Исламизм — один из самых значимых и трагичных явлений езидского геноцида. Оказавшись в исламском окружении езиды на протяжении всего последнего тысячелетия в регионе своего автохтонного проживания испытывают на себе систематические преследования и методичный геноцид. Внедряя внутренние административные ресурсы, устанавливая жесткие правила и лишая людей самого необходимого, исламисты стремились и стремятся заставить езидов отказаться от своей исконной религии и принять ислам, в противном случае непокорных жестоко убивают. Сохранившиеся свидетельства прошлых геноцидов и недавнего геноцида 2014 года, напоминают о том, на какое злодеяние способен человек и к каким трагичным последствиями может привести трансформация религиозных предрассудков в идеологию. Исламская экстремистская идеология ИГ, направленная на тотальное уничтожение представителей немусульманских религий, обернулось для езидов тяжелыми бедствиями и страданиями. Последствия военных преступлений ИГ настолько значительны, что спустя десять лет после нападения, езиды остаются в крайне тяжелом моральном и материальном положении, глубоко травмированы преступлениями против них и остаются с многочисленными социальными и политическими проблемами, имеющими решающее значение для их будущего пребывания в регионе и вообще дальнейшего существования как этно-религиозной общности.
3 августа 2014 года вооруженная современной военной техникой многотысячная армия Исламского государства (1) напала на населенный езидами регион Синджар (2) . Регион расположен на иракско-сирийской границе и состоит из одноименного города и более сотни деревень, разбросанных вокруг подножия горы Синджар. По мнению многих военных экспертов на момент наступления на Синджар армия ИГ представляла собой одну из самых мощных на Ближнем и Среднем Востоке. По составу она объединяла бывших профессиональных кадровых офицеров и солдат Ирака, и многочисленных мусульманских фанатиков и боевиков из многих стран мира, имеющих отличную военную выучку и опыт боевых действий. На то время, от одного только названия ИГ содрогался весь мир. В своей резолюции 2249 (2015) Совет Безопасности ООН определил, что ИГ "представляет собой глобальную и беспрецедентную угрозу международному миру и безопасности".
До нападения ИГ на Синджар езиды составляли абсолютное большинство населения региона, но правительство Ирака с целью изменения демографической ситуации и арабизации езидов стало заселять туда арабов (3) . Езиды и арабы жили вместе в городе и в нескольких селениях, многие семьи поддерживали дружеские отношения, охватывающие несколько поколений. Езиды никогда не представляли и не представляют никакой угрозы исламскому миру. Синджар не имеет особых экономических ресурсов и других богатств. Причина нападения на езидов кроется в сложном историческом аспекте. Известно, что целью ИГ было объединение всех мусульманских народов и образование Халифата. Синджар на то время оставался единственным регионом, где компактно в исламском окружении жила одна из крупнейших не мусульманских (езидских) общин мира. Их целью была заветная мечта – обратить всех езидов в ислам или полностью уничтожить. Есть и другая причина - антикурдская. Езиды – как носители исконной курдской веры и традиции в историческом аспекте играют важную роль в сохранении курдского национального самосознания, а в идеологическом, являются источником курдского национализма.
