news.am В армяно-турецких переговорах по нормализации отношений с 23-го апреля сего года установилось некоторое затишье, продолжающееся до 31-го августа. В тот день при посредничестве Швейцарии Армения и Турция огласили известные протоколы об урегулировании отношений. Именно в упомянутый период временного затишья власти Турции декларировали еще одну, не менее важную для страны инициативу. В лице партии «Справедливость и развитие» было заявлено об инициировании урегулирования курдского вопроса в рамках демократизации страны. Тем самым Турция взялась параллельно урегулировать как свои отношения с Арменией, так и внутри страны разрешить курдский вопрос.
Ныне Турция — а конкретнее власти страны — стоит перед серьезнейшими вызовами. Насколько серьезны намерения властей разрешить две наболевшие проблемы, покажет время. Тогда как до того, вместо разрешения этих самых актуальных в истории Турции задач, та же власть долгие годы боролась против о6еих, тратя впустую огромные силы и средства. Согласно информации, промелькнувшей в турецкой прессе, в противостоянии курдским боевикам за последние 30 лет Турция потратила 420 млрд. долларов. Уж не говорим о миллионах долларов, потраченных на антиармянскую пропаганду, ведущуюся на международном уровне. Да и кроме того, разные внешние силы, по разным поводам используя то курдский, то армянский фактор, оказывали давление на Турцию. В какой-то степени нормализовав эти вопросы, Турция освободится от продолжительного диктата. Более того, как по поводу заявил вице-премьер Турции Бюлент Аринч, с решением этих вопросов никто не сможет закрыть дорогу Турции, и Турция станет более чем региональной силой.
И вопрос нормализации отношений с Арменией, и разрешение курдской проблемы имеют в Турции определенную схожесть. Турецкая оппозиция резко противостоит обеим инициативам. Разница, можно сказать, в том, что решение курдского вопроса подвергается прессингу изнутри страны, тогда как на урегулирование армяно-турецких отношений в основном оказывается внешнее давление.
В нынешнем году жаркое турецкое лето сопровождалось не менее жаркими политическими событиями. Продолжающиеся судебные процессы по скандальному делу «Эргенекон», опубликованный в прессе план предполагаемого уничтожения партии «Справедливость и развитие» и Фетулаха Гюлена, обнаружение в морских подразделениях ВС Турции преступной группировки.. И на фоне напряженных внутриполитических коллизий, возникших вследствие всего этого, заявление турецких властей в лице премьера Реджепа Тайипа Эрдогана и президента Абдуллы Гюля о возможности урегулирования курдского вопроса. Еще несколько месяцев назад президент Турции Абдулла Гюль заявил, что скоро в курдском вопросе произойдут положительные сдвиги. А уже в конце июля находясь в городе, в котором родился, — Кайсери, Абдулла Гюль заявил, что курдский вопрос разрешится в Турции в итоге развития демократических ценностей.
Премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган также неоднократно выступал с заявлением о подготовке правительством инициативы урегулирования курдской проблемы. Эрдоган заявил, что подробности урегулирования курдского вопроса станут известны до конца года. Он также заявил, что урегулирование курдского вопроса в Турции осуществится вследствие повышения значимости демократических ценностей. В этом контексте Эрдоган согласился встретиться с единственным депутатом-курдом в турецком парламенте, лидером партии «Демократическое общество» (DTP) Ахмедом Турком. Эта встреча вновь подверглась острой критике оппозиции, обвинившей Эрдогана в фактической встрече с PKK (Курдской рабочей партией). Тем самым оппозиция отождествила РКК с прокурдской партией «Демократическое общество». Более того, не обращая внимания на обвинения оппозиции, связанные с урегулированием курдского вопроса, Эрдоган заявил, что любой ценой доведет дело до конца. И даже когда в столкновениях с курдскими боевиками, имевшими место 8-го сентября сего года, погибло 8 турецких военнослужащих, Эрдоган вновь заявил, что ничего не может помешать инициативе урегулирования.
Упомянутая инициатива урегулирования курдского вопроса особо рьяно критикуется двумя турецкими партиями. Как лидер Народно – республиканской партии Дениз Байкал, так и лидер партии «Национальное движение» (политическое крыло Серых волков) Девлет Бахчели стали выступать против объявленной Эрдоганом инициативы. С особо грубыми обвинениями в адрес премьера выступил лидер партии «Националистическое движение» Девлет Бахчели, обвинивший Эрдогана в разделении Турции. Взаимные обвинения Эрдогана и Бахчели уже выглядят юмористически. В рамках инициативы урегулирования курдского вопроса президент Турции Абдулла Гюль, посетив в основном населенный курдами битлисский поселок Гюроймак, назвал его прежним именем Норшин. Это выражение стало еще одним поводом для шквала обвинений оппозиции, в частности, Девлета Бахчели. Эрдоган тут же ответил на критику. Обратившись к Бахчели, он, в частности, сказал: «В 1071 году Алпарслан захватил Манаскерт, но название не поменял, несмотря на то, что оно армянское. Выходит, вы более националист, чем Алпарслан? Основатель Османской империи Осман завоевал Биледжик, но не поменял его название. Выходит, вы более националист, чем Осман? Мустафа Кемаль Ататюрк, сделав Анкару столицей, город не переименовал, несмотря на то, что название это латинское. Вы более националист, чем Ататюрк?»
