Вслед за громким убийством одного из лидеров радикальной палестинской группировки ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране был убит в Бейруте 27 сентября 2024 года в результате серии авиаударов ВВС Израиля лидер ливанской шиитской группировки "Хизбалла" Хасан Насралла. Сообщается и о гибели других политических и военных деятелей этой исламистской группировки.
Ни для кого не является секретом, что ХАМАС и "Хизбалла" финансируются и вооружаются иранскими властями и выполняют, по сути, роль прокси-сил Тегерана на Ближнем Востоке. Поэтому физическая ликвидация лидеров и функционеров этих группировок на территории Ирана, Ливана и Сирии рассматривается как вызов Ирану и попытка втянуть его в прямой вооруженный конфликт с Израилем и, стоящими за ним, США.
Такие прецеденты уже были. На убийство группы высокопоставленных офицеров КСИР Ирана в Дамаске 1 апреля 2024 года Тегеран вынужден был ответить массированным ударом своих баллистических и крылатых ракет и беспилотников по территории Израиля. На этот раз иранские власти пока ограничиваются резким осуждением варварских налетов ВВС Израиля на Ливан, предупреждают Тель-Авив от вторжения наземных войск в эту страну, но от эскалации конфликта со своим участием воздерживаются. Не исключено, что акт возмездия просто отложен.
Военные операции ЦАХАЛ в секторе Газа, Ливане и Сирии не только являются нарушением международного права и суверенитета этих государств, но и сопровождаются большими жертвами среди мирного населения, разрушением жилых зданий и инфраструктуры. Как говорится в резолюциях ГА ООН, эти действия можно отнести к неизбирательному применению силы против гражданского населения.
Самое трагичное, что политические убийства и акты государственного терроризма со стороны Израиля ни в коей мере не приближают справедливое решение палестинской проблемы и не ведут к миру и стабильности в регионе. Говоря шахматным языком, Израиль попал в цугцванг, когда любой его новый шаг лишь ухудшает его положение в регионе и обостряет общую ситуацию. Вполне ожидаемо, что руководство "Хизбаллы" вскоре оправится от потрясения, вызванного потерей своего многолетнего лидера, его место займет кто-то из наиболее авторитетных соратников, тысячи новых ливанских арабов-шиитов пополнят ряды группировки и она с еще большим ожесточением продолжит борьбу с Израилем. Насилие порождает насилие и маховик взаимной злобы и ненависти в отношениях Израиля с арабами-палестинцами и их сторонниками в исламском мире еще сильнее раскрутится. Радикальные исламисты не испытывают проблем с вербовкой все новых рекрутов из числа молодежи, для которых умереть за священное для них и угодное Аллаху дело – большая честь. Как они полагают, "мученики за веру попадают в рай". Нет у них проблем с финансированием, материальным обеспечением, получением все новых образцов оружия (ракеты, беспилотники), которые могут перекрывать всю территорию Израиля. Помощь региональной державы – Ирана и криминальный бизнес позволяют "Хизбалле" постоянно наращивать свой численный и боевой состав. Сегодня эта группировка стала как бы государством в ливанском государстве, хотя соглашения о разоружении всех незаконных формирований после гражданской войны в этой стране никто не отменял. 5 – 6 тысяч боевиков "Хизбаллы" на ротационной основе постоянно находятся в Сирии и являются опорой проиранского правительства Асада.
"Война на истощение" или затяжной вооруженный конфликт Израиля с исламистами сразу на нескольких фронтах (сектор Газа, Йемен, Ливан, Сирия, Ирак) при мощной поддержке Ирана оказывается не в интересах самих израильтян. Они уже сейчас ощущают всю тяжесть военного положения, когда приходится скрываться в бомбоубежищах или эвакуироваться в более безопасные районы, продолжается мобилизация резервистов. Ухудшается и финансово-экономическое положение израильтян, инвестиции и бизнес уходят из страны.
Не надо забывать и о демографическом факторе, который с каждым годом усиливает исламистов. Ведь в Государстве Израиль проживает только 7 млн евреев (72 %) от 9 млн всего населения. Палестинцев (ЗБРИ, сектор Газа, Израиль - около 7 млн и примерно столько же палестинских беженцев в соседних странах, всего их 14-15 млн). Население Ирана уже превысило 88 млн человек. При таком соотношении населения противоборствующих сторон даже ракетно-ядерное оружие вряд ли поможет Тель-Авиву, тем более, Иран может в течение короткого времени создать атомную бомбу, а арсенал ракетного оружия и беспилотников ИРИ уже сейчас впечатляет.
Как сказал мудрый еврейский царь Соломон: "Время разбрасывать камни, и время их собирать". Для Израиля наступает момент истины: борьба за место под солнцем до последнего исламиста или возврат в русло мирных переговоров и поиск компромиссов. Есть хорошо проверенная формула: мир в обмен на территории. Почему бы Израилю, как предлагают "умеренные" арабы и ООН, не вернуться к границам 1967 года и не сделать Восточный Иерусалим столицей будущего Государства Палестина? Можно обсуждать напрямую за столом переговоров или через посредников любые другие варианты мирного сосуществования Израиля и арабов Палестины. Но продолжение войны – это путь в никуда!
Безусловно, будет не так просто преодолеть вековую вражду между евреями-иудеями и исламским миром. Надо признать, что нынешнее иранское руководство и его сателлиты в лице ХАМАС, "Исламского джихада" (запрещен в РФ), ливанской "Хизбаллы", йеменской "Ансар Аллах", иракской "Хашб аш-Шааби" и других, подобных им группировок, считают Израиль "исчадием ада и зла" или "занозой" на здоровом теле народов Ближнего Востока, которую надо с корнем вырвать и удалить. Они призывают "сбросить Израиль в море" и создать Государство Палестина "от реки Иордан до Средиземного моря". Но есть и другие, так называемые "умеренные" палестинские лидеры и организации, например ФАТХ во главе с Махмудом Аббасом, с которыми можно договариваться о мирном существовании двух государств: еврейского и арабского в соответствии с резолюцией ГА ООН № 181 от 29 ноября 1947 года.
Как представляется, альтернативы возврату в русло мирных переговоров по палестинской проблеме и в целом, по ближневосточному урегулированию, нет и быть не может. Очевидно, этим предстоит заниматься уже новым руководителям США и Израиля. Активная и настойчивая деятельность нового президента ИРИ Пезешкиана и его команды на Генассамблее ООН в сентябре 2024 года свидетельствует о том, что сегодня на первом месте в политике Тегерана стоит вопрос о снятии ограничительных западных санкций, что, естественно, напрямую связано не только с решением иранской ядерной программы, но и со снижением напряженности в ирано-израильских отношениях. Это вселяет надежду на то, что компромисс в вопросах региональной безопасности может быть все же найден.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук
Иванов Станислав Михайлович