Конечно, это название всего лишь метафора, абсолютная ассоциация, потому что та музыка, чарующие звуки которой, извлекаются Тарой из своей арфы, завораживают и пленяют всех без исключения.
Тара - еще одна из Джафф, о которой я должна всенепременно рассказать. Она курдский музыкант с мировой известностью и плотным гастрольным графиком.
Но прежде чем начать разговор о самой Таре Джафф хотелось бы поговорить о том инструменте, на котором она так блистательно играет. Я всегда воспринимала арфу как самый элегантный из всех инструментов в оркестре. Ее всегда изображали на картинах в окружении прелестных дам. Сложилось даже мнение, что арфа чисто женский инструмент. Но это вовсе не так. Мужчин - выдающихся арфистов, гораздо больше, чем женщин. И так было всегда, со времен древнейших. Есть даже одна картина, на которой иудейский царь Давид играет на арфе перед Ковчегом Заветов. А боги всегда изображались с арфой в руках. Орфей, который спустился в царство Аида за любимой Эвредикой, со своей лирой (предшественница арфы) в руке, услаждая слух обитателей подземного царства чудесной музыкой и сладкоголосым пением - один из самых известных мифов. Конечно же, современная арфа отличается от той, на которой играли боги и библейский царь. Считается, что на арфе можно сыграть все: от кельтской музыки до классики, вплоть до джаза и рока. И курдскую музыку арфа передает также очень гармонично и волнительно. Этот инструмент обладает какой-то умиротворяющей медитацией. Мне кажется, именно по этой причине Тара Джафф выбрала именно арфу, а не иной инструмент. Но возможно, возможно, тому была еще одна причина, которая таилась где-то в глубинах ее сознания. Ведь первые прообразы арфы, датируемые еще 3000 годом до нашей эры, были найдены на территории Месопотамии, там, где зачиналась курдская история. Хотя, безусловно, арфа скорее продукт эволюции и культурного обмена.
Арфа, на которой играет Тара, называется кельтской. Она блестяще освоила этот инструмент и познакомила публику многих стран с курдской музыкой. У нее свой стиль и она превосходно придает какое-то современное дыхание древним формам курдской музыки. Она давно живет в Великобритании, много выступает в разных странах, как сольно, так же ее часто приглашают на телевидение и на радио. Публика ее любит, и она с удовольствием занимается благотворительностью, играет в больницах перед пациентами и персоналом. Для меня было большой неожиданностью, что Тара Джафф поющая арфистка. Да, она прекрасно поет курдские песни под аккомпонимент своей арфы. И она личность с ярко выраженным курдским содержанием. Когда в 2010 году она впервые была приглашена с концертами в Турцию, вот что она сказала: "Турция начинает предоставлять курдам больше прав и свобод и я хочу играть свою роль в этом мирном процессе моим голосом, моими песнями и моей арфой", добавив, что эти ее концерты несут сообщения "любви и человечности для всех ее поклонников в Турции. Очень важное и уместное заявление. А знаете, доказанный факт, что звуки арфы приносят не только наслаждение, но и пользу. Такая своеобразная арфотерапия. На концертах Тары Джафф всегда аншлаги, всегда восторг и любовь публики.
Из биографии Тары я узнала много интересного и даже любопытного: родилась она в 1958 году в Багдаде в семье курдского дипломата. В 11 лет поступила в музыкальную школу и научилась играть на фортепьяно. Вскоре научилась играть и на гитаре и увлеклась западной музыкой. В 1971 году с приходом к власти БААС, ее отца арестовали. Семье пришлось покинуть Ирак. С 1976 года Тара и ее семья живут в Великобритании. И началась ее жизнь, в которой было много разной музыки, стилей, ритмов, знакомства и дружба с известными музыкантами и исполнителями. Дружба с гитаристом Ральфом МакТеллом побудила ее экспериментировать с английской народной музыкой. И только через несколько лет она почувствовала потребность играть на гитаре курдские песни, ритмы, звуки, и начала очень органично сочетать курдскую музыку с западной. Во время учебы в университете она познакомилась с курдами из Турции и Ирана. И это еще больше сблизило ее с курдской музыкой. А еще был довольно длительный эпизод в ее творчестве, когда она присоединилась к чилийской группе и пела испанские песни. Да так, что все слушатели были уверены, что она чилийка. Когда Тара впервые услышала альбом Алана Стивелла "Возрождение кельтской арфы", она буквально влюбилась в арфу и решила научиться на ней играть. И у нее это получилось блестяще. Я же абсолютно уверенна, что в ее кровотоке был заложен некий ген, в котором был закодирован тот древний звук курдской музыки, что так ярко развился в ее душе и творчестве. Вот что она сама говорит об этом: "Моя основная деятельность сегодня - пение и игра на арфе. Я делаю аранжировки песен для арфы, а исполняемые мной песни - это адаптированные версии курдской поэзии или старинных курдских песен".
И в завершение хочу привести небольшой абзац из личных воспоминаний Тары Джафф: "Я родом из Курдистана. Все мои родственники жили в Халабдже. Мы часто навещали их, но сами жили в Багдаде, где мой отец работал дипломатом. Тогда в правительстве Ирака было много курдов, хотя между курдами и арабами всегда была некоторая враждебность, потому что мы всегда стремились иметь свои права и независимость. Но так было до прихода к власти Саддама Хуссейна. А с его приходом все стало гораздо хуже. Он хотел курдов уничтожить и истребить".
И на этом, пожалуй, я завершу свой рассказ о невероятной Личности, Бунтарке, Курдянке Таре Джафф!
Публицист
Аза Авдали

































Переводчик