Не дожидаясь снятия с новых руководителей Сирии ярлыка террористов и официального признания Переходного правительства этой страны, российские власти приступили к переговорам с ними о судьбе российских военных баз. С этой целью 28 января 2025 года в Дамаск прибыли заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Богданов и спецпредставитель Президента России по Сирии Александр Лаврентьев.
Как известно, авиабаза ВКС РФ в населенном пункте Хмеймим появилась по соглашению с правительством Башара Асада в 2015 г. и формально предназначалась для борьбы с международным терроризмом в лице "Исламского государства" (запрещено в РФ). Но поскольку основную роль в борьбе с бандформированиями ИГ на северо-востоке Сирии взяли на себя курдские ополченцы при поддержке Международной коалиции ВВС во главе с США, то ВКС РФ по просьбе Дамаска приняли участие в борьбе с боевиками сирийских радикальных исламистских группировок "Джабга ан-Нусра" и "Гейят тахрир аш-Шам" (обе запрещены в РФ) и отрядами вооруженной сирийской оппозиции на северо-западе САР в провинции Идлиб.
Пункт материально-технического обеспечения ВМФ в порту Тартус (центр одноименной северо-западной провинции) на Средиземном море появился еще во времена СССР, а после 2015 г. был расширен, модернизирован и фактически превратился в военно-морскую базу ВМФ РФ. В 2017 г. было заключено межправительственное соглашение между РФ и САР о безвозмездной аренде военных баз в Хмеймиме и Тартусе сроком на 49 лет. Следует подчеркнуть, что пункт базирования ВМФ Тартус — единственный российский военно-морской логистический узел в Средиземноморье, а Хмеймим — ключевая авиабаза снабжения российских сил в Средиземноморье и Северной Африке.
Накануне прибытия российской делегации в Дамаск прошло официальное сообщение о том, что новые власти Сирии уже аннулировали инвестиционное соглашение с российской компанией "Стройтрансгаз" об управлении портом Тартус. Заключенный в 2019 году контракт сроком на 49 лет предусматривал расширение и модернизацию российскими инвесторами этого порта. Предполагалось, что Россия вложит в проект около 500 млн. долларов.
Сирийцы заявили, что теперь все доходы от эксплуатации порта пойдут "на пользу сирийского государства", а рабочие вернутся под местное управление. Якобы, сирийская сторона продолжит модернизацию и замену устаревшего оборудования, "которое использовалось российской компанией без обновления, предусмотренного в двустороннем соглашении".
Якобы в ходе трехчасовых переговоров российской делегации с лидером нового режима Мухаммедом аль-Джулани и главой Переходного правительства Мухаммедом аль-Баширом в Дамаске каких-либо конкретных предложений и вариантов по судьбе российских военных баз не достигнуто. По сообщениям сирийских и иностранных агентств, сирийская сторона обратилась к Москве с просьбой выдать бывшего президента САР Башара Асада и выплатить компенсации за нанесенный ранее ущерб стране. Сирийцы подчеркивали важность восстановления доверия России с сирийским народом посредством конкретных мер, таких как компенсации, реконструкция и восстановление страны.
Судя по всему, новые сирийские власти рано или поздно все же аннулируют соглашения по дислокации у себя российских военных баз. Ведь пребывание любых военных баз на территории иностранного государства предполагает, если не тесные союзнические, то хотя бы стратегические партнерские отношения. Этого в обозримом будущем ожидать не приходится, поскольку Россия поддерживала долгое время такие отношения со свергнутым ныне правительством Асада и весьма активно участвовала в борьбе с его противниками. Не случайно, одним из первых решений новых сирийских властей стал запрет на импорт товаров из Ирана, Израиля и России. К тому же, как показывает опыт на примере Движения Талибан, чтобы исключить из списка террористических организаций РФ, пришедшие к власти в Сирии 7 декабря 2024 года исламистские группировки потребуются даже не месяцы, а годы.
Дамаск будет вынужден считаться и с мнениями по этому вопросу заинтересованных в восстановлении страны иностранных государств. Естественно, что США, страны ЕС, монархии Персидского залива, Турция – все, кто намерен оказать срочную гуманитарную помощь и принять участие в восстановлении Сирии будут настаивать на эвакуации военных баз РФ. Более того, уже сейчас одним из условий скорейшего снятия ограничительных финансово-экономических санкций Запада против Сирии называется закрытие российских баз.
И все же, наиболее вероятным исходом дальнейших переговоров между РФ и Сирией по этой проблеме может быть какой-либо компромиссный вариант. Например, Дамаск согласится на переходный период сохранить эти базы для доставки гуманитарной помощи из РФ в Сирию и другие страны. Сроки закрытия баз и эвакуации техники, имущества и персонала могут быть растянуты по времени на полгода и более. То есть, сирийцы дадут возможность уйти российским военным из страны организованно и достойно в отличие от поспешного бегства американских войск из Афганистана. Но шансы на длительное пребывание военных баз РФ в Сирии практически равны нулю. Российские власти имеют определенный опыт в процессах эвакуации своих военных баз из иностранных государств (Куба, Туркменистан, Грузия).
Эксперт по Ближнему Востоку,
кандидат исторических наук
Иванов Станислав Михайлович