Захватившие власть в Дамаске в конце 2024 года радикальные исламистские группировки под руководством лидера организации "Гейят тахрир аш-Шам" Ахмеда аш-Шараа (признана террористической и запрещена в РФ) похоже не собираются создавать инклюзивного правительства с участием представителей всех этнических и конфессиональных общин Сирии. Отстранены от участия в политической жизни страны не только соплеменники Асада - арабы-алавиты, но и арабы-друзы, курды - победители бандформирований "Исламского государства" (запрещено в РФ), а также представители светской части вооруженной оппозиции Башару Асаду.
С подачи Анкары исламисты взяли курс на создание нового унитарного государства с идеологией "Братьев-мусульман" без учета интересов широких народных масс. Вместо ожидавшейся автономизации или федерализации Сирии согласно проекту новой конституции и создания демократического государства, стране навязывается модель теократического правления по типу режима Мухаммеда Мурси в Египте или Движения Талибан в Афганистане. Эрдоган рассматривает Сирию как свой протекторат, а бандформирования сирийских исламистов как свои прокси-силы в регионе. Он всячески подталкивает новые сирийские власти на силовое решение проблем национальных и конфессиональных меньшинств. Вслед за карательными операциями исламистов в районах компактного проживания арабов-алавитов (провинции Тартус и Латакия) и против арабов-друзов на юге страны (провинция Ас-Сувейда, пригороды Дамаска), настала очередь и курдов, которые проживают на северо-востоке страны и на севере - в городе Алеппо.
8 января 2025 года командование сил внутренней безопасности г. Алеппо сообщило о введении комендантского часа в районах Ашрафия, Шейх Максуд, Бани Зейд, аль-Сирьян, аль-Хулок и аль-Мидан, где исторически проживают курды. МВД Сирии заявило, что войска правящего режима начали развертывание в районе Ашрафия, добиваясь вывода оттуда курдских ополченцев – части вооруженных формирований Сирийских демократических сил (СДС). В результате имевших место боестолкновений по меньшей мере 22 человека погибли и 173 получили ранения.
По сообщениям катарской телекомпании "Аль-Джазира" вооруженные столкновения в г. Алеппо произошли на фоне зашедших в тупик переговоров об интеграции СДС в армию исламистов. Якобы в марте 2025 г. было достигнута предварительная договоренность о разоружении курдских ополченцев или их интеграции с создаваемой исламистами новой армией. Соглашение подтверждало территориальную целостность Сирии и предусматривало интеграцию всех гражданских и военных структур пока неподконтрольного Дамаску северо-востока страны в единую систему государственного управления. Оно включало также передачу под контроль центральных властей пограничных переходов, аэропортов и нефтегазовых месторождений. Реализация данного документа привела бы к переходу территории, которую с 2015 года контролируют поддерживаемые США Сирийские демократические силы (СДС), под полную юрисдикцию Дамаска.
Слепленное на скорую руку в Анкаре соглашение носило явно односторонний характер и не учитывало интересов сирийских курдов, как и их союзников по СДС – арабских племен Заевфратья, других национальных меньшинств. По сути, оно означало бы капитуляцию самопровозглашенного курдского автономного района "Рожава" - победителей "Исламского государства" перед союзниками джихадистов ИГ в лице боевиков "Гейят тахрир аш-Шам" и турецких властей.
Ни для кого не является секретом, что в период создания на территории Сирии и Ирака Исламского халифата Турция превратилась в транзитный коридор для переброски в район боевых действий десятков тысяч джихадистов со всего мира, в турецких лечебных учреждениях лечились и восстанавливались раненые боевики ИГ, турецкие бизнесмены закупали у джихадистов украденные музейные артефакты, нефть и продукты сельского хозяйства, поставляли им оружие и боеприпасы.
Сейчас же вместо того, чтобы интегрировать сирийских исламистов в новое сирийское общество и государство, Эрдоган и его окружение тупо и упрямо продвигают проект создания подконтрольного Анкаре исламистского образования, стремясь превратить Дамаск в свою марионетку. Отсюда агрессивные выпады и военные провокации дорвавшихся до власти исламистов против многострадального сирийского народа. Вряд ли такая узколобая политика может способствовать сплочению нации и восстановлению сирийского государства. Не исключено, что Эрдогану и не нужна возрожденная независимая и самостоятельная Сирия, где курды, как и все меньшинства, могли бы иметь равные права и свободы с правящим большинством. В случае провала проекта создания сирийского исламистского государства Анкару вполне может устроить сохраняющаяся в стране атмосфера хаоса и насилия, как это имеет место в Ливии или Йемене. Как говорится в пословице: "в мутной воде легче ловить рыбу". В таком случае, турецким властям будет легче оправдывать вторжения своих войск в северные районы Сирии и Ирака и проводить там военно-карательные операции. Пантюркизм и неоосманизм остаются краеугольными камнями во внешней политике современной Турции.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук
Иванов Станислав Михайлович

































Переводчик