5 февраля 2026 года истек срок действия Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Уместно напомнить, что этот договор между РФ и США был подписан 8 апреля 2010 года в Праге тогдашними президентами Д. Медведевым и Б. Обамой сроком на 10 лет, вступил в силу 5 февраля 2011 года и продлевался в 2021 году еще на 5 лет. В феврале 2023 года Россия приостановила свое участие в нем из-за ситуации на Украине и невозможности продолжения совместных инспекций. Несмотря на это решение, количественные ограничения арсеналов ЯО до последнего времени сторонами соблюдались. СНВ-3 оставался последним договором, ограничивающим ядерные арсеналы двух мировых держав. Из Договора по ПРО и Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) Вашингтон вышел еще в 2002 и 2019 годах соответственно.
Как известно, Россия и США в настоящее время остаются лидерами по размерам своих ядерных арсеналов, на них приходится свыше 90% всего ядерного оружия в мире. На январь 2025 года, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ), у России имеется 4309 боеголовок, у США — 3700. Франция и Великобритания обладают собственными ядерными арсеналами (290 и 225 боеголовок соответственно), но не располагают тактическими ядерными зарядами. В арсенале Китая, по подсчетам СИПРИ, пока до 600 ядерных боеголовок. СНВ-3 ограничивал число развернутых ядерных боезарядов США и РФ — в каждой из стран до 1550 единиц, а межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подлодок и стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев — до 700.
Прекращение срока действия СНВ-3 вызвало среди политиков, экспертов и в мировых СМИ острую полемику. В конце января 2026 года агентство "Reuters” предупредило о начале "безудержной гонки ядерных вооружений" в случае, если США и РФ не подпишут новых соглашений в этой области. Действительно, впервые за 35 лет мир оказался без каких-либо договорно-правовых норм в сфере ядерного оружия, создались предпосылки к размыванию самого понятия стратегической стабильности и международной безопасности.
В МИД РФ заявили, что Москва исходит из того, что стороны более не связаны обязательствами по договору и вольны в выборе дальнейших шагов. Вместе с тем, в министерстве отметили, что РФ "намерена действовать ответственно и взвешенно, выстраивая свою линию в области СНВ на основе тщательного анализа военной политики США и общей обстановки в стратегической сфере". При этом было подчеркнуто, что Россия готова к военно-техническим контрмерам для купирования потенциальных угроз безопасности страны. По словам заместителя министра иностранных дел РФ Рябкова С.А.: "Модернизация российской ядерной триады — в исключительно продвинутой стадии, появились и новые системы, которых не существовало на момент заключения СНВ-3".
Вместе с тем, Д. Трамп в своем интервью "The New York Times” заявил, что может заключить более "выгодное соглашение" в этой сфере. Ранее он неоднократно подчеркивал, что подлинный контроль над вооружениями в XXI веке невозможен без учета быстро растущего ракетно-ядерного арсенала Китая. Позиция Пекина по этому вопросу широко известна: КНР готова будет сесть за стол переговоров с США и РФ по СНВ после достижения паритета с ними в ЯО, т.е. две ведущие ядерные державы должны продолжить сокращение своих ядерных арсеналов до уровня КНР или Пекин вынужден будет наращивать свой до их уровня. Москва, в свою очередь, считает, что в будущем ДСНВ надо учитывать ядерные арсеналы Великобритании и Франции. Эти два государства пока не планируют наращивать свои ядерные силы, но осуществляют программы их модернизации. В прошлом их совокупный потенциал ЯО был в десять раз меньше, чем стратегические силы СССР, а теперь, в итоге серьезных сокращений ядерных вооружений России и США, их стало меньше всего в три раза. Пока США и РФ не будируют тему включения в переговорный процесс других ядерных держав, в частности, Индии, Пакистана, КНДР и Израиля, но вполне очевидно, что со временем и этот вопрос станет на повестке дня.
Есть и еще один важный аспект в прекращении действия СНВ-3. Неядерные страны непременно напомнят США и РФ на своей апрельской 2026 года конференции о шестой статье Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которая обязывает ядерные государства вести дело к ядерному разоружению в качестве условия отказа остальных участников Договора от получения доступа к такому оружию. Прекращением действия СНВ-3 создаются предпосылки к развалу ДНЯО, что может привести к дальнейшему расползанию ядерного оружия по планете.
Подчас приходится слышать, что сохраняющиеся ядерные арсеналы США и РФ способствует стратегической стабильности, предотвращают новые мировые войны и служат сдерживанию друг друга и потенциальных агрессоров. Более того, так называемые "пороговые страны" полагают, что обретение ими ядерного оружия повысит уровень их безопасности. Вряд ли с этими утверждениями прошлого века можно согласиться. Наверное, со временем многие забыли кризисы времен Холодной войны, когда при наличии огромных ядерных потенциалов только у двух сверхдержав они лишь чудом избежали ядерной катастрофы во время Карибского кризиса 1962 года. Нельзя забывать и о том, что возрастает вероятность получения доступа к такому оружию не только все новых государств, но и негосударственных акторов - террористов.
Согласно заявлению Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, истечение срока Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) создает беспрецедентный риск для глобальной безопасности. Он призвал Россию и США незамедлительно возобновить диалог для создания новой системы контроля над ядерными вооружениями.
В целом, можно констатировать, что, несмотря на возросшую угрозу продолжения гонки ядерных вооружений, оснований для излишней драматизации событий пока нет. Есть надежда, что США и РФ будут неофициально придерживаться критериев и рамок СНВ-3 и со временем продолжат разоруженческий процесс в этой чувствительной сфере. Рано или поздно придет понимание, что будущее нашей цивилизации во многом зависит от деятельности Человечества. Напрашивается полное запрещение и ликвидация ядерного оружия, чтобы спасти нашу планету от уничтожения жизни на ней. Смогли же все страны мира договориться, заключить соответствующие соглашения и уничтожить химическое и биологическое оружие. К сожалению, пока идея Глобального ядерного ноля далека от своего воплощения в жизнь, но все больше политиков соглашаются с ее безальтернативностью. В мае 2009 г. Президент РФ Владимир Путин выразил своё согласие с "нулевым вариантом": "Я думаю, нам следует работать над всеобщим и полным ядерным разоружением. Нам всем следует поставить такую цель. Однако никто не должен злоупотреблять ею, используя эти термины и эту область международной философской мысли в корыстных целях. Если подобный план когда-либо будет осуществлен, то это будет сделано всеми странами. Одна или две страны не могут позволить себе одностороннее разоружение, в то время как другие продолжат наращивать свои ядерные арсеналы".
Станислав Иванов,
ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук


































Переводчик