В Иране идёт бурная дискуссия об активизации поиска путей снятия со страны ограничительных финансово-экономических санкций, поскольку экономика ИРИ оказалась в глубочайшем кризисе. Большинство политиков-прагматиков и экспертов приходят к мысли о необходимости как можно скорее возобновить переговоры по иранской ядерной программе. Президент Ирана М. Пезешкиан на полях недели высокого уровня Генассамблеи ООН в Нью-Йорке с 24 по 30 сентября 2024 года предложил возобновить эти переговоры. По заявлению главы внешнеполитического ведомства ИРИ А. Арагчи "Европа и США приветствовали это предложение". Позиции КНР и РФ общеизвестны, они не выходили из Соглашения по иранской ядерной программе, известной как СВПД.
Становится все очевиднее, что Иран существенно ослаблен разгромом своих прокси-сил на Арабском Востоке (ХАМАС, "Хизбалла", режим Асада). Проекты Тегерана — "шиитская дуга" или "шиитский полумесяц", "ось сопротивления", на которые за последние годы были затрачены свыше 200 млрд долларов, оказались провальными. Иранские власти не только утратили свои позиции на Ближнем Востоке и в исламском мире в целом, но и оказались банкротами в глазах своего народа. Поэтому на предстоящих переговорах по ядерной тематике (имеются сведения, что они уже идут негласно, но пока не очень активно) Тегерану придется пойти на ряд уступок и компромиссов не только по ядерной программе, но и в своей внешней политике. Очевидно, иранским аятоллам придется отказаться от курса на шиитскую экспансию или продолжение исламской революции на Ближнем Востоке, прекратить "гибридную войну" с Израилем.
Ожидается, что успех на ожидаемых переговорах по иранской ядерной программе может привести к снятию санкций с Ирана и, как следствие, постепенному развороту страны к Западу. Наиболее прагматичные иранские эксперты приходят к выводу, что иного пути у Ирана сегодня просто нет. При отсутствии прогресса на переговорах вероятность ракетно-бомбовых ударов Израиля и США по ядерным и другим стратегически важным объектам ИРИ резко возрастает и в таком случае возможен коллапс режима. При этом следует учитывать все нарастающие протестные настроения среди широких народных масс. Ведь инфляция в стране в последние годы устойчиво держится на уровне 40-50 %, а по итогам 2024 года цены на продовольственные товары выросли на 145%. В своем недавнем обращении к нации Масуд Пезешкиан заявил о существенных провалах и дефиците в различных секторах экономики, предупредив, что в некоторых областях "мы стоим на краю пропасти".
На фоне неэффективности социально-экономической политики властей и их просчетов во внешней политике подавляющее большинство иранцев (более 70%) выступает за восстановление нормальных отношений с Западом. За начало переговоров с США по ядерной программе ИРИ открыто выступают президент Масуд Пезешкиан, министр иностранных дел Аббас Арагчи, практически все члены правительства и деловые круги. Эти настроения учитывает высший руководитель страны Али Хаменеи и его ближайшее окружение. Избрание на пост президента ИРИ умеренного политика-прагматика М. Пезешкиана как раз и преследовало целью "выпустить пар из закипающего иранского общества", найти пути возврата в ядерную сделку и достигнуть компромисса с новой администрацией США по другим вопросам. Очевидно, что иранские переговорщики могут использовать в качестве рычага давления на Вашингтон и его западных союзников планируемое 17 января 2025 года подписание Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и Ираном. Как известно, 25 марта 2021 года аналогичный договор был заключен между Ираном и Китаем. Некоторые эксперты считают, что Тегеран может использовать эти договора как предмет торга на предстоящих переговорах с США и Западом. В случае достижения новой сделки по иранской ядерной программе и снятия западных санкций с ИРИ, договора с КНР и РФ в части военного сотрудничества могут не получить своего дальнейшего развития и остаться в формате рамочных соглашений. Вместе с тем, Тегеран рассчитывает, что КНР и РФ примут активное участие в предстоящих переговорах и обеспечат защиту интересов Ирана в новой ядерной сделке по типу СВПД.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук
Иванов Станислав Михайлович