И вот адвокаты партии «Справедливость и развитие», изучив обвинения Бахчели в адрес Эрдогана и руководимой им партии, решили обратиться в суд с двумя исками против лидера партии «Националистическое движение». Один – лично от имени Эрдогана, другой – от имени партии «Справедливость и развитие». Вскоре и депутаты от партии «Справедливость и развитие» обратились с исковым заявлением в суд против депутатской фракции партии «Националистическое движение».
Инициативе урегулирования курдского вопроса помогает советами и указаниями приговоренный к пожизненному заключению и с 1999 –го года томящийся в тюрьме на острове Имрали лидер PKK Абдулла Оджалан. Через своих адвокатов Оджалан периодически обращается с посланиями к соратникам. А летом он заявил, что составляет дорожную карту урегулирования курдского вопроса и вскоре представит. В конце августа адвокат Оджалана заявил, что уже 20-го августа дорожная карта была вручена администрации тюрьмы и, после получения разрешения, она будет опубликована. В одном из посланий Оджалан говорил, что курды не стремятся к независимости, они лишь хотят, чтобы государство признало курдов, тогда курды признают государство. Согласно Оджалану, курды будут иметь две совместные родины – Турцию и Курдистан. Входящий в Турцию Курдистан должен иметь широкие полномочия. Дорожная карта авторства Оджалана, согласно его последнему заявлению, в общем целом составляет 760 страниц.
Впрочем, Оджалан известен своими оригинальными заявлениями и публикациями. Так, он заявил, что премьер Турции Эрдоган и президент Гюль обратились к нему за помощью в разрешении курдского вопроса. И любопытное стечение обстоятельств, находясь в разных местах, Гюль и Эрдоган одновременно опровергли сказанное Оджаланом. Не менее интересен ответ Оджалана ярым противникам урегулирования курдского вопроса Девлету Бахчели и Денизу Байкалу. Обратившись к Бахчели, курдский лидер сказал: если 40 миллионов курдов станут на ноги, государства не останется. А один из членов курдской партии «Демократическое общество» заявил, что, если курдский вопрос не разрешится, выступит с требованием отделения Курдистана. Выражение «отделиться» не понравилось Оджалану, сказавшему, что члены партии «Демократическое общество» не знают, что говорят, и попросил Эрдогана ускорить процесс урегулирования проблемы. В турецкой прессе появилась некая весть, связанная с Оджаланом, согласно которой с узником острова Имрали тесно контактирует служба национальной разведки Турции (MIT), которой не пришлась по нраву разработанная Оджаланом дорожная карта, возвращенная на доработку.
Единственная представленная курдами парламентская партия «Демократическое общество» (DTP), имеющая всего 22 депутата, активно способствует разрешению курдского вопроса. Ее лидер Ахмед Турк выразил поддержку объявленной властями инициативе, однако заявил, что ключ к урегулированию курдского вопроса находится в руках находящегося в тюрьме на острове Имрали Оджалана, предложив властям учесть это обстоятельство.
Турецкая оппозиция в лице Народно-республиканской партии и партии «Националистическое движение» весьма отрицательно настроена к партии «Демократическое общество», считая, что та поддерживает террористическую структуру. В ответ лидер курдской партии Ахмед Турк в начале сентября на митинге, организованном курдами в городе Ване, обратился к Денизу Байкалу и Девлету Бахчели, заявив, что они ничего не умеют делать — даже работать пастухом…
В ходе осуществления инициативы по урегулированию курдского вопроса в Турции происходит такое, что 10 лет назад невозможно было и представить. До 1991-го года курдский язык в Турции был запрещен, ныне же в турецких университетах должны открыться отделения курдского языка и литературы, что получило личное одобрение президента Абдуллы Гюля. В восточной части Турции сняты существующие долгие годы военные посты, проверяющие проезжающие по шоссе транспортные средства. В некоторых юго-восточных районах Турции принято решение указывать названия улиц на трех языках: турецком, курдском и арабском. Полиция Диарбекира объявила, что осознает необходимость овладения курдским языком. В начале сентября на мероприятии, организованном в Диарбекире, участвовал и местный гарнизонный военный оркестр, который на глазах у народа, в числе прочих песен, исполнил известную песню «Джане-Джане», автором которой является брат руководителя одного из соединений курдской PKK.
Как свидетельствуют последние развития в Турции и твердые заявления властей любой ценой урегулировать курдский вопрос, правящую силу ждут серьезные испытания. Существенная часть турецкого общества поддерживает инициативу властей, усматривая в том надежу на воцарение мира в Турции. Ведь тысячи родителей посылают своих сыновей в турецкую армию в страхе, как бы их сын не пал жертвой столкновения с боевиками PKK. И среди курдов немало поверивших в то, что Эрдоган разрешит их проблемы и все завершится миром. Конечно, часть курдов исполнена недоверия, считая происходящее очередной имитацией. Тем самым можем заключить, что инициатива разрешения курдской проблемы, осуществляемая в Турции, уже смогла внести определенный перелом в жизнь кудонаселенных районов Турции, однако пока неизвестно, насколько приблизятся власти к завершению начатого, тем более, если учесть, что им предстоит разрешить и другую важную проблему – урегулирования отношений с Арменией.
Андраник Испирян