аристократии, они пытаются захватить власть, критикуя великую нравственность. Согласно Ницше, это представление об аде и рае происходит от революции, в которой люди с боевыми добродетелями караются в аду. Поэтому революция рабов есть не что иное, как результат больной ненависти и мести. Недостаток силы рабы компенсируют эмоциональной ненавистью, думая, что "хозяева" будут страдать не только в этом мире, но и в загробном. Ницше представил евреев как исторический случай рабской морали, он считал, что во время римского владычества в Палестине евреи не могли брать военный реванш, поэтому произошла революция рабов, и еврейская философия следовала рабской морали.
Ницше рассматривает главную мораль как образец жизненных ценностей. Хотя он восхвалял рабскую мораль за помощь слабым, он опасался, что рабская мораль породит нигилизм или бессмысленный моральный кодекс. По сути, Ницше критиковал псевдосудебный менталитет, занимающий людей в страхе перед высшей властью. Разрушает их индивидуальность, устанавливается ложная добродетель и порядочность, не что иное, как результат мести, по МПС, достижение счастья есть конечная цель, но иногда необходимы боль или героические пути для совершенствования себя. Следовательно, великая нравственность необходима для того, чтобы дать возможность процветать или стать лучшей версией себя. Так, Ницше критиковал нормальную концепцию парламентариев, говоря, что они вредны для "высших" людей и полезны для "низших".[4].
Еще один курдский философ Бадинан Мохаммед написал статью под названием "Отношение Ницше к фашизму и нацизму" и опубликовал ее в номерах 54-55 журнала "Идея". Автор хочет изучить мысль о том, что Ницше и его философию считают одним из истоков фашизма и нацизма. Он отвергает это утверждение как неправильное истолкование взглядов Ницше. Первоначально он приводит три принципа идеологии фашизма и нацизма:
1. Национальный суверенитет и высшая святость страны.
2. Гордость за свое происхождение (расизм)
3. Придание статуса святости первому лицу. [3.C.17].
Эти три пункта обобщают и усиливают аргументы фашистов и нацистов. Нацисты трактуют философию Ницше так, что три вышеперечисленных пункта становятся частью взглядов Ницше, однако разберемся во взглядах Ницше подробнее. Верно, что Ницше говорит о Сверхчеловеке и о высоком человеке в "Источниках этики", но цель Ницше здесь не лидер. Другими словами, автор настаивает на неверном истолковании философии Ницше, особенно в вопросах этики. Когда Ницше говорит, что человек должен быть свободен, он имеет в виду, что человек должен определять добро и зло в соответствии со своими собственными стандартами. Однако он не имел в виду становление кого-то в ранг святых или гордость за свое происхождение. Автор говорит: "То, что утверждает Ницше, есть свобода личности, которую он считает необходимой, то есть человек сам определяет свою судьбу". Согласно Ницше, человек достигает свободы через бунт против ценностей и морали общества. Таким образом, понятие морали также неверно истолковано Ницше. Когда человек становится свободным, он освобождается от всех навязанных ему ценностей. Он должен быть свободен в определении ценности добра и зла, которые являются моральными ценностями. То есть сам человек имеет волю и власть определять нравственные ценности, то есть освобождать человека от господства всех навязанных ему идеологий и мышления.
В своей статье "Нет морального феномена" об этике Ницше Зирак Шафик говорит: Для Ницше все, что говорится об этике, связано с рядом причин. Не что-то сверхъестественное или бессмертное сознание, определяющее добро и зло. Относительно формирования ценности благодаря инстинкту он говорит: "Рабочие классы стыдятся, когда они пусты и безработны, поэтому они принесли спонтанную историю, которая освящает воскресенье, освобождает ум от этой скуки и видит в этом справедливость. Мораль была придумана аристократией против класса рабов. Тогда рабы развернулись и отвергли мораль хозяина. Одним из них является власть, которая считается в христианстве одним из семи великих грехов. Раз за разом нравственность принимала высшую форму, трактовалась как природный дар, и этот факт становился проблемой для самой нравственности, ибо она не учитывала природу инстинктов и изменений. Упадок нравственности ведет к нравственной смерти . Мы возвращаемся к началу человеческого существования (Адам), снова мы бездомные и голые брошены на землю, но на этот раз мы преодолеваем эту трагедию благодаря воле силы. [5].
