Альтернативы Суэцкому каналу начали искать еще в 2021 году, когда один из крупнейших контейнеровозов в мире "Ever Given” сел на мель и устроил морскую транспортную мега-пробку. Сотни судов с обеих сторон канала вынуждены были до 10 дней ожидать устранения образовавшегося затора.
Текущий кризис в регионе, начавшийся в конце 2023 года с атак группировки йеменских хуситов "Ансар Аллах" на морские суда в Красном море и Аденском заливе, длится уже второй год. Крупнейшие морские линии мира перестали использовать Суэцкий канал как небезопасный для судоходства. В результате, грузовой трафик на этом маршруте заметно снизился (с 70 до 40 судов в сутки), а ставки морского фрахта, наоборот, резко взлетели. Транспортные компании теперь используют более длинные маршруты, в частности, вокруг мыса Доброй Надежды. Перенаправление судов вокруг Африки увеличивает путь из Азии в Европу и Средиземноморье до 40%, а время, по разным оценкам, от 10 до 20 дней (теперь средняя длительность нахождения судна в пути составляет 35 дней). Соответственно, возрастает стоимость всех перевозимых товаров и энергоресурсов.
Одним из вариантов нового транспортного маршрута из Азии в Европу может стать иракский порт Фао на побережье Персидского залива и далее в турецкий порт Мерсин в Средиземном море, который через Стамбул будет соединен с Европой. 22 апреля 2024 года Ирак, Турция, ОАЭ и Катар подписали четырехстороннее соглашение по началу реализации этого мегапроекта, назвав его "Путь развития". Страны-подписанты приглашают к сотрудничеству в рамках этого соглашения другие монархии Персидского залива, Индию и Китай. По замыслу проектировщиков предстоит модернизировать и построить свыше 1,2 тыс. км железных дорог и скоростных автомагистралей, которые свяжут Ирак с Турцией, проложив кратчайший сухопутный маршрут между Европой и Азией. Транспортный коридор будет проложен через крупные иракские города Басру, Кербелу, Неджеф, Багдад, Мосул и войдет на территорию Турции вблизи от ирако-сирийской границы. Далее маршрут будет пролегать в Европу через турецкий порт Мерсин на берегу Средиземного моря и Стамбул. Конечной точкой маршрута может стать Лондон. Ожидается, что реализация первого этапа строительства общей стоимостью около 20 млрд долларов будет завершена уже в 2029 году, а полностью мегапроект будет сдан к 2038 году.
"Путь развития" выгоден Ираку как возможность вернуть себе экономическую привлекательность и создать большое число рабочих мест. Для развивающегося сотрудничества стран Персидского залива и Центральной Азии "Путь развития" станет кратчайшим торговым маршрутом, что стало одной из причин, по которой монархии Залива приложили усилия для начала реализации этого проекта. По заявлению министра транспорта Ирака, новый коридор свяжет иракский портовый г. Басру с Лондоном и позволит сэкономить от 12 до 15 дней в пути по сравнению с Суэцким каналом. По замыслу проектировщиков, товары из Пекина могут доставляться по этому маршруту в Лондон всего за 26 дней. Как известно, на преодоление столь огромного расстояния морским судам требуется 35 дней с учетом прохода через Суэцкий канал. С огибанием же Африканского континента через мыс Доброй Надежды это время увеличивается до 45 дней. Маршрут из Фао в Мерсин весьма выгоден для экспорта китайских товаров через Пакистан и индийских товаров через Иран в Европу. Этот коридор позволит Индии, Китаю и арабским странам не только сократить сроки доставки товаров в страны ЕС, но и свяжет их через Турцию с Южным Кавказом и Центральной Азией.
Ожидается, что строящийся на побережье Ирака морской порт станет одним из крупнейших не только в регионе, но и в Европе. Он будет включать 100 причалов, что значительно больше, чем порт Джебель-Али в Объединенных Арабских Эмиратах, который имеет всего 67 причалов для грузовых судов. В порту будут построены терминалы по перевалке контейнерных, навалочных и наливных грузов. Он сможет принимать крупные торговые суда с осадкой до 19,5 метра. Уже к 2029 году порт "Гранд-Фао" планирует обрабатывать 36 млн тонн контейнерных грузов и 22 млн тонн насыпных грузов. Как выше отмечено, товары из иракского порта Фао по железной и автомобильной магистралям будут направляться в турецкий порт Мерсин на Средиземном море.
Реализация работ первого этапа, который планируется завершить к 2025 г., позволит пропускать через порт до 3 млн контейнеров в год. Контракт стоимостью 2,5 млрд евро на первый этап работ был подписан с корейской компанией "Daewoo Engineering & Construction”. Комплексный план развития порта с оценкой стоимости строительства 11,7 млрд евро был разработан итальянской компанией "Technital”. К 2028 г. ежегодный объем перевалки грузов в контейнерах в новом порту должен достигнуть 36 млн тонн, насыпных грузов — 22 млн тонн, а к 2038 году эти значения планируется увеличить соответственно до 70 млн тонн и 33 млн тонн.
Индия и Китай изучали и другие варианты альтернативы Суэцкому каналу, но новый вооруженный конфликт в секторе Газа и включение в эти события Ирана и его прокси-сил в регионе, а также свержение режима Башара Асада исключили на ближайшее время Иран, Израиль и Сирию их числа возможных претендентов на участие в региональных логистических проектах. Ирак и Турция стали наиболее надежными и выгодными партнерами азиатских и арабских государств в создании новых маршрутов в направлении Европы. Такой вариант устраивает и страны ЕС, которые предпочитают диверсификацию торговых коридоров и уменьшение зависимости от монополистов, одним из которых они считают Египет с его Суэцким каналом.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук
Иванов Станислав Михайлович