Свержение правительства Башара Асада в Сирии стало одним из важнейших событий на Ближнем Востоке со времени начала арабской весны 2011 года. Длительная и кровопролитная гражданская война в Сирийской Арабской Республике, похоже, завершается. Уходит в историю не только последний баасистский режим из ряда так называемых арабских националистов, но и ключевое звено созданной Тегераном "шиитской дуги" или "шиитского полумесяца".
Сейчас трудно сказать, как скоро восстановится в стране мир и стабильность? Пока можно лишь констатировать, что сирийцы отказались защищать Асада и предпочли власть радикальных исламистов и вооруженной оппозиции. Вместе с эпохой правления семейства асадов в историю уходит и доминирование Ирана и его прокси-сил в Сирии. Проект Тегерана по созданию своего военно-политического плацдарма в САР – важнейшего звена в "шиитской дуге" (Ирак – Сирия – Ливан) с выходом к Средиземному морю – оказался сорван. Один из основных зарубежных компонентов вооруженных сил Ирана в лице формирований ливанской "Хизбаллы" остался в изоляции, без сухопутных путей снабжения его оружием и боеприпасами.
Главным бенефициаром смены режима в Дамаске стала Турция. Именно ее прокси-силы из числа арабо-суннитского большинства пришли к власти. Не исключено, что со временем новому правительству Сирии удастся наладить отношения и с арабским миром. Ведь главным препятствием к этому была тесная связь Асада с иранскими аятоллами. Некоторые эксперты и политики даже считали Дамаск марионеткой Тегерана. Теперь этого негативного фактора уже нет. В любом случае, без финансовой и материальной помощи арабских государств (ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, др.) вряд ли удастся восстановить жилой сектор, системы жизнеобеспечения и инфраструктуру САР. А Турция известна своими специалистами и успехами в строительной отрасли. Возможен союз Турции с арабскими донорами в деле восстановления САР.
Следует учитывать, что для многих сирийцев изгнание иранцев и их шиитских наемников из страны в обмен на новую зависимость от султана Эрдогана тоже неприемлемо. В первую очередь, это опасно для добившихся статуса автономии курдов и других национальных и конфессиональных меньшинств (алавиты, друзы, армяне, ассирийцы, арабы Заевфратья). Смогут ли новые власти найти консенсус со своими согражданами и построить новое государство без вмешательства во внутренние дела со стороны иностранных государств, той же Турции, покажет время. Для Сирии наступает время новых испытаний и поиска согласия в обществе. Властям предстоит беспрецедентная работа по возвращению 8 млн беженцев из сопредельных государств (Турция, Ливан, Ирак, Иордания) и 4 млн перемещенных лиц, восстановлению основательно разрушенной гражданской войной страны.
Эксперт по Ближнему Востоку
Иванов Станислав Михайлович