"Критика христианства Ницше" Хеви Абдуллы Исмаила — один из самых подробных трудов по философии Ницше. По его словам, Ницше пытался освободить свое существование через наблюдение и размышление о нравственных ценностях, поэтому он решил выступить против метафизических общечеловеческих нравственных ценностей, завладевших личностью. То есть автор хочет доказать, что Ницше рассматривает религию как нравственную ценность, которая занимает человеческую свободу и мешает человеку стать благородным. Поэтому он говорит: "Когда Ницше говорит о высшем человеке или сверхчеловеке, факторы появления этого человека в представлении Ницше заключаются не в принципах христианства, а в том, что религия препятствует созданию такого рода человека. Ницше считал, что христианство было хуже всех других религий. Для Ницше христианство означало великое проклятие, великое умственное зло и мстительный меч. Ницше считал апостола Павла изобретателем христианства и считал, что в этой жизни он считал христиан обманутыми. Он считал, что христианство стало продуктом страшной болезни воли. Оно смертельно опасно. Так что христианство - это продукт рабов. [6.C.40] Рассматривать религию как болезнь — значит диагностировать рану, которую Ницше пытался объяснить людям, то, что связало их, было христианством. Поэтому, пока они не избавятся от этой болезни, они не смогут стать Высшими людьми. Автор сравнивает двух пророков, Христа и Зороастра, для интерпретации философии этики Ницше. Почему Ницше одобряет зороастризм? По его словам, поскольку Зороастр был высоким человеком, Ницше видит себя Зороастром, пришедшим спасти человечество. "Мы видим, что Зороастр является изображением Ницше. Зороастр говорит: "Выбирай добро", и поэтому он первым открыл понятие свободы для человека. Почему я выбрал Зороастра для создания новых ценностей? Я должен сказать, что он был первым, кто дал человеку представление о нравственности и свободе. То есть решение выбрать добро есть индивидуальное решение, и это решение принимает индивид без влияния каких-либо ценностей христианства. То есть Ницше выступал против всех господствующих ценностей и морали. Следовательно, нападая на мораль и общие ценности, он отвергает моральные ценности прошлого и устанавливает новые ценности, соответствующие всем временам, местам и личностям. В морали есть религиозные решения, но критикует их и считает низкими и уродливыми. Поэтому в своей трактовке морали он призывает к революции против общепринятых нравственных условий и работает над подрывом их слабых основ из-за отсутствия в них базовых принципов человеческого поведения для создания лучшего и высшего человечества". [6.C.38].
Заключение
Автор этой статьи работал над двумя измерениями этики в философии Ницше. Моральное измерение (ethics) и моральное измерение. Первое измерение – это общая мораль, которая вырабатывается культурой, религией, традицией и обществом и занимает человека. Любое отклонение от этих моральных ценностей считается безнравственным. Второе измерение — это попытка Ницше освободить личность через бунт против господствующих моральных ценностей. Индивидуум должен решить для себя, какие добрые дела являются хорошими, а решение совершать добрые дела — это попытка освободить себя. Ницше видит себя мессией и спасителем двадцатого века, он пытался создать более высокого человека, чтобы мы могли иметь постмодернистское общество.
Список источников и литературы:
1. ستراتێرن، پۆل: ٢٠١٥: ئاشنابوون بە جۆن ستیوارت میل: وەرگێڕانی: مادح ئەحمەدی: ناوەندی ئایدیا بۆ فیکر و لێکۆلێنەوەی ئەدەبی: سلێمانی.
2. غالب، د.مستەفا: ٢٠١٥: ئاشنابوون بە سوکرات: وەرگێڕانی: د.لوقمان ڕەئوف: ناوەندی ئایدیا: سلێمانی.
3. ٣. کەمال، د.محمد: ٢٠٠٩: نیتشە و پاش تازەگەری: دەزگای چاپ و پەخشی سەردەم: چاپی دووەم: سلێما
4. محەمەد، بادینان: ٢٠١٦: پەیوەندی نیچە بە فاشیزم و نازیزم: گۆڤاری ئایدیا: ژمارە ٥٤- ٥٥: ساڵی دوانزیەم: سلێمانی.
5. . اسماعیل، هێڤی عبداللە (٢٠٢٢): ڕەخنەی نیتشە لە ئایینی مەسیحییەت: گۆڤاری کۆچ:
https://govarikoch.com/?p=1573
6. .سەعید، ئاراس: ٢٠٢٣: فەلسەفەی ئەخلاق: سایتی چاوی کورد:
https://chawykurd.com/2023/03/15/%D9%81%DB%95%D9%84%D8%B3%DB%95%D9%81%DB%95%DB%8C-%D8%A6%DB%95%D8%AE%D9%84%D8%A7%D9%82/
7. Абдигалиева, гульжан: этика: теория и современные вопросы: этика и этическая аргументация: қазақстанның ашық университеті.
8. Р.г. апресян: 2012: этическая мысль,выпуск 12: российская академия наук институт философии: москва.
9. Елисеева Е.В. 2020: этико-правовые идеи в философии и Канта.
Хуссейн Паям Хазим Хуссейн
магистр 2 курса, кафедра философии РУДН, Москва
Научный руководитель : И.Е. Лапшин., кандидат философских наук, доцент кафедры этики, РУДН, Москва