Синджар (иракская провинция Ниневия), расположен далеко от территории Иракского Курдистана, и немногочисленные курдские силы пешмерга, находившиеся в Синджаре, были вынуждены отступить перед мощной армией фанатически настроенных головорезов ИГ. А армия Ирака, которая в силу ст.9 Конституции страны была обязана защищать езидов как граждан страны, не предприняла никаких действий в их защиту. К большой неожиданности для езидов, местное арабское население, которое в тяжелые для них дни было любезно принято езидами на их земли и долгое время находились с ними в дружеских отношениях, вероломно поддержало боевиков ИГ. Оказавшись наедине против армии ИГ мирное и безоружное езидское население в панике массово подалось в бегство. Те, кто успел бежать спаслись, оставшиеся и те, кто поверил сторонникам ИГ из местного арабского населения, подверглись чудовищному геноциду. Для того, чтобы установить в обществе чувство страха и подчинения исламисты постоянно проводили показательные казни – пытки, отрезание голов, поджоги людей заживо, разрезания живота у беременных женщин, массовые расстрелы, захоронение заживо и т.п.(4) . Террористы с варварским наслаждением убивали мужчин и зверски насиловали женщин и малолетних девочек на глазах их отцов и мужей. Подробности сексуального насилия и садистских извращений над беззащитными езидками выходят за грани человеческого и мужского достоинства. Боевики ИГ, внедряя в езидское общество свои административные структуры, проводя казни, устанавливая жесткие правила и лишая людей самого необходимого, стремились заставить езидов принять ислам, в противном случае жестоко убивали. Коллективная память езидов хранит множество воспоминаний о кошмарных событиях тех дней. Приведу лишь два примера, рассказанные очевидцами. Одну женщину долго принуждали к сожительству, но несмотря на пытки она не соглашалась, тогда боевик выхватил у нее ее малолетнего сына и выбросил во двор под лучи 50 градусной жары. Видя из-за решетки как под жарким солнцем, рыдает и буквально "жарится" ее сын, женщина согласилась. У другой езидки отобрали малолетнего сына, но она не соглашалась на сожительство. Она отказывалась от еды и каждый раз слезно умоляла показать ей сына. Через несколько дней ей принесли суп с мясом и сказали: "съешь суп, и ты увидишь своего сына". Она буквально проглотила суп и попросила показать ей сына. Тогда боевик ей хладнокровно ответил: "Ты только что его съела".
Эта чудовищная дикость была остановлена езидскими ополченцами и отрядами нескольких курдских партий: Рабочей партия Курдистана (РПК), Партии Демократического союза (PYD), Демократической федерации Северной Сирии (DFNS), отрядами пешмерга Иракского Курдистана и другими, и, конечно, благодаря международной коалиции во главе США 11 августа 2014 г.
Но только 13 ноября 2015 года состоялось полное освобождение езидского района Синджар от "Исламского государства" (ИГ). Массовая операция была проведена силами пешмерга Иракского Курдистана при поддержке возглавляемой США Международной коалиции по борьбе с ИГИЛ. Это ознаменовало решающую победу над террористами в Синджаре, и восстановление контроля над шоссе № 47 - основным маршрутом их снабжения. "Я здесь, чтобы объявить об освобождении Синджара", - заявил курдский лидер Масуд Барзани, лично командовавший операцией.
Совет Безопасности ООН принял декларацию, осуждающую преследование меньшинств в Ираке, и предупредил, что эти действия являются преступлением против человечности. За декларацию проголосовали все 15 стран-членов СБ, в том числе Российская Федерация. ООН официально назвала трагедию езидов геноцидом и призвала страны мира также признать их геноцид, и срочно принять меры для защиты этой общины, которая на тот момент в Ираке подвергались жестокому обращению и уничтожению вооруженными силами ИГ. В своем докладе (5) Комиссия ООН по расследованию преступлений ИГ в Сирии (ЮНИТАД (6) ) сделала однозначный вывод, что "ИГ стремилось уничтожить езидов посредством убийств; сексуального рабства, порабощения, пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения; создания условий жизни, приводящих к медленной смерти; введения мер по предотвращению рождения детей-езидов, включая насильственное обращение взрослых в ислам; похищение детей-езидов из их семей и помещение их в лагеря боевиков ИГИЛ, тем самым отрезая их от верований и практик их религиозной общины и стирая их идентичность как езидов. Публичные заявления и поведение ИГ и его боевиков ясно демонстрируют, что ИГ намеревалось уничтожить всех езидов Синджара, отказывающихся принимать ислам".
ПОСЛЕДСТВИЯ ГЕНОЦИДА
Число убитых, похищенных и пропащих без вести езидов Ирака исчисляется тысячами, однако из-за отсутствия статистики точную цифру никто не знает. По официальным данным Департамента по делам похищенных езидов при правительстве Иракского Курдистана, опубликованным на их сайте 15.02.2021г. в ходе геноцида, по меньшей мере было убито около 1293 езидов, 6417 женщин и девочек были похищены в рабство, 2745 детей остались сиротами, на территории Синджара обнаружено 82 массовых захоронений. По данным езидских организаций число убитых доходит до 14 тыс. чел., похищенных – до 9 тыс.
