Если Турция вступит в БРИКС и Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), баланс в регионах изменится, но эти организации не являются для Анкары альтернативой НАТО. Об этом 26 сентября заявил журналистам президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
"Прежде всего, я считаю, что наше присутствие в БРИКС и АСЕАН изменит арифметику регионов. <…> БРИКС и АСЕАН — это структуры, которые предоставляют нам возможности для развития нашего экономического сотрудничества. Участие в этих структурах не означает отказ от НАТО", — сказал Эрдоган, его слова приводит газета Milliyet.
Он напомнил, что у страны выстроена обширная с географической точки зрения архитектура партнерства: у Турции есть сотрудничество с континентальной Европой и США, двусторонние отношения со странами Центральной Азии и Россией, связи с государствами Персидского залива и Африкой. Турецкий лидер подчеркнул, что Анкара не может разорвать свои отношения, например, с тюркским миром из-за членства в НАТО. БРИКС и АСЕАН, равно как и любое другое сотрудничество, не являются для Турции альтернативой Североатлантическому альянсу.
Эрдоган потребовал игнорировать всех, кто считает, что Турция не должна присоединяться к БРИКС или какой-либо другой структуре, потому что те же самые люди раньше призывали страну пытаться вступить в Евросоюз (ЕС), принятия в который государство безуспешно ожидало несколько лет.
Ранее, 2 сентября, агентство Bloomberg сообщило, что Турция официально подала заявку на вступление в БРИКС. Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков в тот же день подтвердил, что Анкара давно проявляет интерес к интеграции в эту организацию.
Глава МИД России Сергей Лавров, комментируя 6 сентября стремление Турции вступить в БРИКС, отметил, что считает намерения страны серьезными. Министр подчеркнул, что самое главное для стран – членов БРИКС — разделять общие ценности, все участники организации готовы по-настоящему исполнять требования Устава ООН, в отличие, например, от ЕС.
До этого, 24 июля, обозреватель Харьянто Мартаха в статье для InfoBRICS отметил, что Турция хочет стать частью БРИКС, потому что поддерживает идею многополярного мира. Эксперт считает, что вступление в объединение позволит Анкаре нарастить свой экономический потенциал с помощью сотрудничества со многими государствами, чьи экономики быстро развиваются.
БРИКС — межгосударственное объединение, которое было основано в 2006 году. С 1 января 2024 года к Бразилии, России, Индии, Китаю и ЮАР присоединились Саудовская Аравия, Египет, Иран, Эфиопия и ОАЭ. 27–28 августа в Москве состоялся VI деловой Международный муниципальный форум стран БРИКС.
Присоединиться к блоку также хотят Алжир, Бангладеш, Бахрейн, Белоруссия, Боливия, Венесуэла, Вьетнам, Гондурас, Зимбабве, Индонезия, Казахстан, Куба, Кувейт, Марокко, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Сенегал, Сирия, Таиланд, Турция, Уганда, Чад, Шри-Ланка, Экваториальная Гвинея, Эритрея и Южный Судан.