5 сентября 2025 года президент США Дональд Трамп подписал указ о переименовании Министерства обороны США в Министерство войны (англ. Department of War). И, хотя администрация США объясняет это решение лишь стремлением вернуться к существовавшему до 1949 года историческому названию военного ведомства, многие эксперты увязывают его с избирательным лозунгом Трампа: "Вернём Америке былое величие" или "Сделаем Америку снова великой". Судя по агрессивной внешней политике администрации США, возвращать это самое величие Трамп намерен по преимуществу с опорой на военную силу, т.е. главным методом защиты интересов США на международной арене становится не оборона, а шантаж, давление и война.
Эта концепция подтверждается планами и конкретными действиями администрации США. Как известно, в 2025 финансовом году военный бюджет США составлял 884 млрд долларов, на 2026 год запланировано выделить Пентагону свыше 900 млрд долларов, а на 2027 год Трамп запрашивает на военные нужды уже до 1,5 триллиона долларов, что по мнению независимых экспертов указывает на планомерную подготовку США к новой мировой войне. Сам Трамп заявляет, что это позволит ему создать "армию мечты", на которую Штаты имеют право, и обеспечить их безопасность "независимо от того, кто будет противником".
Как известно, 22 июня 2025 года ВВС и ВМС США провели военную операцию против Ирана под кодовым названием "Полуночный молот", в ходе которой были нанесены ракетно-бомбовые удары по основным ядерным объектам ИРИ. 3 января 2026 года США осуществили военную операцию против Венесуэлы под названием "Абсолютная решимость". Операция началась с массированных авиационных и, предположительно, ракетных ударов по объектам на территории Венесуэлы, включая её столицу Каракас. Затем с вертолётов была высажена группа спецназа, которая уничтожила охрану и захватила президента Венесуэлы Николаса Мадуро вместе с женой. Операции предшествовали несколько месяцев блокады этой страны, в ходе которой американские военные наносили удары по выходящим из Венесуэлы катерам, на которых, якобы, перевозились наркотики, а также перехватывали идущие из Венесуэлы нефтяные танкеры. Сейчас администрация США и Пентагон активно прорабатывают со своими европейскими партнерами по НАТО возможность присоединения Гренландии к США или дислокации на ее территории американских средств ПВО и военных баз.
Вместе с тем, Трамп хотел бы в глазах мирового сообщества поддержать свой имидж "миротворца" и сохранить шансы на получение Нобелевской премии мира. В этих целях он инициировал создание Совета мира в рамках выдвинутого им ранее плана по урегулированию ситуации в секторе Газа. Позже спецпосланник президента США Стив Уиткофф заявил, что мандат Совета будет расширен и на другие региональные конфликты. Некоторые политики и эксперты усмотрели в этой инициативе попытку создать альтернативу структурам ООН, хотя сам Трамп и заявлял, что создаваемая им организация намерена тесно сотрудничать с ООН, а не заменять её. 17 ноября 2025 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 2803, приветствуя создание Совета мира как внешней инициативы, но не официального органа ООН. Вместе с тем, всем очевидна роль и значение Совета мира как "имиджевого проекта" (vanity project) лично Д. Трампа и, в какой-то степени, параллельной ООН структуры.
Устав организации составлен таким образом, что Дональд Трамп сможет сохранить за собой пост ее председателя даже после окончания своего президентского срока в 2029 году, фактически делая эту должность для него пожизненной. Совет мира имеет довольно сложную трехуровневую структуру. Исполнительный совет - ключевой орган, занимающийся вопросами дипломатии и инвестиций. В его состав включены: Дональд Трамп (председатель), госсекретарь США Марко Рубио, бывший премьер Великобритании Тони Блэр, зять Трампа Джаред Кушнер, специальный посланник США на Ближнем Востоке Стив Уиткофф, генеральный директор компании "Apollo Global Management” Марк Роуэн, президент Всемирного банка Аджай Банга и американский политический советник Роберт Гэбриел-младший.