Город Синджар и его окрестности были полностью разрушены. Исламисты в первую очередь уничтожили езидские храмы (7) , общественные здания, дома, дороги, затем инфраструктуру, похищали или уничтожали системы электро- и водоснабжения, телекоммуникационные системы, линии электропередач и трансформаторы, технику и другое инженерное оборудование; сжигали сельскохозяйственные угодья, вырубали фруктовые сады и травили колодцы с водой, чтобы езидам некуда было вернуться. Повсюду после себя, боевики расставляли взрывчатые вещества и мины (8) .
До нападения ИГ в Синджаре проживало более 550 тыс. езидов. Подавляющее большинство из них в августе 2014 г. достигло Иракского Курдистана, часть бежала в Сирию и Турцию. Из-за их большой численности и безразличного отношения правительства Ирака к их судьбе, власти региона Курдистан оказались не в силах должным образом принять беженцев. Люди хаотично были размещены кто где, включая школы, общественные помещения, недостроенные здания и т.п. Поскольку школы и другие общественные помещения были необходимы для своего функционального назначения, региональное правительство постепенно стало перемещать беженцев в специально построенные лагеря для временно перемещенных лиц (ВПЛ).
Прошло почти десять лет со дня нападения ИГ на езидов Синджара. Езиды ожидали (как им было обещано правительством Ирака) что, после войны с ИГ будут направлены инвестиции на восстановление Синджара, освобождение его территории от экстремистских группировок и очистку от взрывчатых веществ, которые оставили после себя боевики, спасение оставшихся в плену людей (в т.ч. женщин, находящихся в сексуальном рабстве) и поиск пропавших без вести, но почти ничего из этого до сих пор не сделано. По данным езидской международной организации "Езиди Фондейшн", зарегистрированной в Нидерландах, на ноябрь 2023 г. при разносторонней помощи удалось освободить 3322 похищенных езидов, из них 1156 женщины, 337 мужчины, 956 девочки и 873 мальчиков, более 3000 продолжают находятся в руках террористов ИГ. По сей день город Синджар и его окрестности остаются в руинах. В регионе продолжают бесчинствовать различные экстремистские группировки, а территория не очищена от взрывчатых веществ. Из-за чего сотни тысяч езидов Синджара до сих пор не могут вернуться на родину и продолжают бедствовать в лагерях для ВПЛ абсолютно не пригодных для постоянного проживания. По данным Департамента по делам езидов при правительстве Иракского Курдистана в палаточных лагерях, сосредоточенных в Иракском Курдистане, находятся более 260 тыс. езидов. Люди нуждаются в самых элементарных потребностях, страдают от недостатка еды, чистой воды, медикаментов. Условия их жизни ужасны. В этом лично убедилась научная экспедиция, организованная ИВ РАН в Иракский Курдистан в марте 2019 года в составе Директора центра езидских исследований Дасни Ю.Р., научных сотрудников ИВ РАН – Вертяева К.В., Раванди-Фадаи Л.М. и Жигульской Д.В. В ходе экспедиции нами были посещены три езидских лагеря для ВПЛ (один 21.03.2019 в местечке Дара шакран по дороге в г. Духок и два 22.03.2019 в районе г. Баадра), где нами были проведены многочисленные интервью с езидскими беженцами разного возраста, в том числе с малолетними детьми.
Сравнивая увиденное нами в 2019 г. с информацией на июль 2024 год видно, что за эти годы мало что изменилось. До сих пор в лагерях беженцы живут в палатках из полиамидных и полиэфирных материалов, которые совершенно не пригодны для проживания (летом перегреваются, а зимой не держат тепло); кругом антисанитария, отходы утилизируются несвоевременно; много опасных насекомых и грызунов: количество мест общего пользования (кухонь, туалетов и душевых) недостаточно; часто отключается электричество; не хватает медперсонала; среди беженцев имеется большое количество различных заболеваний; тысячи больных и инвалидов нуждаются в лечении, сотни людей нуждаются в хирургической операции; среди беженцев есть много людей, страдающих психическими расстройствами, в первую очередь это девочки и женщины, которые освободились из рабского плена, а также сироты и одинокие люди, потерявшие своих близких. Эти люди крайне нуждаются в помощи и реабилитации.
