«Нефть России», Американский эксперт Дэвид Тафури, проработавший 15 месяцев в посольстве США в Багдаде и в настоящее время являющийся советником иракской бизнес-инициативы Американской торговой палаты, дает читателям Business Week десять советов по поводу того, как вести бизнес в Ираке.
Первый совет заключается в том, что с нынешнего года компании, работающие в Ираке по контрактам с правительством США либо другой западной страны, больше не имеют юридического иммунитета от иракских законов. Начиная с 1 января нынешнего года соглашение о статусе иностранных вооруженных сил вступило в силу и отменило бывший ранее иммунитет. Это обстоятельство означает, что в настоящее время иностранные компании и граждане (имеются в виду граждане стран западной коалиции, чьи войска находятся в Ираке, - Oilru.com) теперь не только подпадают под действие уголовного и гражданского законодательства страны, но также под все законы и постановления, касающиеся ведения бизнеса. Более того, все иностранные граждане и компании, вовлеченные в коммерческую деятельность, должны иметь лицензию от иракского правительства. Это может оказаться довольно тяжелым процессом, однако власти работают над его облегчением.
Совет второй – наиболее эффективной формой присутствия в стране для иностранных компаний является открытие торгового представительства. Регистрация торгового представительства позволяет вступать в коммерческие контакты с министерствами страны. Процедура регистрации торгового представительства достаточно легка и включает в себя заполнение регистрационных форм, назначение менеджера и выплаты небольшого регистрационного взноса. Если такое представительство заключает контракт с правительством, оно может быть преобразовано в “отделение компании”.
Совет третий – для чего и как сформировать “отделение компании”. Постановление правительства Ирака за ¹ 93, в настоящее время являющееся частью законодательства страны предусматривает, что неиракские компании могут организовывать на территории страны “отделения компаний”. В последние годы эта форма была оптимальной для ведения полноценной коммерческой деятельности в стране, в то время как формат торгового представительства позволяет вести лишь деятельность по “развитию бизнеса”. Но в тоже время многие компании, действующие сегодня в Ираке в статусе “отделений компании, сталкиваются с серьезными ограничениями деятельности.
Для компаний, желающих иметь статус полноценного юридического лица, существуют различные возможности. Можно создать общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, общество с коллективной ответственностью, фирму, принадлежащую одному собственнику и просто компанию. Наиболее популярными у иностранных фирм являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.
Четвертый совет касается уплаты налогов. Иностранные компании, работающие в Ираке, часто сталкиваются с тем, что налоговое законодательство страны содержит множество двусмысленностей. В принципе как иракцы, так и нерезиденты страны должны выплачивать налог на доходы, полученные в стране. Налоговое законодательство определяет, что налогооблагаемую базу составляет чистый доход, полученный от коммерческой деятельности, либо от деятельности “имеющей коммерческую природу”. Подоходный налог на общества с ограниченной ответственностью составляет 15% от доходов.
Пятый совет касается получения лицензии инвестора. При Саддаме Хусейне положение дел в этом вопросе было обескураживающим для инвестора. Только иракцы могли создавать компании в стране, и это уже само по себе создавало для фирм, зарегистрировавших свои отделения в Ираке, серьезные ограничения для коммерческой деятельности.
В октябре 2006 года правительство Ирака ввело в действие национальный закон об инвестициях, согласно которому иностранным инвесторам полагаются льготы по налогам и иным платежам, а также гарантии того, что правовой режим иностранных инвесторов будет аналогичен правовому режиму национального капитала. Согласно этому закону, компании должны получать инвестиционные лицензии от общенациональной либо региональной комиссии по инвестициям для того, чтобы получать льготы по платежам. В дополнение к 10-летнему освобождению от налогов в рамках инвестиционных проектов, имеющих такую лицензию, возможна полная репатриация прибылей, право использования иностранной рабочей силы, а также трехлетнее освобождение от импортных платежей за оборудование, ввозимое в страну в рамках этого проекта. Региональное правительство Курдистана приняло собственный закон об инвестициях, предполагающий еще ряд дополнительных льгот.
Шестой совет, касается владения собственности. Большинство стран Ближнего востока ограничивают права собственности для иностранцев. В настоящее время подобные ограничения сохраняются и в Ираке. Хотя законом предусмотрена аренда недвижимости, в собственность иностранцы ее приобретать не могут. Правда, это возможно по региональному закону об инвестициях в Курдистане. В настоящий момент федеральное правительство, по инициативе премьер-министра Нури аль-Малики рассматривает возможность внесения смягчающих изменений в законодательство по вопросу о приобретении недвижимости.
Седьмой совет, касающийся политических рисков, определяет в качестве главного из таковых межобщинное противостояние между суннитами, шиитами и курдами.
Восьмой совет касается коррупции, широко распространенной в стране. Многим иностранным компаниям часто просто навязывается местный партнер, и у них возникают проблемы с получением платежей за товары или услуги. Касательно американских компаний говорится, что они должны избегать действий, подпадающих под Акт о Международной коррупции США (FCPA), запрещающий какие-либо вознаграждения правительству за ведение бизнеса.
Девятый совет касается законной силы заключенных в стране контрактов. Иракская правовая система, формировавшаяся столетиями, является очень архаичной. Несмотря на то, что после ввода западных сил сюда были включены некоторые современные правовые категории, касающиеся ведения бизнеса, так или иначе, но иностранным компаниям следует включать в контракты пункты о рассмотрении спорных вопросов в арбитраже. При этом надо иметь в виду, что Ирак не подписал Нью-йоркскую конвенцию, главный на сегодня документ, предусматривающий юридическую силу иностранных арбитражных решений на территории страны.
И, наконец, десятый совет дается по поводу визового режима для представителей иностранных компаний. Если раньше проблем у западных компаний с этим не возникало, то теперь необходима визовая поддержка от таких организаций как национальная и региональные комиссии по инвестициям. Более того, любая иностранная компания, получившая инвестиционную лицензию, получает вместе с ней гарантированное право въезда-выезда в страну для своих сотрудников.