Для контроля за управлением в секторе Газа на период его восстановления создается специальный орган - исполнительный комитет по Газе, в состав которого вошли: Хакан Фидан (МИД Турции), Али ат-Тавади (министр стратегических дел Катара), Хасан Рашад (глава разведки Египта), Рим аль-Хашими (министр государственного сотрудничества ОАЭ), Якир Габай (бизнесмен), Ильхам Алиев (президент Азербайджана - участник-учредитель).
В Ассамблею государств-участников организации приглашено около 60 руководителей стран. Одной из ключевых особенностей Совета является коммерческий ценз: для получения статуса постоянного члена требуется внести взнос в размере 1 млрд долларов США в "Фонд восстановления". Государства, не внесшие этот взнос, получают статус ротационных членов Совета мира сроком на три года, хотя ООН наделила эту организацию мандатом на деятельность в Газе всего лишь на два года, т.е. до декабря 2027 года.
Из числа приглашенных государств подтвердили свое участие Россия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Белоруссия, Венгрия, Албания, ОАЭ, Катар, Индонезия, Египет, Пакистан, Парагвай, Вьетнам, Узбекистан, Марокко; Казахстан якобы пока изучает устав организации, у Израиля возникли сомнения в целесообразности своего участия в Совете в связи с приглашением представителей Турции. Россия предложила разморозить свои активы в США и направить их на восстановление сектора Газа (1 млрд долларов), а остальные - на восстановление Новороссии. Трамп назвал это предложение интересным, но насколько оно выполнимо с точки зрения процедуры снятия антироссийских санкций покажет время. Следует иметь в виду, что основные зарубежные активы РФ попали под санкции ЕС, а в США заморожена лишь незначительная их часть (около 5 млрд долларов). Отмена санкций США и разморозка активов иностранного государства — это довольно сложный политический процесс, требующий решений президента, конгресса, минфина и управления по контролю за иностранными активами (OFAC).
Пока воздержались от участия в Совете мира некоторые приглашенные государства: Франция, Бельгия, Германия из-за обеспокоенности попытками подмены структур ООН, Италия – по причине противоречий такого формата с конституцией страны, Швеция, Китай, другие страны – без объяснения причин. Великобритания и Украина выразили несогласие с участием России в этой организации, хотя бывший премьер Великобритании Тони Блэр лично принял приглашение войти в Совет мира.
Складывается впечатление, что, форсируя процесс создания новой международной организации, Трамп преследует больше личные интересы и забегает далеко вперед. Дело в том, что Совет мира может приступить к работе лишь после реализации очередного пункта плана Трампа по сектору Газа, который предусматривает разоружение военных формирований ХАМАС и "Исламского джихада" (последнее запрещено в РФ) и передачу власти администрацией ХАМАС пока еще не определенному органу палестинского самоуправления. Судя по последним заявлениям лидеров ХАМАС, они не готовы к такому варианту развития событий и требуют увязать процесс мирного решения палестино-израильского конфликта в Газе с признанием Израилем и США Государства Палестина, которое уже признано более чем 150 государствами-членами ООН. Однако, Вашингтон и Иерусалим упрямо игнорируют это требование палестинцев. Правительство Б. Нетаньяху подчеркивает, что на повестке дня не стоит даже само обсуждение вопроса о признании ГП, поскольку, по мнению израильского руководства любое палестинское государственное образование неизбежно окажется в руках радикальных исламистских группировок типа ХАМАС, станет марионеткой внешних антиизраильских сил и будет угрожать самому существованию Государства Израиль. На экспертном уровне израильтяне заявляют, что время создания палестинского государства безвозвратно упущено и вряд ли целесообразно дальше будировать тему создания какого-то нового арабского государства. Ими допускается лишь вариант автономных районов с компактным проживанием палестинских арабов в границах Израиля. Поэтому Совету мира пока просто нечего делать в секторе Газа, разве что наблюдать за новыми силовыми действиями ЦАХАЛ против боевиков ХАМАС и по умиротворению палестинцев.
Станислав Иванов,
ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук


































Переводчик