Печальная ситуация сложилась с похищенными женщинами и девочками. По оценкам депутата парламента Ирака Виан Дахиль (9) "в сексуальном рабстве остаются около 2 тысяч езидских женщин и девочек, которых боевики ИГ постоянно подвергают сексуальному насилию и перепродают как рабынь. Около 3 тыс. детей в ходе геноцида остались сиротами, сотни пожилых людей остались без семьи и поддержки".
В интервью Х. Омархали профессор Ян Кизилхан (10) , который в рамках германского проекта, был направлен в Ирак для оказания психологической помощи женщинам-езидкам, освобожденным после захвата и порабощения ИГ и провел среди них много работы, в частности отметил: "Террор ИГ вызвал хроническую тревогу и ужас у освобожденных женщин и детей езидов. Жестокие убийства, издевательства, насилие, продажи в рабство, обезглавливание людей оставили неизгладимую травму в их душе. Боевики не просто совершали преступления, но и снимали их на камеры и показывали эти кадры в онлайн-сетях. Этот новый вид исламского терроризма ИГ, превосходит человеческое понимание жестокости и страданий. Помимо насилия, женщин и детей подвергали ежедневной идеологической обработке, чтобы вызвать ненависть к езидскому обществу и убивать тех, кто отказывается присоединиться к ИГ. Эти женщины тяжело травмированы, испытывают постоянную тревогу, страх, безнадежность и стыд из-за того, что их изнасиловали, и часто думают о самоубийстве, а некоторые из них уже покончили с собой. Они остро нуждаются в медицинской и психологической помощи, что, к сожалению, мало доступно в Курдистане. Из-за неуверенности в завтрашнем дне, обеспокоенности тем, что их дети в этих условиях не выживут, большинство езидов Синджара желают покинуть Ирак, чтобы выжить [Omarkhali, 2016, p.148–154].
Такого же мнения другой езидский исследователь Саад Салум: "Большинство езидов сегодня думают об эмиграции, потому что у них нет альтернативного варианта, обеспечивающий стабильность. Важно осознать, что прямое насилие и нападения на езидов не являются главными причина миграционного вызова; скорее есть другие причины, такие как социальная дискриминация, подъем воинствующего ислама, потеря доверия к окружающим их людям и надежды на лучшее будущее. Даже те езиды, которые проживают за пределами территорий, которые не были захвачены ИГ и которые не подвергались непосредственному насилию, из-за страха за свое будущее, продают свою собственность и иммигрируют навсегда" [Salloum, 2016, p.122].
Весьма печально обстоит детская проблема. У многих детей, переживших геноцид сильно подорвана психика и здоровье. Одно поколение выросло, другое растет в этих ужасных палаточных условиях и кроме страданий и нужды почти ничего хорошего не видели. В лагерях недостаточно школ, имеется нехватка преподавательского состава, обучение ведется на примитивном уровне. Из-за недостатка образования и пребывания в замкнутом регрессивном пространстве, несколько поколений детей оказались оторванными от цивилизованного мира и имеют туманное будущее.
Есть серьезные социальные проблемы – это безработица и дискриминация по религиозному признаку. Ни для кого не секрет, что многие мусульмане в регионе плохо относятся к иноверцам, особенно к езидам. Их не берут на работу, а если берут, то на тяжелую, непопулярную и низкооплачиваемую работу, им сложнее получить высшее образование. В целом отношение к езидам со стороны мусульман высокомерное и неуважительное, поэтому им сложно жить, а тем более развиваться в среде мусульманского общества (11) .
Из-за бесконечно тяжелых условий жизни, отсутствия работы и средств к существованию, надежды на светлое будущее среди езидских беженцев зарегистрировано множество случаев самоубийств. Многие езиды окончательно потеряв надежду обустройства на родине пошли в эмиграцию. Тысячи из них, которые намерены попасть в Европу и просить убежища, застряли на границах Турции, Греции и в других стран и живут в нищете. По данным езидских организаций, за эти годы более 120 тыс. езидов были вынуждены эмигрировать из Ирака в европейские страны (в основном в Германию, где бундестаг официально одобрил предоставление езидам Ирака убежища). Конечно, тем, кому удалось вырваться в Европу повезло, но и они остаются жить на чужбине в относительно сложных материальных условиях и с нарушенной психикой, с трагической памятью о родной земле залитой кровью родных и близких, и надеждой туда вернуться. Они нуждаются в реабилитации, работе, моральной и материальной поддержке. Среди них есть и те, кому пока не удалось обустроиться, они скитаться по миру в поисках убежища и обречены на нищенское существование.
