Унесший жизни 137 граждан России масштабный теракт в "Крокус Сити Холл" 22 марта 2024 года еще раз продемонстрировал звериный оскал радикальных исламистских группировок, которые подвергают смертельной опасности тысячи мирных граждан на нашей планете. Формально ответственность за эту кровавую бойню взяло на себя Исламское государство (запрещено в РФ).
Хотелось бы напомнить, что эта группировка возникла в 2006 году в Ираке на базе ячейки не менее зловещей террористической группировки "Аль-Каида" (также запрещена в РФ). Ее созданию способствовала атмосфера хаоса и насилия в стране после свержения ВС США и их союзниками режима Саддама Хусейна. Возглавил ИГ/ИГИЛ иракец-суннит Абу Бакр аль-Багдади, проповедник салафизма — консервативного течения в исламе. Не без помощи западных спецслужб и монархий Персидского залива к 2014 году была создана новая довольно мощная военно-политическая группировка, которая вскоре установила контроль за значительными территориями Сирии и Ирака, и даже угрожала взятием Дамаска и Багдада. Вначале Вашингтон и его региональные союзники из числа арабских стран рассчитывали с помощью ИГ свергнуть режим Башара Асада в Сирии и остановить шиитскую экспансию Ирана на Арабском Востоке (Ирак, Сирия, Ливан, Йемен, Бахрейн, Саудовская Аравия).
Однако, создание на базе группировки ИГ Исламского халифата со столицей в г. Ракка, пополнение его рядов за счет десятков тысяч адептов со всего мира не входило в планы создателей и кураторов ИГ. Выход этой группировки из-под контроля Вашингтона, бесчинства и зверства боевиков ИГ на оккупированных территориях, серия терактов в странах ЕС и США вынудила ее создателей постепенно свернуть проект ИГ. Международная коалиция под эгидой США с помощью курдских ополченцев и ВКС РФ к 2018 году разгромила наиболее крупные отряды боевиков ИГ, в октябре 2019 года лидер группировки аль-Багдади был убит в ходе специальной операции ВС США на северо-западе Сирии. Военное поражение ИГ, как и ожидалось, не привело к ликвидации идеологии радикального ислама. Уцелевшие боевики-джихадисты рассредоточились в труднодоступных районах Сирии и Ирака, часть из них ушла в подполье и продолжила партизанскую войну. Значительное число игиловцев мигрировало в Афганистан, некоторым выходцам из стран Центральной Азии удалось вернуться на родину. Появились адепты и ячейки ИГ в Нигерии, Нигере, Камеруне, Мозамбике, Демократической Республике Конго и других африканских странах.
Базовой страной ИГ стал Афганистан, где возник как бы филиал ИГ под названием Велайят Хорасан, который пытается конкурировать с Движением Талибан и распространять свое влияние в Афганистане, Пакистане, Иране, Туркменистане, Узбекистане, других странах Центральной Азии, Китае и Индии. Целью его лидеров является создание на этих территориях нового Исламского халифата. Своей внешней экспансией и агрессией ИГ Хорасан заметно отличается от талибов, которые ставят себе задачей только контроль непосредственно за Афганистаном. В рядах Веляйята Хорасан оказались не только пуштуны, но и этнические таджики, узбеки, уйгуры, представители других национальностей. Боевикам этой группировки удается контролировать значительные территории Афганистана, Пакистана, часть легального местного бизнеса и торговлю наркотиками. Их ряды пополняются за счет экстремистски настроенных групп талибов и других радикальных исламистов. Лидеры ИГ Хорасан поддерживают связи с западными спецслужбами и ведут активную вербовочную работу с помощью сети Интернет. Не исключено, что именно так были вовлечены в террористическую деятельность граждане Таджикистана, осуществившие нападение на "Крокус Сити Холл". Следует заметить, что в сентябре 2022 года боевик-смертник ИГ совершил взрыв у здания Посольства России в Кабуле, в результате чего погибли два сотрудника консульского отдела и около 20 местных граждан. Эта же группировка взяла на себя ответственность за серию из двух взрывов в городе Керман Иранской Исламской Республики 3 января 2024 года на городском кладбище во время церемонии по случаю годовщины убийства генерала Касема Сулеймани. Тогда жертвами теракта стали не менее 94 человек.
Директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС Евгений Сысоев в свое время заявлял, что созданные группировкой ИГ Веляйят Хорасан структуры ведут вербовку, комплектование, подготовку и переброску диверсионно-террористических групп в Европу, Юго-Восточную и Центральную Азию, а также Россию, где создаются так называемые "спящие ячейки". Эти автономные группы зачастую практикуют тактику случайного выбора целей для террористических атак в крупных мегаполисах с использованием сторонников джихада, прошедших онлайн-обучение.
Летом 2022 года появились сообщения о том, что ИГИЛ Хорасан опубликовала ряд агитационных материалов с обоснованием религиозно-политической законности нападений на Индию, в частности на лидеров страны и правящей партии (включая премьер-министра Н. Моди). Группировка начала распространять свой джихадистский медиаконтент на используемых в Индии языках (в частности, на языке малаялам), что говорит о заинтересованности экстремистов в рекрутах из Южной Азии. ИГИЛ-Хорасан враждебно относится к началу торгово-экономического сотрудничества КНР с правительством Талибан и рассматривает Китай как своего потенциального врага, пытаясь разыгрывать в своих интересах "уйгурскую карту”, чтобы провоцировать нестабильность в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. В своей антикитайской деятельности лидеры "хорасанского филиала” ИГ могут не ограничиваться продвижением нарративов, направленных на демонизацию и запугивание Китая, но даже попытаться осуществить нападения на китайских граждан и объекты в Афганистане и Пакистане.
Группировка начала активно распространять свою агитацию по всему миру, используя как оригинальные, так и переведенные материалы на различных языках (среди них пушту, дари, арабский, урду, фарси, узбекский, таджикский, хинди, малаялам, русский, английский, уйгурский). Приходится признать, что ни один другой "филиал” ИГ, за исключением собственно Исламского государства на пике его могущества, не демонстрировал способность производить агитационные материалы на таком большом количестве языков, как пропагандистская машина ИГ Хорасан. Это дает основания полагать, что хотя основное внимание этой группировки уделяется созданию джихадистской сети на местном и региональном уровне, она также глубоко вовлечена в глобальный проект Исламского государства, заметно расширяя масштаб своей преступной деятельности, выходящей за пределы афганско-пакистанского региона.
Однозначно, террористическая деятельность группировки ИГ Хорасан представляет собой угрозу стабильности и региональной безопасности на пространстве ШОС, что подчеркивает важность консолидации всех сил для борьбы с ней как со стороны российских силовых структур, так и в рамках международных и региональных форматов сотрудничества (в частности, ООН, БРИКС, ОДКБ и ШОС). Только общими усилиями можно эффективно противостоять международному терроризму на современном этапе во всех его проявлениях.
Станислав Иванов,
ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук