Мировое сообщество с большим удовлетворением восприняло сообщение о прекращении вооруженного конфликта между Израилем и Ираном. Но среди политиков и экспертов есть понимание, что этот мир не может быть прочным и больше похож на временное перемирие. Говоря шахматным языком – это "отложенная партия". Все коренные причины этого застарелого конфликта и предпосылки к его возобновлению сохраняются.
Израиль по-прежнему не проявляет заинтересованности в справедливом решении палестинской проблемы. Созданное на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) и признанное уже 148 из 193 стран — членов ООН Государство Палестина со столицей в Рамалле не является легитимным для Израиля и его сторонников (США, страны ЕС, Япония). Предлагаемые умеренными палестинцами во главе с Махмудом Аббасом условия мирного соглашения с Израилем – возврат к границам 1967 года и передача Восточного Иерусалима под управление Палестинской национальной администрации – правительством Б. Нетаньяху даже не рассматриваются. Якобы израильские власти опасаются прихода к власти в палестинском государстве радикальных группировок типа ХАМАС, которые требуют ликвидации Государства Израиль и создания Государства Палестина от реки Иордан до Средиземного моря.
Опасения Иерусалима не лишены оснований, поскольку в 2006 году блок палестинских партий под эгидой ХАМАС победил на всеобщих парламентских выборах в Палестинский законодательный совет и претендовал на власть не только в Газе, но и на ЗБРИ. 14 июня 2007 года палестинский лидер Махмуд Аббас объявил о расформировании правительства национального единства, которое возглавлял член руководства ХАМАС Исмаил Хания, и введении в Палестине чрезвычайного положения. Тогда ХАМАС осуществил переворот в секторе Газа и силой захватил там власть. Палестина распалась на два изолированных противоборствующих анклава.
Многочисленные попытки внутрипалестинского примирения, в том числе и при посредничестве России, не привели к каким-либо результатам. Палестинский раскол существенно осложняет все попытки перезапуска мирных переговоров по урегулированию палестино-израильского конфликта.
Как известно, Израиль второй год проводит масштабную военную операцию под кодовым названием "Железные мечи" против боевиков радикальных палестинских группировок в секторе Газа. Поводом для ее начала послужило нападение 7 октября 2023 года ХАМАС и "Исламского джихада" (запрещено в РФ) на приграничные к сектору Газа районы Израиля, убийства около 1200 израильтян и иностранцев, захват нескольких сот пленных и заложников. По данным израильских спецслужб, вторжение боевиков радикальных палестинских группировок в Израиль было спланировано при активном участии подразделения "Аль-Кудс" КСИР Ирана, отвечающим за специальные военные операции за рубежом.
Премьер Б. Нетаньяху не собирается прекращать боевые действия в этом эксклаве до полного разгрома ХАМАС и его союзников, несмотря на катастрофическое положение около 2-х миллионов мирных жителей сектора Газа, которые невольно оказались заложниками сложившейся ситуации. По данным минздрава Газы, уже погибло около 60 тысяч палестинцев. Попытки силового решения палестинской проблемы Израилем вызывают неприятие со стороны большинства мирового сообщества. Безусловно, такая политика Иерусалима осуждается всеми арабскими, мусульманскими странами, но наиболее жестко и непримиримо по этому вопросу выступают иранские власти.
Не без ведома Тегерана резко активизировалась так называемая "ось сопротивления" Израилю (ливанская "Хизбалла", йеменская "Ансар Аллах"), которые попытались создать дополнительный антиизраильский фронт. А 13 – 25 июня 2025 года мир стал свидетелем прямого вооруженного конфликта между Израилем и Ираном, который привел к значительным разрушениям инфраструктуры, стратегически важных объектов и человеческим жертвам в обеих странах. Поводом для начала военной операции Израиля против Ирана послужили сведения о якобы форсировании Тегераном военной составляющей его ядерной программы. Насколько обоснованы были эти опасения, пока сказать трудно, эксперты лишь сходятся во мнении, что иранским специалистам удалось создать около 400 кг, обогащенного до 60 % урана. Ни глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси, ни руководитель американского разведсообщества сообщества Талси Габбард данными о создании ядерного оружия Ираном на момент начала израильской операции "Восставший лев" не располагали.
Очевидно, что правительство Нетаньяху решилось на эту военную авантюру, заручившись одобрением администрации Трампа, и ставило перед собой более широкие цели. Наряду с ударами по иранским ядерным объектам и убийствами ученых ядерщиков, ЦАХАЛ практически уничтожил систему ПВО ИРИ, нанес серьезный ущерб ее ВВС и ракетному потенциалу. В поражении подземных сооружений головного ядерного предприятия Фордо и ядерных объектов в Натанзе и Исфахане приняли участие ВВС и ВМС США.
В итоге Иран оказался существенно ослаблен в военном отношении и вынужден был согласиться на предложенное Вашингтоном прекращение вооруженного конфликта с Израилем. Это ни в коей мере нельзя рассматривать как капитуляцию Тегерана. Очевидно, что созданная им за последние несколько десятков лет система хорошо замаскированных и углубленных сооружений позволила сохранить большую часть ядерных наработок и ракетных арсеналов. Сообщается, что тот же обогащенный уран мог быть заблаговременно вывезен из Фордо и рассредоточен по стране в соответствующих хранилищах, есть сомнения и в эффективности ударов ВВС США по этому и другим объектам.
Если подвести предварительные итоги событий 13 – 25 июня вокруг Ирана, то можно сделать несколько выводов:
1. Коренные противоречия между Ираном и Израилем сохраняются. Иерусалим уклоняется от справедливого решения палестинской проблемы и настроен силовым путем покончить с радикальными палестинскими группировками. Тегеран, в свою очередь, не отказывается от возведенной в ранг своей внешней политики идеи уничтожения Израиля как "сионистского образования".
2. Расчет некоторых политиков в Израиле и США на смену теократического режима в Тегеране не оправдался. Нападение Израиля на Иран 13 июня 2025 года, наоборот, сплотило иранцев перед лицом общей угрозы.
3. Иран, несмотря на переживаемый страной финансово-экономический кризис в том числе и по причине сохраняющегося санкционного режима США и его союзников, остается мощной региональной державой с большим научно-техническим и промышленным потенциалом. У него есть все возможности, чтобы в кратчайшие сроки восстановить понесенные 13-25 июня потери и успешно развиваться дальше.
4. Добиться полной изоляции Ирана на международной арене Вашингтону не удалось. Тегеран приспособился к санкционному режиму; помимо Китая, Индии, РФ с Ираном развивают отношения многие арабские, африканские и мусульманские страны. Иран является членом ООН, МВФ, ШОС, ОПЕК.
Таким образом, вооруженный израильско-иранский конфликт на этот раз удалось погасить, но причины и предпосылки к его возобновлению сохраняются. Особую опасность представляет участие в конфликте двух региональных ядерных держав. Как представляется, решение палестинской проблемы и ближневосточное урегулирование на всех его треках (сирийском, ливанском) могло бы создать основу для прочного и всеобъемлющего мира в регионе. Настало время выполнить резолюцию ГА ООН № 181 от 29 ноября 1947 года о создании в Палестине на территории бывшей подмандатной территории Великобритании наряду с еврейским и арабского государства.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук
Иванов Станислав Михайлович