Резюмируя вышеизложенное можно констатировать, что езиды не могут вернуться на свою родину по нескольким причинам:
Во-первых, несмотря на обещания и функциональную обязанность правительства Ирака, в Синджаре до сих пор не только не восстановлена инфраструктура, но даже руины не расчищены.
Во-вторых, там не безопасно. В регион все еще присутствуют бывшие члены ИГ и другие экстремистские вооруженные группировки, а также множество оставленных повсюду боевиками ИГ взрывчатых веществ, что сильно препятствует жителям проведению самостоятельных восстановленных работ.
В-третьих, из-за отсутствия инфраструктуры и безопасности люди не могут найти работу или начать свой бизнес, следовательно, лишены источника существования.
Как видно, иракское правительство не выполняет и не собирается выполнять свои государственные обязательства по оказанию необходимой помощи своим гражданам езидского вероисповедания, не работает над освобождением Синджара от преступных вооруженных группировок, восстановлением инфраструктуры и возвращением перемещенных лиц в их дома. Курдское региональное правительство и население Курдистана оказывали и оказывают езидским беженцам посильную помощь, но учитывая большое число беженцев и ограниченные возможности курдской автономии, эта проблема требует внешней поддержки. Сами беженцы, лишившиеся всего нажитого и живущие в лагерях для ВПЛ, средств для восстановления своих домов и приобретения необходимых для жизни предметов не имеют (их имущество – мебель, бытовая техника, посуда, одежда и др., оставшиеся у них дома, сначала были разграблены боевиками ИГ и все остальное после них – арабами ближайших деревень).
Очевидно, что в условиях отсутствия гарантии безопасности, возврат езидов Синджара на родину и проживание там может быть невозможным, дискриминация может продолжаться, а геноцид повториться. Для решения этого вопроса необходимо вмешательство ООН и международного сообщества. Безусловно, ООН и международная коалиция во главе США помогли остановить геноцид и спасти многим езидам жизнь. Целевые гуманитарные программы помогли многим беженцам выжить, а некоторым иммигрировать в западные страны, но, к сожалению, международное сообщество не завершила миссию защиты – не остановила трагедию и косвенное уничтожение езидов. Возвращение езидов на родину и дальнейшее их существование во многом зависит от решения вопросов безопасности в Синджаре и толерантности в Ираке, которые могут быть достигнуты только совместными усилиями, с участием Ирака, ООН и международного сообщества. Учитывая сложные исторические отношения мусульман к езидам, кардинальное решение этого вопроса возможно только путем определения особого статуса езидского региона, например, в виде автономии в составе Ирака или саморегулируемой провинции (культурной автономии) в составе Иракского Курдистана, а в случае не достижения соглашения между Багдадом и Эрбилем – под эгидой ООН или иной международной организации. Тем более что, резолюция Европарламента № 2016/2956 разрешает меньшинствам, которые пострадали в результате международного преступления (геноцида) и стали жертвами ИГ, ради их безопасности, право на автономию (12) .
Фрэнсис О"Коннор и Роза Бурч по этому вопросу пишут: "Международное сообщество может внести свой вклад в долгосрочное решение проблемы езидов, переживших геноцид, продвигая политическое решение, которое позволит беженцам-езидам в Ираке и Европе вернуться на свою традиционную родину. Непосредственным краткосрочным приоритетом должно стать определение иракским правительством правового статуса региона Шенгал, например, провинции или автономии в конституционных рамках Иракской федеральной системы. Это обеспечило бы езидскому населению политическое признание, наделило бы его местное самоуправление и облегчило бы участие в процессах принятия политических решений, касающихся сообщества. Учитывая, что езиды превратились в территориально раздробленную общину и остро нуждаются в безопасных пространствах, культурной и политической автономии, вопрос в том, будет ли это автономия находиться под контролем центрального иракского или курдского регионального правительства должны быть рассмотрены на более позднем этапе [O"Connor, Burç, 2021, p.4].
