Убийство 31 июля 2024 года в Тегеране главы политбюро палестинской радикальной группировки ХАМАС Исмаила Хании и ликвидация в результате воздушного удара Израиля по Бейруту одного из командиров военного крыла ливанского шиитского движения "Хизболла" Фуада Шокра вновь заметно обострили ситуацию на Ближнем Востоке.
Пока все обстоятельства покушения на палестинского функционера в Тегеране до конца неясны, ведется следствие, отмечаются аресты среди представителей иранских спецслужб. Несмотря на то, что Израиль официально не взял на себя ответственность за этот теракт и каких-либо прямых доказательств участия израильских спецслужб в этом инциденте нет, иранское руководство однозначно считает организаторами убийства Хании власти Израиля и косвенно - администрацию США.
Над мечетью Джамкаран вблизи иранского священного города Кум подняли красный флаг мести. В последнее время его поднимали дважды: после убийства американцами в Ираке иранского генерала Касема Сулеймани в 2020 году и после масштабных терактов джихадистов "Исламского государства" (запрещено в РФ) на кладбище в Кермане в январе 2024 года. Красные флаги в шиитской традиции символизируют несправедливо пролитую кровь и призыв отомстить за погибших.
По заявлению исполняющего обязанности министра иностранных дел Ирана Али Багери, ответ Израилю является священным долгом, имеющим отношение к защите национальной безопасности и суверенитета страны. Иранский дипломат отметил, что убийство Хании является "террористическим актом израильского режима, который подорвал региональную и международную стабильность и безопасность", добавив, что "ответ будет определяющим и решительным". В СМИ арабских стран и Израиля даже называется возможная дата ответного удара ВС Ирана по Израилю: 12 - 13 августа, в священный для евреев день - "Девятое ава"(1) . Не случайно, Иран распространил 5 августа т. г. предупреждение об опасности для гражданских самолетов (NOTAM), которое затрагивает центр, запад и северо-запад Исламской Республики Иран.
В Тель-Авиве и Вашингтоне всерьез восприняли эту угрозу и не исключают новые удары Ирана и его сателлитов по Израилю, подобные военной операции "Правдивое обещание" 13 - 14 апреля 2024 года. Исходя из этого, Израиль и США предпринимают срочные политико-дипломатические шаги и меры военного характера по предотвращению новых атак Ирана и его прокси-сил или минимизации ущерба от них.
Израиль проводит эвакуацию населения из прилегающих к Ливану и Сирии районов, оборудует бомбоубежища и другие укрытия на случай воздушной тревоги, совершенствует систему ПВО "Железный купол", пытается наладить взаимодействие по отражению ударов ракет и беспилотников с соседними государствами (Иордания, Саудовская Аравия) и со своими западными союзниками, прежде всего, с США. Правительство Б. Нетаньяху рассчитывает, что международная коалиция в составе США, Великобритании, Франции, Катара, Египта, Иордании, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Бахрейна поможет успешно отразить ожидаемую атаку со стороны Ирана и "Хизбаллы".
Сообщается, что израильская служба безопасности (ШАБАК) подготовила подземный бункер в Иерусалиме, где будет работать высшее политическое и военное руководство страны в случае новых воздушных атак или начала масштабной войны с Ираном. Якобы этот бункер оснащен всеми необходимыми средствами управления государственными структурами и надежно защищен от ударов с воздуха.
В дополнение к имеющимся группировкам ВВС и ВМС США в регионе Вашингтон в срочном порядке перебрасывает на Ближний Восток эскадрилью истребителей пятого поколения "F-22” и некоторое количество крейсеров и эсминцев, способных перехватывать баллистические и крылатые ракеты. В Персидском заливе и на Средиземном море уже сосредоточено несколько ударных авианосных групп ВМС США. Ранее сообщалось, что 14 апреля 2024 года американские истребители типа "F-15E” сбили более 80 иранских беспилотников. Пентагон планирует также усилить возможности ПРО Израиля за счет поставок новых современных ракет класса "земля — воздух".
Свои военные приготовления на Ближнем Востоке Вашингтон сопровождает и дипломатической активностью. Через различного рода посредников он убеждает власти Ирана отказаться от дальнейшей эскалации напряженности на Ближнем Востоке. Так, госсекретарь США Э. Блинкен в ходе разговора с главами МИД стран — членов G7 заявил, что Иран лишится возможности в дальнейшем взаимодействовать с США, если нанесет по Израилю удар, сопоставимый с апрельским. Примерно в таком же ключе администрация США переговорила со своими арабскими партнерами в регионе (Египет, Иордания, Катар, Саудовская Аравия, другими) с просьбой донести эти предупреждения до Тегерана. В случае сдержанности в ответных действиях Ирана по отношению к Израилю, Вашингтон обещает активизировать свои усилия по мирному решению конфликта в секторе Газа.
Тегеран оказался перед дилеммой: наносить вновь масштабный ракетный удар по Израилю или ограничиться поддержкой своих прокси-сил в регионе, воздерживаясь от прямого военного столкновения с Израилем и США. Скорее всего, иранское руководство ответит Израилю на смерть Хании чисто символически, чтобы успокоить общественное мнение в стране и исламском мире. Вариант продолжения затяжной, изматывающей Израиль, войны с помощью различных радикальных исламистских группировок региона (ХАМАС, "Исламский джихад" (запрещено в РФ), "Хизбалла", "Ансар Аллах", Хашд аш-Шааби", "Катаиб Хизбалла" и других) более предпочтителен для иранского руководства. Избрание большинством населения страны нового президента ИРИ Масуда Пезешкиана, который считается прагматиком и сторонником реформ государства и общества, говорит о запросе широких народных масс на прогрессивные перемены, в числе которых и выход страны из международной изоляции. Иран еще не полностью залечил раны от кровопролитной восьмилетней войны с Ираком 1980-88 гг. и вступать в новую масштабную войну с Израилем и США народ ИРИ явно не готов и не заинтересован. Эти настроения среди широких народных масс учитывают духовный лидер Ирана Али Хаменеи и его ближайшее окружение.
(1) Национальный день траура еврейского народа — день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы
Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук