И.А.Свистунова iimes.ru
Анкаре, претендующей на роль посредника в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке, пришлось содействовать нормализации взаимоотношений своих ближайших соседей – Ирака и Сирии. Отношения Багдада и Дамаска обострились после крупномасштабного теракта, совершенного в иракской столице 19 августа. Ирак обвинил Сирию в покровительстве террористам и отозвал своего посла из Дамаска. В ответ на это руководство Сирии предприняло аналогичный дипломатический демарш.
Создавшаяся ситуация вызвала крайнюю озабоченность в Анкаре, рассматривающей Багдад и Дамаск в качестве своих союзников, с которыми необходимо выступать единым фронтом, в первую очередь, в вопросах, связанных с курдской проблемой. Предполагается, что трехстороннее сотрудничество Турции, Ирака и Сирии затронет не только сферу борьбы с терроризмом, но распространится и на решение проблемы распределения водных ресурсов рек Евфрат и Тигр. В то же время Турция активно развивает двусторонние связи со своими соседями. Создан турецко-иракский Совет стратегического сотрудничества высокого уровня, включающий в себя глав основных министерств обеих стран и возглавляемый премьер-министрами. В конце июля Анкара и Дамаск достигли договоренности о формировании подобного механизма между Турцией и Сирией.
Конфликт Багдада и Дамаска, принявший острую форму, особенно явно противоречит интересам Анкары. По этой причине министр иностранных дел Турции А.Давутоглу 31 августа совершил блиц-визиты в столицы Ирака и Сирии, чтобы обсудить создавшуюся ситуацию с руководством обеих стран и выступить в качестве посредника.
На пресс-конференции перед вылетом в Багдад А.Давутоглу сказал, что «Турция придает огромное значение улучшению отношений между Ираком и Сирией, особенно в тот момент, когда дан старт широкомасштабному стратегическому сотрудничеству с этими соседними странами». А.Давутоглу напомнил о том, что дипломатические отношения Ирака и Сирии были восстановлены в 2006 г. после 26-летнего перерыва. Турция приложит все возможные усилия для возрождения позитивной тенденции развития ирако-сирийских отношений. По мнению главы турецкого МИДа, в первую очередь, необходимо восстановить атмосферу взаимного доверия.
Министр также отметил, что тесное стратегическое сотрудничество между Ираком и Сирией будет способствовать превращению Месопотамии в регион стабильности и процветания. Одним из приоритетов турецкой дипломатии является предотвращение событий, способных создать препятствия на пути реализации данного плана. Данных подход соответствует общему направлению турецкой дипломатии, одним из важнейших принципов которой является предотвращение назревающих кризисов в регионе. В последнее время Анкара сформулировала концепцию «проактивной мирной дипломатии», опирающейся на принцип вмешательства на ранней стадии конфликта, при проявлении первый признаков назревающего кризиса, вместо того, чтобы дожидаться роста напряженности.
В Багдаде А.Давутоглу встретился с премьер-министром Н.аль-Малики. На встрече А.Давутоглу сказал, что для снижения напряженности в ирако-сирийский отношениях следует дать правильную оценку произошедшим событиям, но, прежде всего, необходимо, чтобы руководство Ирака смягчило свою позицию. Давутоглу выразил готовность передать сирийской стороне любые документы и сведения, подтверждающие причастность Сирии к теракту, которыми располагает Багдад. Кроме того, министр иностранных дел Турции предложил создать трехстороннюю комиссию с участием представителей Турции, Ирака и Сирии для расследования подробностей инцидента.
Премьер-министр Ирака Н.аль-Малики в беседе с А.Давутоглу снова обвинил Сирию в причастности к теракту и заявил, что Багдад давно требует от Дамаска прекратить поддержку иракских баасистов, выслать из Сирии лиц, подозреваемых в террористической деятельности, направленной против иракского народа, и принять меры для ликвидации тренировочных лагерей боевиков, расположенных на сирийской территории.
По информации официальных представителей Ирака, Багдад воспользовался предложением Турции передать Дамаску документы, подтверждающие, что террористическая деятельность ведется с использованием сирийской территории.
В Дамаске, куда отправился А.Давутоглу из Ирака, состоялись переговоры министра иностранных дел Турции с руководством Сирии. После встречи, на которой присутствовали президент Б.Асад и министр иностранных дел В.Муаллем, А.Давутоглу заявил журналистам, что с оптимизмом смотрит на перспективу нормализации ирако-сирийских отношений, однако, отказался раскрывать детали достигнутых договоренностей.
Официальный Дамаск также воздержался от комментариев, хотя накануне визита А.Давутоглу президент Асад заявил, что со стороны Ирака «аморально выдвигать подобные обвинения в адрес Сирии, которая дала приют 1,2 млн иракских беженцев».
Через неделю после визитов А.Давутоглу в Багдад и Дамаск в сирийской газете «Аль Ватан» со ссылкой на источники в министерстве иностранных дел была опубликована информация о том, что по инициативе и при активном участии Турции идут переговоры об организации четырехсторонней встречи с целью урегулирования ирако-сирийского конфликта. Предполагается, что на встрече, время и место проведения которой пока неизвестно, будут присутствовать министры иностранных дел Турции, Ирака, Сирии, а также генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Муса.
Активная дипломатия Анкары в ходе ирако-сирийского конфликта свидетельствует не только о значении, которое Турция придает поступательному сотрудничеству с Багдадом и Дамаском, в том числе в трехстороннем формате, но и об уровне сближения Турции с Ираком и Сирией. Очевидна уверенность турецкого правительства в том, что его инициатива и «увещевания» не вызовут негативную реакцию ни в Багдаде, ни в Дамаске.