ПРИЗНАНИЕ ГЕНОЦИДА
Несмотря на всеобщее декларативное признание мировым сообществом действий боевиков ИГ как геноцид езидского меньшинства и призыв ООН к мировому сообществу признать действия ИГ в отношении езидов геноцидом (13) , на июль 2024 года геноцид езидов по нашим данным официально признали – ООН (2016) и всего 15 стран мира. Среди них: Австралия (2018), Армения (2018), Бельгия (2021), Великобритания (2016), Германия (2023) (14) , Ирак (2021), Иракский Курдистан (2019), Канада (2016), Люксембург (2022), Нидерланды (2021), Португалия (2019), Сирия (2016), США (2016), Франция (2016), Шотландия (2017).
Между тем, международное признание геноцида для езидской общины имеет не столько принципиальное или моральное, а сколько превентивное значение. Езиды пережившие не один геноцид считают, что признание геноцида со стороны всех или большинства стран мира может серьезно предупредить "джихадистов" от повторного совершения геноцида. По этому поводу Э. Шпет пишет: "Сам факт признания геноцида вряд ли изменит то, что произошло. Однако, многие езиды считают, что от этого решения зависит их возможное спасение как общины в будущем. Езиды утверждают, что если геноцид будет официально признан, то они будут иметь "право" просить о своей автономии и, более того, они будут иметь право на защиту со стороны международных войск, "голубых беретов" ООН. (Хотя есть примеры того, что такие войска были малоэффективны в Боснии и других местах, и были отвергнуты)".
На самом деле, международное признание геноцида очень важно не только для езидов, но и для всего человечества, поскольку это эффективный способ предупредить повторение новых преступлений геноцида не только против езидов, но и других меньшинств в будущем. Только принцип неминуемости и неотвратимости наказания может сделать так, чтобы геноцид в мире никогда и нигде не повторился.
Важным историческим актом справедливости также является привлечение преступников ИГ к уголовной ответственности за совершенные ими злодеяния. Несмотря на обещания международного сообщества и рекомендации ООН по настоящее время очень мало кто из преступников ИГ привлечен к ответственности. Между тем, в своем докладе Комиссия ООН, ссылаясь на обязательства государств по Конвенции о геноциде (15) , дает важные рекомендации правительствам Сирии и Ирака, и международному сообществу по защите и опеке езидской общины Синджара, Комиссия повторно обратилась к Совету Безопасности срочно передать преступления в Синджаре в Международный уголовный суд или учредить специальный трибунал с соответствующей географической и временной юрисдикцией для привлечения виновных к ответственности (16) .
Международная правозащитная организация "Амнисти Интернешнл" в одном из своих докладов пишет: "Приветствуя все усилия по привлечению к ответственности виновных в жестоких преступлениях, государства должны создать трибунал или механизм ответственности, не ограничивающийся иностранными подозреваемыми в ИГ или какой-либо конкретной стороной в конфликтах в Сирии и Ираке. Скорее, международное сообщество должно срочно предпринять шаги для обеспечения того, чтобы все люди, независимо от гражданства, которые обоснованно подозреваются в совершении преступлений по международному праву были преданы правосудию и привлечены к ответственности посредством справедливого судебного разбирательства. В конечном итоге все жертвы конфликтов в Сирии и Ираке должны иметь возможность доступа к истине, правосудию и возмещению ущерба" (17) .
Однако правительство Ирака на территории которого был совершен геноцид и где геноцид юридически признан его парламентом в 2021г., и принят "Закон о выживших езидах", предусматривающий госпрограмму, направленную на реализацию прав, выживших езидов и возмещение им ущерба, основные условия до сих пор не выполнило. Вопрос не только в глобальном – восстановлении Синджара и возврате беженцев, но и в гражданских и политических правах. Многие езиды Ирака жалуются на дискриминацию и ущемление их прав. Так, в интервью агентству "Arab News" женщины-езидки выразили обеспокоенность тем, что в Ираке с езидами обращаются как с гражданами второго сорта и несмотря на историю жестокого террора со стороны ДАИШ, не было предпринято никаких усилий по привлечению виновных к ответственности и устранению дискриминации (18) .
В своем выступлении перед Советом Безопасности ООН в 2017 году Карим Хан (19) в частности отметил: "ЮНИТАД собрала множество убедительных доказательств того, что члены ИГ совершили геноцид в отношении езидской религиозной общины, жестокие преступления, включая казни, пытки, отсечение конечностей, изнасилование женщин и девочек, и обращение их в сексуальное рабство. Распространение видео и фото боевиками ИГ убийств и казней езидов свидетельствуют о том, что боевики ИГ не скрывали своих намерений совершить геноцид против них. Признание факта геноцида езидов является большим шагом вперед в поисках справедливости". К сожалению, на сегодня, несмотря на международную признанную Конвенцию о геноциде и обещания о привлечении виновных к уголовной ответственности за геноцид и преступления против человечности, и огромную работу ЮНИТАД по сбору материалов и доказательств преступлений геноцида в отношении мирных езидов для привлечения террористов ИГ к уголовной ответственности, международный суд над ними так и не состоялся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате этого крупного и продолжающегося чудовищного преступления сегодня многие езиды Синджара находиться на грани тотального уничтожения и все еще актуален вопрос: Кто спасет езидов Ирака? Мы живем во взаимозависимом мире, в котором чужого горя не бывает. Свобода не может существовать без ответственности. Трагедия одного народа по инерции затрагивает другие народы. Каждый из нас должен понимать, что никогда не будет мира пока не будет согласия между народами и делать все возможное, чтобы оградить будущие поколения от проявлений ксенофобии. С моральной точки зрения, гуманность и человеколюбие являются основой любой религии и в том числе ислама. Так, Джамаль Крафесс – гендиректор Благотворительной организации "Исламская помощь" в статье "Ислам и гуманитарная помощь", пишет: "Для мусульман акты милосердия являются одним из важных элементов религиозной практики. Во многих сурах Корана и высказываниях пророка Мухаммеда содержится определение гуманитарных актов, а также призывы их совершать. Они носят обязательный и рекомендательный характер и не исключают не мусульман из числа получателей гуманитарной помощи" [Красный Крест, 2005, т.87].
Это не первый джихад (20) против езидов. Согласно езидской памяти в 2014 году против их общины был совершен 74 геноцид. До прихода ислама в Месопотамию, езиды будучи автохтонным населением современного Курдистана составляли большинство населения этой страны. В результате исламской религиозной политики на сегодняшний день они являются религиозным меньшинством и одним из самых преследуемых общин в регионе. В сложившейся трагической ситуации езидская община мира возлагает большие надежды на ООН и международное сообщество. Очевидно, что езидское религиозное меньшинство Ирака сможет продолжить свою жизнь в этой стране только в том случае, если ему будет гарантирована международная защита или образовано безопасное пространство. Пока еще живы езиды – потерпевшие и свидетели трагедии, мир просто обязан принять превентивные меры, чтобы злодеяния этого геноцида не канули в лету как предыдущие множества преступлений против этой общины. Нельзя оставлять это бесчеловечное преступление без наказания. Мы все несем ответственность за то, чтобы террористам был преподнесен жестокий урок, иначе подобные чудовищные преступления в будущем могут повториться с любым народом независимо от вероисповедания. В силу сложившихся обстоятельств только международное сообщество может помочь езидам в защите их человеческих прав, повлиять на Багдад чтобы решить проблему Синджара, начать работу над его освобождением и помочь перемещенным лицам с возвращением на родину. В гуманитарном контексте, помощь езидам Ирака в восстановлении Синджара и их возвращения на родину является гуманным долгом всего мирового сообщества.
Ссылки:
1. Исламское Государство Ирака и Леванта (ИГИЛ, арабское название ДАИШ), которая также известна как Исламское Государство (ИГ) – экстремистская исламская группа, которая была создана в 2004 г. в Ираке, провозгласила себя халифатом и стремилась к созданию исламского государства, которое охватывало бы территорию Ирака, Сирии и других мусульманских стран. Группа пропагандировала насилие и терроризм в отношении не мусульман, регулярно совершая жестокие нападения и зверства против мирных граждан, признана террористической организацией во многих странах мира, запрещена в РФ.
2. Синджар (курд. Шингар) – исторический регион автохтонного проживания курдов-езидов.
3. Исторически Синджар населяли в основном езиды. В 70-е гг. Саддам приказал разрушать езидские селения и переселять их в другие районы Ирака в специально построенные поселки, именуемые "муджамаат", а на езидские земли стали заселять бедных арабов с неплодородных земель юга страны.
4. Подробно см.: An uncertain future for Yazidis: A report marking three years of an ongoing genocide; www.yazda.org
5. They came to destroy”: ISIS Crimes Against the Yazidis. Human Rights Council Thirty-second session,15 June 2016.
6. Следственная группа ООН по расследованию и привлечению к ответственности за преступления, совершенные членами ИГ.
7. Согласно докладу Департамента по делам езидов при правительстве ИК, боевиками ИГ было взорвано 68 езидских зиккуратов. 8. Подробно см. в многочисленных докладах на вебсайтах ООН, Amnesty International и др.
9. Депутат иракского парламента езидского вероисповедания. 5 августа 2014г. в условиях беспощадного отношения ИГ к езидам в Ираке, В. Дахил на экстренном заседании парламента Ирака прорвалась к микрофону и обратилась к коллегам с призывом об оказании экстренной помощи езидам Синджара. В ответ, спикер парламента Салим аль-Джабури несколько раз прерывал ее речь, а некоторые депутаты выкрикивали оскорбительные слова в ее адрес, но она слезно продолжала умолять коллег и просила проявить гуманность и спасти езидов, оказавшихся на грани тотального уничтожения. Ее голос был услышан во всем мире. Двумя днями позже, 7 августа 2014 г. президент США Барак Обама, объявляя о начале войны в Ираке и оказании гуманитарной помощи езидам Ирака сказал: "На этой неделе одна жительница Ирака прокричала на весь мир – никто не приходит нам на помощь, сегодня на помощь им пойдет Америка". 10. Ян Кизилхан является главой Кафедры психического здоровья и наркологии Госуниверситета Баден-Вюртемберга, Германия.
11. Подробно о социально-экономическом и политическом положении езидов в Ираке см. в отчете Езидской международной организации "Язда", на сайте: www.yazda.org: An uncertain future for Yazidis: A report marking three years of an ongoing genocide, с. 18-31.
12. European Parliament resolution of October 27, 2016, on the situation in Northern Iraq/Mosul, Resolution No. 2016/2956, October 27, 2016: link: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-%2F%2FEP%2F%2FTEXT%2BTA%2BP8-TA-2016-0422%2B0%2BDOC%2BXML%2BV0%2F%2FEN&language=EN
13. В рапорте Комиссии ООН по расследованию преступлений ИГ в Сирии: "They came to destroy”: ISIS Crimes Against the Yazidis", Human Rights Council Thirty-second session,15 June 2016, размещенном на официальном сайте УВКПЧ говорится: "Международное сообщество должно признать, что ИГ совершает преступление геноцида против езидов, и предпринять шаги, чтобы ситуация была рассмотрена органами правосудия, в том числе Международным уголовным судом или временным трибуналом" https://www.ohchr.org/sites/default/files/Documents/HRBodies/HRCouncil/CoISyria/A_HRC_32_CRP.2_en.pdf
14. Германский бундестаг не только признал геноцид езидов, но и все депутаты единогласно призвали правительство ФРГ способствовать расследованию преступлений против езидов на территории своей страны. Также представители всех фракций единогласно высказались за продолжение предоставления езидам убежища в Германии. Кроме того, ФРГ стала первой страной в мире, где свершился акт законного возмездия, и виновный в геноциде езидов был привлечен к уголовной ответственности. 30 ноября 2021 г. Высший земельный суд во Франкфурте вынес приговор, в котором признал одного из бывших членов вооруженной группировки ИГ Таху Аль-Джея, арестованного в Германии, виновным в геноциде и преступлениях против человечности (https://www.amnesty.org/en/latest/news/2021/11/germany-iraq-worlds-first-judgment-on-crime-of-genocide-against-the-yazidis/
15. Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9.12.1948 г.
16. https://www.amnesty.org/en/latest/news/2021/11/germany-iraq-worlds-first-judgment-on-crime-of-genocide-against-the-yazidis
17. Amnesty International public statement "Fair trials for is suspects critical to justice for Atrocity crimes", 26 June 2019 MDE 14/0540/2019
18. https://www.arabnews.com/node/2134821/amp 19. Карим Хан, Специальный советник ген. секретаря ООН, глава ЮНИТАД.
20. Джихад у мусульман, предписанная Кораном священная война против иноверцев с целью обращения их в ислам.